Новые типы религиозности и религиозные феномены XXI в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:09, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование новых типов религиозности и религиозные феномены в современной России. Задачами настоящей работы являются:
анализ современной религиозности;
рассмотрение классификации новых религиозных движений;
изучение причин распространения нетрадиционных религий в России.

Содержание работы

Ведение
Глава 1. Современная религиозность и ее особенности
Глава 2. Классификация и особенности новых религиозных движений
Глава 3. Причины распространения нетрадиционных религий в России
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Социально-политические изменения, происходящие в России за последние  пятнадцать лет, коренным образом повлияли на религиозную ситуацию в стране. Политические преобразования в России привели к установлению демократических  законов - в частности, к выходу в свет закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» . Сформированная и утвержденная законодательная база явилась предпосылкой развития в российском обществе «рынка религий». В коротки период стремительно изменяется религиозно-идеологическая ситуация в стране: наряду с возрождением традиционных религий - христианства, ислама, иудаизма, буддизма - в страну «хлынули» новые религиозные движения (НРД). Большинство НРД было импортировано в Россию из стран Западной Европы и США. К таковым относятся, например, Церковь Христа, Семья (Дети Бога), Церковь Сайентологии, Церковь Единения (муиисты) и др. Кроме того, возникают и специфически российские новые религиозные движения, не имеющие аналогов ни в Западной Европе, ни Восточной Европе, ни в США. Образовавшееся за последние десятилетия религиозно-идеологическое пространство общественной деятельности оказывается практически неизученным с позиций социологии. Однако деятельность новых религиозных организаций и движений весьма значима в контексте политической, экономической, социокультурной сфер жизнедеятельности современного российского общества.

В отечественной  социогуманитарии изучением новых  религиозных организаций и движений занимается преимущественно религиоведение. Уже более десяти лет в фокусе внимания религиоведческих исследований оказываются такие темы, как история возникновения религиозных организаций и движений, доктринальные основы их деятельности, культовые практики, а также предпринимаются попытки изучения социокультурной природы возникновения НРД и религиозности адептов. И здесь следует отметить, что в силу предметных рамок религиоведения на периферии внимания остаются многие важные для понимания природы возникновения и распространения НРД аспекты: социально-демографическая структура движения, организационная структура, мотивы обращения, а также идеологическое влияние религиозных организаций на различные сферы жизнедеятельности общества. Эти аспекты, в свою очередь, являются актуальными и принципиально важными для социологического изучения религиозных организаций и движений.

Социологическое изучение НРД важно в перспективе  понимания экономических, политических, социокультурных процессов трансформации  общества, оно также позволяет  охарактеризовать отношение различных  социальных групп к сфере трансцендентного, выявить религиозные предпочтения людей в современной России. Однако в данном случае мы сталкиваемся с другой проблемой: российская социология религии не так давно была выделена в отдельную научную дисциплину и в этой связи имеет большое количество методологических пробелов. Так, следует говорить и о малой изученности НРД, и о слабой разработанности теоретико-методологической базы для эмпирического исследования новых религиозных организаций и движений. Па восполнение данной лакуны и направлена настоящая работа.

Не менее  важным представляется и другой аспект актуальности темы исследования - большинство  отечественных научных работ  по религиозным движениям, посвящено  исключительно анализу НРД, импортированных  из стран Западной Европы и США. Исследованию специфически российских религиозных движения - то есть движений, зародившихся непосредственно в нашей стране - уделяется недостаточно внимания не только социологами, но даже религиоведами и социальными философами.

Распространение новых религиозных движений наиболее активно происходит в мегаполисах, крупных городах, для которых свойственна дифференцированная социальная среда и разнообразие социокультурных практик. Для городской среды особо характерным выступает специфический тип ПРД - культовое движение, специфика которых представлена отчетливой организационной структурой, фиксированной доктриной, наличием харизматического лидера, процедурой принятия и исключения. Отличительной особенностью культовых движений является стремление предложить адепту как можно более полную систему компенсаторов, удовлетворить все религиозные потребности индивида. Распространение этого нового для российской городской среды явления требует его научного осмысления и объяснения.

Целью настоящей  работы является исследование новых  типов религиозности и религиозные феномены в современной России. Задачами настоящей работы являются:

    • анализ современной религиозности;
    • рассмотрение классификации новых религиозных движений;
    • изучение причин распространения нетрадиционных религий в России.

Информационной базой для написания данной работы явились учебные пособия, статьи периодических изданий по теме исследования, электронные библиотеки.

 

  1. Современная религиозность и ее особенности

 

В современном  мире происходят глобальные политические, социокультурные и экономические изменения,  нарастает политическая нестабильность,  разрушаются прежние системы ценностей,  формируется всеобщее информационное пространство.  Глобализационные процессы разрушают политическую идеологию,  связанную с религиозной и национальной идентичностью,  девальвируют место и роль религии в жизни общества.  Декомпозиция идеологий и трансформация в сфере социальных отношений,  в которых на протяжении многих веков человеческой истории религия занимала одно из важнейших мест, осложняет и проблематизирует ее роль т положение в современном социальном процессе1. Однако,  несмотря на все это,  религия по-прежнему играет достаточно серьезную роль в жизни современного общества,  остается весьма значимым фактором социально-политической мобилизации как в традиционных обществах,  что вполне очевидно,  так и в тех модернизированных, -  но сохранивших некоторые черты традиционности,  -  или активно модернизирующихся обществах.

Продолжая разговор о месте религии в современной  культуре,  отметим, что даже в свете возрастания социальной роли науки, проявляются различные феномены религиозности,  как в традиционных,  так и в нетрадиционных ее формах. Человеку современной культуры оказывается не чужд некоторый интерес к мистике,  оккультизму и эзотерике,  который,  тем более,  особенно свойственен для переходных эпох.  По большому же счету,  имеет смысл отметить, что сегодня активно формируется и посредством массовой культуры внедряется и широко распространяется  «новая религиозность»,  получившая свое название как явление,  возникшее в противовес традиционной религиозности и представляющее собой характерный для современного этапа развития западного (и российского в том числе) общества тип религиозности, определяемый ценностями массовой культуры и обладающий элементами глубокой новизны и нетрадиционности2.

Раскроем основные особенности современной религиозности:

  1. Происходит секуляризация культуры,  отражающаяся на традиционных религиях, которые хотя и не собираются покидать пространство социальной процесса,  развиваются в режиме постепенного снижения своей духовной и социокультурной значимости,  что в существенной мере характерно для западных обществ. Можно даже говорить, что в современной (а по большому счету, постмодернистской,  постсовременной)  культуре происходит некоторая «секуляризация религиозного»  и  «сакрализация светского».  Как отмечают многие исследователи,  рационалистический процесс десакрализации, «разволшебствления мира», характерный для эпохи Нового времени, сменился своей противоположностью – бурным всплеском иррационализма,  ростом религиозных и даже мистических настроений,  практически «новым средневековьем»,  как это предсказывал выдающийся русский мыслитель Николай Бердяев3;
  2. В современном российском обществе наблюдается как упадок православного и атеистически-материалистического мировоззрений,  так и постепенное исчезновение целостных мировоззрений вообще,  что в том или ином виде свойственно и другим обществам и соответствует постмодернистскому типу культуры,  проблематизирующему идекомпозирующему любую целостность и признающему равнозначность любых дискурсов как важнейший принцип культуры),  что приводит к

«энтропии»  в сфере религиозного сознания,  а значит и нарастанию хаоса в обществе4;

  1. Налицо рост религиозного фундаментализма, являющийся, по большому счету,  реакцией на процессы глобализации  (включая распад СССР и снятие идеологического противостояния между двумя стратегическими блоками в русле Холодной войны;  религиозные противоречия находились под гнетом идеологического противостояния,  с завершением которого они вышли на гораздо более важный план, чем было прежде), крайним проявлением которого является религиозный фундаментализм или еще более глубинный процесс, суть которого,  к примеру,  Сэмюэл Хантингтон определял как столкновение цивилизаций, их конфликт5. Говоря о России и постсоветском пространстве вообще,  можно сказать,  что в отдельных регионах Северного Кавказа,  Центральной Азии и т.п.  увеличение значимости религиозного фактора приняло радикальный характер,  угрожающий целостности России и политической стабильности на постсоветском пространстве. Кроме того, как, к примеру,  показывает политологический анализ,  религиозная ситуация в Центральной Азии в случае своей дестабилизации может стать крайне значимым фактором как российского,  так и китайского политического и геополитического процесса; 
  2. Наблюдается определенное взаимодействие и взаимовлияние новой религиозности и массовой культуры. К примеру, на сегодняшний день многие направления рок-музыки ассимилированы доминантной массовой культурой, а ее ценности перестали быть контркультурными;  коммерциализация рок-музыки  (произошедшая в России в 1990-е гг.),  ее сращивание с шоу-бизнесом привело как к снижению ее художественно-эстетической ценности,  так и подчас к эксплуатации религиозных и оккультно-мистических идей и символов в имиджах исполнителей,  т.е.  к симуляции религиозности,  своеобразной постмодернистской игре,  которая,  с одной стороны, продвигает религиозные идеи в информационном поле, а с другой, девальвирует и трансформирует их6.  Однако надо отметить,  это до конца не отрицает возможность истинно религиозного чувства в современной культуре,  хотя и проблематизирует его в свете становления и развития массовой культуры;
  3. Закономерным следствием глобализации,  повышения  «географической мобильности»,  развития информационно-коммуникативных технологий является детерриториализация религии. Религия становится рассеянной поверх традиционных конфессиональных, политических,  культурных и цивилизационных границ;  та или иная религия порой находит своих приверженцев там,  где исторически их никогда не было,  и теряет в регионах традиционного их распределения. К примеру,  в сегодняшней Европе наблюдается бурный рост мусульманского населения;  в России расширяется сфера влияния религиозных объединений неопротестантского толка типа «Мормонов», «Свидетелей Иеговы», неопятидесятников и др. менее известных церквей,  которые,  как отмечают некоторые исследователи,  часто гораздо больше похожи на транснациональную корпорацию с центром в Нью-Йорке, чем на религиозную организацию;
  4. Идейно-концептуальная плюральность и эклектизм современных религиозных воззрений,  что проявляется,  к примеру,  в расширении сферы распространения такого религиозного «новодела» как «New Age» (Новый век). В его русле в России в некоторых кругах наблюдается возрождение язычества, хотя и весьма маргинальное,  появляются разнообразные эклектичные  «смеси»  типа «евангелического буддизма»,  «православного атеизма»  и т.п.;  т.е.  широкое распространение получают религиозные взгляды,  сочетающие исторически и логически не связанные между собой элементы различных традиционных религий7. Религиозное движение «New Age» имеет в качестве

своей основы западную культуру и либеральные ценности, сводя все к индивидуальному выбору, когда главное – не истинность воззрений, а их привлекательность.  В итоге весьма характерной оказывается вестернизация восточных религиозных течений,  снятие дихотомии материального и духовного, а то и подчеркивание важности телесности. «New Age» существует в виде совокупности гетерогенных локальных версий,  примером одной из которых может служить российское неоязычество,  представители которого стремятся возродить  «традиционные языческие ценности»  и с их помощью противостоять современной бездуховной массовой культуре, хотя сами,  по большому счету, являются частью постмодернистской культуры8;

  1. Новой религиозности нередко свойственен сетевой принцип организации,  как на микро-  так и на макроуровне,  примером чему вполне может служить «New Age». Кроме того,  религиозные секты и радикальные религиозные организации часто построены по сетевому принципу,  ярким примером чего является террористическая сеть  «Аль-Каида».  Свои сети формируются во внешне более безобидных организациях,  скажем, последователи церкви Свидетелей Иеговы расширяют число своих сторонников

простым обходом  квартир и домов,  проведением  бесед и распространением религиозной литературы.  Посредством актуализации такого рода социальных связей горизонтального типа формируется целая сеть сторонников вероучения, разбросанных по всему миру. Иная техника работы наблюдается у саентологов, которые в орбиту своих идей стремятся привлекать представителей элиты общества, также формируя из них определенную сеть. Особо можно отметить, что в ходе этого процесса многие нетрадиционные религиозные течения активно используют технологии манипуляции сознанием людей9;

  1. Новой религиозности,  особенно религиозной деятельности нетрадиционного типа, свойственно активное миссионерство, необходимое для составления конкуренции традиционным для данного региона религиям. Нетрадиционные религии имеют профессионально разработанную рекламу и технику пропаганды своего учения,  они проводят широкомасштабные рекламные и иные мероприятия, нередко для привлечения новых адептов откровенно используется как внепрагматическая, так и прагматическаямотивация  (религиозные лидеры обещают успех в карьере, богатство, хорошее здоровье и т.п.)  Особенно подвержены влиянию нетрадиционных религий оказываются представители молодежи,  которых в процессе  «поиска себя» привлекает своеобразная романтика,  система тайных инициаций, экстравагантность и экзотичность нетрадиционных религиозных культов10;
  2. Происходит активное освоение религиозными институтами и организациями возможностей современных коммуникативных сред  (включая Интернет). При этом экспансия технологий виртуальной реальности знаменует собой не столько рост информированности и эрудиции,  расширение мировоззренческих горизонтов современного человека,  сколько зависимость его системы ценностей от массовой культуры11;
  3. В повседневной культуре наблюдается интерес к эзотерическим учениям,  мистике,  чудесам,  паранормальным явлениям,  колдовству, оккультизму, магии, что особенно свойственно для нестабильных, переходных эпох,  когда человек стремится снизить уровень неопределенности в окружающем его мире,  хотя с другой стороны этот интерес формируется массовой культурой.

 

 

 

  1. Классификация и особенности новых религиозных движений

 

В отечественном  и зарубежном религиоведении нет  общепризнанной типологии новых религиозных движений. Во многом это объясняется трудностями, возникающими при выделении сущностных признаков огромного многообразия вероучений, способов их функционирования, отношения к миру новых религиозных образований. 
Новые религиозные движения называются новыми, поскольку в своей настоящей форме большинство из них возникло после второй мировой войны в государствах Востока, в США, странах Западной Европы. От традиционных верований новые религиозные движения отличаются нововведениями, существенно расходящимися с вероучительными установками исторических религий. Вероучительная и обрядовая новизна обусловливаются обстоятельствами возникновения конкретного типа нового религиозного образования, наличием квалифицированных теологов. Как правило, уже в первоначальных заявлениях основателей или авторитетных лидеров новых религиозных движений сообщается о радикальной новизне учения, видоизменяющего или отвергающего вовсе вероучительные доктрины традиционных религий. И даже если вероучения религиозного новообразования заимствовано из разных источников, оно провозглашается уникальным, никогда ранее не существовавшим. Настойчивое подчеркивание неповторимости основ исповедания порой сочетается с признанием принадлежности к той или иной традиционной религии или конфессии. Так, приверженцы «Международного общества Сознания Кришны» считают себя последователями одного из направлений индуизма. Последователи новых религиозных движений - верующие первого поколения. В отличие от них традиционные религии исповедуют многие поколения народов данной страны, региона, нации и т.д. При этом приобщение к вере происходит постепенно - через семейное воспитание, культурные и национальные традиции, образование. В более широком плане приобщение к традиционным религиям выступает как составная часть социализации личности, включения человека в многообразные связи и отношения.

По содержанию вероучительных доктрин новые нетрадиционные религии  могут быть отнесены к следующим  направлениям:

  1. Неохристианские течения – «Церковь Христа», «Новоапостольская церковь», многочисленные группы харизматической направленности. Лидеры этих групп заявляют о «новом прочтении» христианства, полученном ими в результате озарения или откровения.
  2. Неориенталистские объединения – «Международное общество Сознания Кришны», «Брахма Кумарис», «Миссия Божественного Света», «Ананда Марг». Объединения такого типа ведут свою родословную с Востока, модернизируя различные варианты индуизма, буддизма.
  3. Синкретические и универсалистские движения – «Церковь объединения», «Вера Бахай», «Саентологическая церковь», «Аум Синрике». Одни из данных движений призывают к объединению всех церквей и всего человечества, другие претендуют на открытие тайн психики.
  4. Оккультно-мистические учения и школы «New Age». Они представлены внушительным конгломератом самых разнородных групп, вероучительные доктрины которых не имеют жестких формулировок и обязательных ритуалов. Последователи движения «New Age» разделяют представления восточных религий о безличности Бога, божественности человека. Особое место занимает учение о близости рождения «New Age», которое связывается с приходом Спасителя.
  5. Неоязычество. К новым религиозным движениям данного типа принадлежат группы, выступающие за возрождение дохристианских верований как основы гармонического взаимодействия с природой и обществом. Ближе всего к язычеству стоит направление, у истоков которого - Порфирий Корнеевич Иванов.
  6. Сатанинские группы – «Церковь сатаны», «Зеленый орден», «Южный крест», «Общество сатаны». В центре доктрины сатанинских культов находится поклонение силам зла. Сатана понимается как личностное существо или как символ, олицетворяющий все темные силы человеческой природы.

Информация о работе Новые типы религиозности и религиозные феномены XXI в.