Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:09, контрольная работа
Целью настоящей работы является исследование новых типов религиозности и религиозные феномены в современной России. Задачами настоящей работы являются:
анализ современной религиозности;
рассмотрение классификации новых религиозных движений;
изучение причин распространения нетрадиционных религий в России.
Ведение
Глава 1. Современная религиозность и ее особенности
Глава 2. Классификация и особенности новых религиозных движений
Глава 3. Причины распространения нетрадиционных религий в России
Заключение
Библиографический список
В отношении к мирским порядкам новые религиозные движения разделяются на три типа: миротерпимые, мироотвергающие и мироисцеляющие (мироисправлюящие).
Миротерпимые движения в достаточной мере удовлетворены существующим миром или безразличны к нему. К данной разновидности движений относится разнообразные тантрические группы. Тантрическая религиозная и мировоззренческая доктрина провозглашается надсоциальной, стоящей выше всех мировых законов и социально-политических установлений. Истинная тантра (от санскритского - хитросплетение, сокровенный смысл) свободна от утопических идей построения идеального общества.
В качестве центрального мотива вероучения мироотвергающей направленности выступает дуалистическая доктрина, согласно которой в мире существуют и борются две силы - светлая и темная, добра и зла. Для движений такого типа характерны «эсхатологическая лихорадка» - постоянная актуализация библейского повествования о событиях, предшествующих наступлению конца света. Демонизируя греховный мир, теология «Белого Братства» осуждает существующие власти, не верящие в миссию «живого Бога» - Марину Цвигун. Мироотрицание также являлось характерной чертой первых лет существования «Церкви последнего завета». Ее основатель - Виссарион - заявлял о нарастании противоречий между царством силы и царством добра. Умножаются свидетельства торжества дикости и ничтожества, и спасение возможно через восприятие учения Виссариона.
Новые религиозные
движения с мироисправляющим (мироисцеляющим)
типом отношения к земным реалиям
в целом и конкретным порядкам
в отдельности обычно акцентируют внимание на устранении
различных проявлений насилия, эгоизма,
стяжательства. Предлагаются методики
повышения интеллектуальных способностей,
избавления о наркологической зависимости
(Церковь объединения, Саентологическая
церковь).
В нашей стране новые религиозные движения, культы и секты сформировались отчасти самостоятельно, на почве богоискательских интересов, отчасти проникли к нам из-за рубежа. В результате к концу ХХ века Россия стала ареной очень широкого, без преувеличения, повсеместного распространения самых разнообразных нетрадиционных религий, что, впрочем, можно рассматривать в качестве закономерного явления для большинства цивилизованных стран современного мира.
Хотя целый
ряд факторов, порождающих религиозные
новации в современном мире, одинаков,
будучи связан с общим цивилизационным
процессом, с сопутствующими ему
трудностями и противоречиями в
промышленно-экономической и
Говоря об условиях и причинах распространения нетрадиционных религий в современной России, нельзя не коснуться двух утопических иллюзий, свойственных советской идеологии и наложивших, в свою очередь, определенный отпечаток “совковости” на религиозные искания в постсоветский период. Одна из этих иллюзий заключалась в представлении о скором, через считанные десятилетия, построении коммунистического общества, которое полностью освободится от “религиозных предрассудков” и станет целиком атеистическим. Эта просветительская иллюзия во многом основывалась на сведении содержания и культурно-исторического значения религии к идеологии эксплуататорского строя, тогда как изучение нетрадиционных религий показывает, что одним из факторов их распространения в частности в России, является выраженное в них стремление к социальному освобождению, к раскрытию могучих потенциалов человеческой личности и их плодотворной реализации.
Другая иллюзия
советской идеологии
Таким образом, сама коммунистическая идеология, в силу отмеченных специфических особенностей в определенной мере создавала предпосылки к религиозным исканиям. Они в полную меру начали реализоваться в условиях разразившегося кризиса советского строя и разочарования людей в возможности достижения обещанного официальной идеологией всеобщего земного счастья людей — “коммунистического светлого будущего”. Те, кто не был в состоянии примириться с обнаружившейся несостоятельностью этой светской утопии, обратился за утешением к нетрадиционным религиям, которые не скрывали и не стеснялись ни своего неоязычества, ни мистики эсхатологических настроений, а к тому же пропагандировали свои собственные социальные утопии, прямо заручившись поддержкой сверхъестественного природного или потустороннего начала.
Было бы неправильно
сводить причины
При рассмотрении причин распространения нетрадиционных религий в стране следует говорить не только об активности новых религиозных организаций, но и о поисках современным человеком своей идентичности, смысла и целей существования, о его стремлении к самореализации, к изменению и совершенствованию своего онтологического статуса и сакрально-нравственного уровня, о его потребности в реализации своего творческого потенциала. Нельзя не заметить потребности современного человека в надежной референтной группе, служащей критерием его поведения.
Каждое из новых
религиозно-сектантских
Анализируя
причины распространения
Основной мотив обращения к нетрадиционным религиям состоит в том, что человека не удовлетворяют ответы и решения, даваемые официальной идеологией, будь то светской или церковной. Приверженцы нетрадиционных религий надеются, что предлагаемые последними утопические программы сакрального совершенствования человека и общества приведут к чудодейственному разрешению всех трудностей современной цивилизации и прежде всего безотлагательно помогут им лично.
Заключение
Конец ХХ в. ознаменовался ростом интереса к религиям, усилением их влияния на жизнь людей, обществ, государств, на политику и межнациональные отношения. Большое влияние оказывают традиционные религии: православие, католицизм, ислам и др. Одновременно в наши дни получили распространение новые, так называемые нетрадиционные религии, активно укрепляющие свои позиции в мире. Возникновение новых культов в ХХ в.вызвано несколькими причинами. Главные из них – разочарование многих людей в современной цивилизации с ее несправедливостью и жестокостью, поиск новых идеалов и ценностей. Традиционные религии не для всех оказываются приемлемыми в этом поиске. Дело в том, что для некоторых они могут казаться излишне консервативными, сложными для восприятия, требующие большой духовной работы.
Предводители новых религиозных течений прекрасно учитывают все факторы, которые работают им «на руку»: эти течения отличаются, как правило, простой и доступной системой вероучения и догматики, очень высокой ролью лидера, сплоченностью и организованностью рядов общины, взаимовыручкой по отношению к ее членам. Каждому эти религиозные организации уделяется максимум внимания и заботы. Вместе с тем в этих сообществах широко применяются методы массированного психического воздействия, начиная с самых простых до весьма сложных и изощренных.
Лидеры новых культов утверждают себя в роли оппозиционеров к традиционным религиям, но одновременно используют их символику, терминологию и догматику. Они стараются убедить общество в том, что нашли некую единую универсальную религию, за которой будущее. Новые религиозные организации, как правило, опираются на мощную экономическую базу, которая усиленно поддерживается теми силами, интересы которых они защищают. За деятельностью религиозных организаций могут скрываться незаметные, на первый взгляд, но вполне конкретные материальные интересы конкретных людей.
Россия в ХХ в. пережила огромные преобразования и катаклизмы. За этот период были разрушены религиозные, национальные и культурные традиции. Не выдержала испытания временем и новая система ценностей, которую пытались создать в советскую эпоху. Поэтому Россия сейчас в XXI веке представляет собой огромное идейное «белое пятно» на карте мира. Наши соотечественники находятся в состоянии активного духовного поиска, но в душах и головах многих из них существует невероятная путаница и мешанина. Это обстоятельство делает Россию особо привлекательным объектом для миссионеров всех религий, особенно новых, нуждающихся в массовом признании. Как бы то ни было, но на наших глазах формируется принципиально новая социокультурная ситуация, определенным образом включающая в себя и новую религиозность.
Библиографический список
1 Мещеряков Д. А. Глобализация в религиозной сфере общественного бытия: автореф. … канд. филос. наук.: – Омск, 2007.
2 Рыжов Ю. В. Новая религиозность в современной культуре: автореф. докт. культурологии: – М., 2007
3 Рыжов Ю. В. Новая религиозность в современной культуре: автореф. докт. культурологии: – М., 2007
4 Там же.
5 Мещеряков Д. А. Глобализация в религиозной сфере общественного бытия: автореф. … канд. филос. наук.: – Омск, 2007.
Информация о работе Новые типы религиозности и религиозные феномены XXI в.