Новые типы религиозности и религиозные феномены XXI в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:09, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование новых типов религиозности и религиозные феномены в современной России. Задачами настоящей работы являются:
анализ современной религиозности;
рассмотрение классификации новых религиозных движений;
изучение причин распространения нетрадиционных религий в России.

Содержание работы

Ведение
Глава 1. Современная религиозность и ее особенности
Глава 2. Классификация и особенности новых религиозных движений
Глава 3. Причины распространения нетрадиционных религий в России
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

В отношении  к мирским порядкам новые религиозные движения разделяются на три типа: миротерпимые, мироотвергающие и мироисцеляющие (мироисправлюящие).

Миротерпимые  движения в достаточной мере удовлетворены  существующим миром или безразличны  к нему. К данной разновидности  движений относится разнообразные тантрические группы. Тантрическая религиозная и мировоззренческая доктрина провозглашается надсоциальной, стоящей выше всех мировых законов и социально-политических установлений. Истинная тантра (от санскритского - хитросплетение, сокровенный смысл) свободна от утопических идей построения идеального общества.

В качестве центрального мотива вероучения мироотвергающей  направленности выступает дуалистическая доктрина, согласно которой в мире существуют и борются две силы - светлая и темная, добра и  зла. Для движений такого типа характерны «эсхатологическая лихорадка» - постоянная актуализация библейского повествования о событиях, предшествующих наступлению конца света. Демонизируя греховный мир, теология «Белого Братства» осуждает существующие власти, не верящие в миссию «живого Бога» - Марину Цвигун. Мироотрицание также являлось характерной чертой первых лет существования «Церкви последнего завета». Ее основатель - Виссарион - заявлял о нарастании противоречий между царством силы и царством добра. Умножаются свидетельства торжества дикости и ничтожества, и спасение возможно через восприятие учения Виссариона.

Новые религиозные  движения с мироисправляющим (мироисцеляющим) типом отношения к земным реалиям  в целом и конкретным порядкам в отдельности обычно акцентируют внимание на устранении различных проявлений насилия, эгоизма, стяжательства. Предлагаются методики повышения интеллектуальных способностей, избавления о наркологической зависимости (Церковь объединения, Саентологическая церковь). 

 
 

 

 

 

 

  1. Причины распространения нетрадиционных религий в России

 

В нашей стране новые религиозные движения, культы и секты сформировались отчасти  самостоятельно, на почве богоискательских интересов, отчасти проникли к нам  из-за рубежа. В результате к концу ХХ века Россия стала ареной очень широкого, без преувеличения, повсеместного распространения самых разнообразных нетрадиционных религий, что, впрочем, можно рассматривать в качестве закономерного явления для большинства цивилизованных стран современного мира.

Хотя целый  ряд факторов, порождающих религиозные  новации в современном мире, одинаков, будучи связан с общим цивилизационным  процессом, с сопутствующими ему  трудностями и противоречиями в  промышленно-экономической и экологической  сфере, в сфере национальных, политических отношений и с их отражением в религиозном сознании, тем не менее было бы неправильно единообразно объяснять причины распространения нетрадиционных религий в нашей стране и в странах Запада, нивелируя существенные различия соответствующих им культурно-исторических условий, традиций и особенностей общественно-политической обстановки. Нет сомнения, что определяющую роль в широком распространении в постсоветской России нетрадиционных религий сыграли особые обстоятельства. Вначале сказалась весьма неблагоприятная социальная и духовная атмосфера. Затем последовали резкие и глубокие социокультурные изменения конца 80-х — начала 90-х годов, которые значительно усилили и перевели в новую фазу экстремального развития тенденции роста религиозных настроений, наблюдавшиеся еще в годы застоя. Все это подтвердило известную закономерность: углубление кризисных явлений в обществе всегда сопровождается усилением религиозных исканий.

Говоря об условиях и причинах распространения нетрадиционных религий в современной России, нельзя не коснуться двух утопических иллюзий, свойственных советской идеологии и наложивших, в свою очередь, определенный отпечаток “совковости” на религиозные искания в постсоветский период. Одна из этих иллюзий заключалась в представлении о скором, через считанные десятилетия, построении коммунистического общества, которое полностью освободится от “религиозных предрассудков” и станет целиком атеистическим. Эта просветительская иллюзия во многом основывалась на сведении содержания и культурно-исторического значения религии к идеологии эксплуататорского строя, тогда как изучение нетрадиционных религий показывает, что одним из факторов их распространения в частности в России, является выраженное в них стремление к социальному освобождению, к раскрытию могучих потенциалов человеческой личности и их плодотворной реализации.

Другая иллюзия  советской идеологии заключалась  в ее собственной идентификации  с атеизмом да еще “научным”. Несмотря на то, что Ленин подверг сокрушительной критике богоискательские и богостроительские настроения в рядах социал-демократов, официальная идеология советского строя представляла собой по своему смыслу и ориентациям разновидность светской религии. К тому же идеология большевизма обладала, по справедливому замечанию Н.Бердяева, всеми соответствующими атрибутами: своими непререкаемыми авторитетами, догмами, писаниями, обрядами и святыми12. Современный исследователь этой проблемы А.Пименов прямо говорит о “советской религии” нашего недавнего прошлого и показывает, как “внутри идеологической системы советского общества шло формирование своеобразных религиозных представлений, в структуре которых воспроизводились многие черты классических нетеистических религий”13. Касаясь этой темы, А.Мень отмечает, что за годы советской власти произошел “отход от принципа секулярного государства”, Сталин посчитал, что “сохранять религию даже в “прирученном” виде было рискованно. Бог должен быть один — тот, что в Кремле, и вера в него призвана стать господствующей государственной идеологией. Вождь — единственный оракул и носитель истины. Его не лимитирует даже формально исповедуемый им марксизм, ибо сам Вождь полностью олицетворяет его доктрину”14. А.Мень считает, что с приходом к власти Сталина можно говорить о начале в стране “истории новой религии, рецидиве языческого человекобожия”15.

Таким образом, сама коммунистическая идеология, в  силу отмеченных специфических особенностей в определенной мере создавала предпосылки  к религиозным исканиям. Они в  полную меру начали реализоваться в  условиях разразившегося кризиса советского строя и разочарования людей в возможности достижения обещанного официальной идеологией всеобщего земного счастья людей — “коммунистического светлого будущего”. Те, кто не был в состоянии примириться с обнаружившейся несостоятельностью этой светской утопии, обратился за утешением к нетрадиционным религиям, которые не скрывали и не стеснялись ни своего неоязычества, ни мистики эсхатологических настроений, а к тому же пропагандировали свои собственные социальные утопии, прямо заручившись поддержкой сверхъестественного природного или потустороннего начала.

Было бы неправильно  сводить причины распространения  нетрадиционных религий в России только к внешним, внеличностным  факторам: миссионерской активности новых религиозных организаций  и слабости влияния традиционных церквей. При подобном допущении совершенно игнорируется богоискательская активность приверженцев современных нетрадиционных религий, в них видят людей пассивных, которые не выбирают и не ищут новую веру, не продуцируют новую религиозность, стремясь посредством этого творчески реализовать новое видение мира и самих себя в нем.

При рассмотрении причин распространения нетрадиционных религий в стране следует говорить не только об активности новых религиозных  организаций, но и о поисках современным человеком своей идентичности, смысла и целей существования, о его стремлении к самореализации, к изменению и совершенствованию своего онтологического статуса и сакрально-нравственного уровня, о его потребности в реализации своего творческого потенциала. Нельзя не заметить потребности современного человека в надежной референтной группе, служащей критерием его поведения.

Каждое из новых  религиозно-сектантских объединений  представляет собой своеобразную субкультурную  общность, в которой особым образом преломляются наиболее острые проблемы сегодняшнего дня и даются ответы на запросы времени, убедительные для приверженцев этих религий. Однако нетрадиционные религии вовсе не всегда несут в себе инновационное социокультурное содержание. Часто они содержат архаизированные пласты культуры: реликты древних фетишистских и оккультных представлений, синкретическое объединение новых и старых, наследие давних автохтонных традиций (например, славянского язычества) либо плоды чужеземных заимствований (преимущественно буддизма и индуизма). Иногда дело оборачивается значительно хуже, поскольку нетрадиционные религии вовсе не застрахованы от проявлений фанатизма, экстремизма и нарушений прав человека.

Анализируя  причины распространения нетрадиционных религий, нельзя не обратить внимания на то, что они часто привлекают к себе внимание популяризацией тех или иных физиопсихотехник, которые по праву считаются действенным средством изменения сознания человека, его самочувствия и соответствующих физических (соматических) показателей. Наличие в новых культах и сектах подобной религиозной практики служит действенным аргументом в пользу утверждений об их преимуществах перед традиционными религиями, которые призывают своих верующих пассивно ожидать милости свыше. Напротив, нетрадиционные религии обещают своим приверженцам действенное преобразование личности и радикальное изменение условий повседневного существования здесь и сейчас. Конечно, за всем этим стоит главенствующая ориентация на сакральную цель, провозглашаемую религией, хотя нельзя не учитывать, что помимо обретения новых религиозных установок и чаяний происходят и позитивные изменения личности, связанные с обретением уверенности и перспективы, а это еще один из факторов притягательности новых религиозных объединений для людей. Вопрос об усиливающемся при этом отчуждении от секулярного окружения также нельзя трактовать однозначно: во-первых, это отчужденность избирательна, действует только в отношении иноверцев, “чужих”, и только при условии их отказа прислушаться к новым религиозным идеям, к тому же она с лихвой компенсируется многократным усилением общения в кругу своих единоверцев.

Основной мотив  обращения к нетрадиционным религиям состоит в том, что человека не удовлетворяют ответы и решения, даваемые официальной идеологией, будь то светской или церковной. Приверженцы нетрадиционных религий надеются, что предлагаемые последними утопические программы сакрального совершенствования человека и общества приведут к чудодейственному разрешению всех трудностей современной цивилизации и прежде всего безотлагательно помогут им лично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Конец ХХ в. ознаменовался  ростом интереса к религиям, усилением  их влияния на жизнь людей, обществ, государств, на политику и межнациональные  отношения. Большое влияние оказывают традиционные религии: православие, католицизм, ислам и др. Одновременно в наши дни получили распространение новые, так называемые нетрадиционные религии, активно укрепляющие свои позиции в мире. Возникновение новых культов в ХХ в.вызвано несколькими причинами. Главные из них – разочарование многих людей в современной цивилизации с ее несправедливостью и жестокостью, поиск новых идеалов и ценностей. Традиционные религии не для всех оказываются приемлемыми в этом поиске. Дело в том, что для некоторых они могут казаться излишне консервативными, сложными для восприятия, требующие большой духовной работы.

Предводители  новых религиозных  течений прекрасно  учитывают все факторы, которые  работают им «на руку»: эти течения  отличаются, как правило, простой  и доступной системой вероучения и догматики, очень высокой ролью лидера, сплоченностью и организованностью рядов общины, взаимовыручкой по отношению к ее членам. Каждому эти религиозные организации уделяется максимум внимания и заботы. Вместе с тем в этих сообществах широко применяются методы массированного психического воздействия, начиная с самых простых до весьма сложных и изощренных.

      Лидеры новых культов утверждают себя в роли оппозиционеров к традиционным религиям, но одновременно используют их символику, терминологию и догматику. Они стараются убедить общество в том, что нашли некую единую универсальную религию, за которой будущее. Новые религиозные организации, как правило, опираются на мощную экономическую базу, которая усиленно поддерживается теми силами, интересы которых они защищают. За деятельностью религиозных организаций могут скрываться незаметные, на первый взгляд, но вполне конкретные материальные интересы конкретных людей.

Россия  в  ХХ в. пережила огромные преобразования и катаклизмы. За этот период были разрушены религиозные, национальные и культурные традиции. Не выдержала испытания временем и новая система ценностей, которую пытались создать в советскую эпоху. Поэтому Россия сейчас в XXI веке представляет собой огромное идейное «белое пятно» на карте мира. Наши соотечественники находятся в состоянии активного духовного поиска, но в душах и головах многих из них существует невероятная путаница и мешанина. Это обстоятельство делает Россию особо привлекательным объектом для миссионеров всех религий, особенно новых,  нуждающихся в массовом признании. Как бы то ни было, но на наших глазах формируется принципиально новая социокультурная ситуация, определенным образом включающая в себя и новую религиозность. 

 

Библиографический список

 

  1. Аверинцев С. Русское православие переменных времен. Интервью // Церковно-общественный вестник. 1996. № 3. 14 нояб.
  2. Бердяев Н. Марксизм и религия.: - Прага, 1929.
  3. Бреусова А.  И.  Причины возникновения феномена неошаманизма и типология модернистских нетрадиционных религиозных сообществ /  А.  И. Бреусова // Культурное многообразие: от прошлого к будущему : программа и тез. докл. и сообщ-й II Рос. культуролог. конгресса с междунар. участ. – СПб, 2008.
  4. Задорожнюк,  И.  Е.  Гражданская религия в США:  социально- философский анализ:  автореф. докт.  филос.  наук: – М., 2008.
  5. Ионе В.  И.  Феномен человека в вероучении и религиозной практике Церкви Саентологии: автореф. канд. филос. наук.: – Минск, 2008.
  6. Козлов О.  Б.  Духовная культура современных россиян в религиозном сознании  (социально-философский аспект):  автореф. канд.  филос.  наук.: – Майкоп.
  7. Мень А. Религия, культ личности и секулярное государство // На пути к свободе совести.: -  М., 1989.
  8. Мещеряков Д.  А.  Глобализация в религиозной сфере общественного бытия:  автореф. канд.  филос.  наук.: – Омск. 
  9. Новиков Д., Гребнев Е., Панаев Э. Тупик или будущее цивилизации? // Интеллектуальный мир. 1996. № 11.
  10. Ожиганова А. А., Филлипов Ю. В. Новая религиозность в современной России: учения, формы и практики - М., 2006.
  11. Пименов А. Непрошедшее прошлое: к характеристике нетеистической религиозности // Религия, магия, миф: совр. филос. исслед.: - М., 1997.
  12. Религиозная ситуация в современной России // http://www.dp5.ru/SearchBaseRKD/htm/www.dp5.ru_0000082880.htm
  13. Рыжов Ю. В. Новая религиозность в современной культуре: автореф. докт. культурологии.: – М., 2007. 
  14. Феномен новых религиозных движений / Архипелаг: URL: http://www.archipelag.ru/geoculture/religions/secular/novel/

 

1 Мещеряков Д.  А.  Глобализация в религиозной сфере общественного бытия:  автореф. … канд.  филос.  наук.: – Омск, 2007.

2 Рыжов Ю. В. Новая религиозность в современной культуре: автореф. докт. культурологии: – М., 2007

3 Рыжов Ю. В. Новая религиозность в современной культуре: автореф. докт. культурологии: – М., 2007

4 Там же.

5 Мещеряков Д.  А.  Глобализация в религиозной сфере общественного бытия:  автореф. …  канд.  филос.  наук.: – Омск, 2007.

Информация о работе Новые типы религиозности и религиозные феномены XXI в.