Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:10, реферат
Цель работы: изучить вклад Огюста Конта в развитие социологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть деятельность О. Конта как родоначальника социологии;
- описать основные этапы становления и развития социологии.
Введение 3
1 Деятельность Огюста Конта как родоначальника социологии 4
2 Последовательность становления и развития социологии и вклад преемников О. Конта в её эволюцию 13
Заключение 23
Используемая литература 24
Согласно их концепции мерилом
и главной движущей силой общественного
прогресса является критически мыслящая,
творческая личность - «инновационный
субъект». Эта инновационная личность
достигает наивысших и
Также заметное место в первом периоде занимают работы Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916), который ведущую роль отводил учению о социальном прогрессе. Социальный прогресс, по его мнению, выражался в развитии солидарности между социальными группами (классами, народами). Ковалевский критиковал однофакторные теории, поскольку основная задача науки ему виделась в том, чтобы выявлять сущность солидарности общественной жизни, описывать и объяснять многообразие её форм. В своих работах он активно использовал сравнительно-исторический метод и впервые сформулировал идею об общественно-историческом прогрессе как основном вопросе социологии. Ковалевский был активным продолжателем такого западного классического направления, как позитивизм.
Помимо академической
Параллельно с этим в России развивалась социология марксизма в виде двух основных теорий: «ортодоксального марксизма» (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин) и «легального марксизма» (П.Б. Струве, М. Туган-Барановский, Н. Бердяев и др.). Главный смысл марксистской теории - это выяснение сущности собственности и раскрытие экономико-исторической закономерности её перехода от частной к общественной.
Экономическое направление представлял Пётр Бергардович Струве (1870-1944), чьи работы и по сей день входят в обязательный курс изучения социологии даже в Оксфорде. Ещё в начале XX в. он одним из первых высказал такие актуальные идеи о том, что:
- общество подвержено
- существует чёткая взаимосвязь
экономического и социального
развития, но о невозможности
одновременного и
- развитие капитализма
Виднейшим представителем исторического направления был Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Его основной заслугой является обоснование и развитие теории культурно-исторических типов (цивилизаций). В соответствии с этой теорией каждое общество (культура, цивилизация) в процессе своего развития закономерно проходит обязательные стадии (примерно как живой организм): зарождение, становление и развитие, дряхление и гибель. Каждую культуру движет исторический этнос.
Второй этап развития социологии в России характеризуется нарастанием процесса институционализации и приобретением социологической наукой статуса социального института.
В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии и введена учёная степень по социологии. Социологическое отделение в Петроградском университете возглавил Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший русский учёный и общественный деятель, внёсший весьма существенный вклад в социологию, чей вклад в науку до сих пор не оценён в должной мере.
После высылки из России в 1922 году он жил и работал в США, где опубликовал ряд крупных работ мирового значения. Основным его вкладом в мировую науку считается разработанная им теория социальной стратификации и социальной мобильности, а также теория конвергенции.
В СССР в 30-х годах марксизм (в сталинской редакции) был окончательно утверждён в качестве официальной идеологической основы общества. Социология была объявлена буржуазной философской наукой, после чего произошёл её разгром и полный упадок в нашей стране.
Третий этап развития отечественной
социологии начинается как её возрождение
на волне «хрущёвской оттепели».
В 60-х гг. социология вновь восстанавливает
статус социального института. В 1962
г. создана Советская
Таким образом, в развитии социологии в России можно выделить следующие этапы: дореволюционный, в течение которого социология развивалась в трудах отдельных ученых, революционный, в течение которого социология стала институциональной наукой, и этап восстановления, в течение которого социология снова приобрела статус социального института, после сталинского оглашения её буржуазной наукой в 30-х гг. XX в.
Заключение
Подводя итоги выполненной работы, следует отметить, что О. Конт может считаться основоположником социологии как науки, т.к. именно он впервые употребил слово «социология» в 1839 г., в 47-й лекции «Курса позитивной философии» (том IV). Употребив его впервые, он в примечании обосновывает, точнее, оправдывает его введение следующим образом: «Я должен отныне отважиться на использование этого нового термина, целиком тождественного моему уже введенному выражению «социальная физика», с тем, чтобы иметь возможность обозначать одним названием ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственных социальным явлениям».
В классическом периоде развития социологии можно выделить такие главные черты, как структурализация уровней социологического анализа общества, формирование различных школ, направлений, теоретико-методологических подходов в социологии и существенное обновление само социологического знания.
В развитии социологии в России можно выделить следующие этапы: дореволюционный, в течение которого социология развивалась в трудах отдельных ученых, революционный, в течение которого социология стала институциональной наукой, и этап восстановления, в течение которого социология снова приобрела статус социального института, после сталинского оглашения её буржуазной наукой в 30-х гг. XX в.
Таким образом, цель, поставленная в рамках реферативной работы, достигнута за счёт последовательного решения обозначенных задач.
Используемая литература
1 Елсуков, А.Н. История социологии. [Текст] / А.Н. Елсуков. - М.: Просвещение, 2009. - с. 34
2 Лавров, П.Л. Философия и социология [Текст] / П.Л. Лавров. - М.: Просвещение, 2007. с. 28
3 Кондауров, В.И. Социология: курс лекций [Текст] / В.И. Кондауров. - М.: ИНФРА-М, 2003. - с. 37
4 Курганов, С.И. Социология [Текст] / С.И. Курганов. - М.: ЮНИТИ, 2004. - с. 44
5 Цит. по: Лавров, П.Л. Философия и социология [Текст] / П.Л. Лавров. - М.: Просвещение, 2007. с. 31
6 Радугин, А.А Социология: курс лекций [Текст] / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2006. - с. 56
7 Елсуков, А.Н. История социологии. [Текст] / А.Н. Елсуков. - М.: Просвещение, 2007. - с. 74
8 Вебер, М. Избранное. Образ обществ [Текст] / М. Вебер. - М.: Просвещение, 2004. - с. 84
9 Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда [Текст] / Э. Дюркгейм. - М.: Просвещение, 20003. - с. 64
10 Медушевский, А.Н. История русской социологии [Текст] / А.Н. Медушевский. - М.: Просвещение, 2003. - с. 56
11 Елсуков, А.Н. История социологии. [Текст] / А.Н. Елсуков. - М.: Просвещение, 2007. - с. 164
12 Медушевский, А.Н. История русской социологии [Текст] / А.Н. Медушевский. - М.: Просвещение, 2003. - с. 112