Новые тенденции в развитии института семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:12, реферат

Описание работы

Для большинства людей семья — это некая социальная общность, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью. Социология рассматривает семью одновременно и как малую группу, удовлетворяющую личные потребности людей, и как социальный институт с точки зрения ее функций.

Содержание работы

1.Введение
2.Функции семьи
3.Типы семей
4.Современные тенденции в развитии семьи
5.Этнические и конфессиональные особенности современных семей
6.Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по социологии.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Нация (этнос, народ) определяется в современной науке  по-разному.

       Биологическая теория наций. Согласно этой теории, люди разных национальностей отличаются друг от друга как породы собак – окрас, размер, врожденные рефлексы, предпочтения в еде и т. п.

       Культуроцентристская  теория. Данная теория рассматривает национальность как совокупность понятий, знаний, точек зрения на мир, усваиваемых в раннем детстве от родителей и становящихся чем-то вроде рефлекса (родной язык, навыки поведения, установки).

       Обе теории признают, что национальная принадлежность человека определяет модель поведения. Представители разных народов в одной и той же социально-значимой ситуации будут вести себя по-разному.

       Следует отметить, что «среднестатистическую» российскую семью нельзя отнести  ни к восточной, ни к западной семье. Россия, являясь переплетением восточной и западной культур, сочетает во взглядах своих семей и восточную, и западную ментальность.

       Принадлежность  семьи к определенной этнической культуре может влиять и на характер воспитания детей в семье.

       Существенное  влияние на характер организации жизни семьи оказывают конфессионально (религиозно) заданные нормы и правила. Религия представляет собой институционализированную систему верований, символов и практик, которые обеспечивают людей решением вопросов, относящихся к сфере человеческого бытия.

       Значение  религии состоит в придании смысла человеческому существованию. В религии обобщены ценности человека, цели, к которым он должен стремиться, правила его личных отношений и взаимосвязей с окружающим миром, особенности его повседневного поведения. Своим отношением к религии родители создают образцы мышления и поведения для детей.

Христианская  модель семьи

       В христианстве противоречивым и неоднозначным  является отношение к женщине. Подчиненное положение жены сочетается с ее включенностью в отношения любви, психологической близости. Греховность женщины может быть искуплена через деторождение и пребывание в вере и любви, святости и целомудрии. Для православной семьи основанием семейного благополучия и любви считается супружеская верность (Верность не конкретной женщине, а своей семье.) Можно сказать, что супружеские взаимоотношения в такой семье будут регулироваться не столько чувствами и потребностью в эмоциональной близости или автономности, сколько осознанием ответственности перед родственниками, обязанностями и этическими нормами. Следует, однако, отметить, что многоженство не исключает любви.

Мусульманская модель семьи

       Современный ислам объявляет семью первейшим  и важнейшим элементом человеческого  общества, источником обновления людей. Семья создается в результате заключения брачных уз между мужчиной и женщиной. Не одобряются мужчины и женщины, отрекающиеся от брачной жизни. Характерно стремление максимально упростить процедуру заключения брачного договора. Для признания брака действительным достаточно взаимного согласия совершеннолетних супругов в присутствии двух свидетелей. Главное, чтобы эта процедура не была тайной и скрытой, а проходила открыто и гласно в деревне, квартале, доме.

       Главой  мусульманской семьи является мужчина. Женщине Ислам повелевает повиноваться мужу и оказывать ему услуги так же, как детям повелевает подчиняться родителям и ухаживать за ними. (В тоже время мужчина-повелитель должен заботиться о благоденствии и процветании семьи.) Если семейная жизнь не сложилась, мужчина должен дать развод жене, а жена может выкупить себя у своего мужа. Кроме того, исламский суд вправе расторгнуть брак

       Отличительной чертой современного общества является сосуществование и взаимовлияние различных философских, религиозных, политических систем. Нормы и правила, действующие в одной культуре, уже не могут восприниматься как абсолютные. Принцип толерантности по отношению к другим взглядам, ценностям, верованиям справедлив и в случае моделей семьи, обладающих как сходством, так и отличиями у разных народов. 
 

       Список  литературы

    1.Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004.

    2.Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.

    3.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

    4.Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1996.

    5.Антонов AM. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). – М., 1998.

    6.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб., 1998.

    7.Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России. – 1995. - №3 – 4. 
     

Информация о работе Новые тенденции в развитии института семьи