О. Конт как основоположник социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:10, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить вклад Огюста Конта в развитие социологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть деятельность О. Конта как родоначальника социологии;
- описать основные этапы становления и развития социологии.

Содержание работы

Введение 3
1 Деятельность Огюста Конта как родоначальника социологии 4
2 Последовательность становления и развития социологии и вклад преемников О. Конта в её эволюцию 13
Заключение 23
Используемая литература 24

Файлы: 1 файл

О. КОНТ- РОДОНАЧАЛЬНИК СОЦИОЛОГИИ.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Согласно их концепции мерилом  и главной движущей силой общественного  прогресса является критически мыслящая, творческая личность - «инновационный субъект». Эта инновационная личность достигает наивысших и передовых  результатов своей деятельности, сообразуя её с политическими устремлениями и нравственными идеалами тех общественных сил, которые объективно выражают интересы исторического прогресса. Поэтому можно сказать, что П. Лавров и Н.Н. Михайловский были родоначальниками инновационной социологии или теории личности.

Также заметное место в первом периоде  занимают работы Максима Максимовича  Ковалевского (1851-1916), который ведущую  роль отводил учению о социальном прогрессе. Социальный прогресс, по его  мнению, выражался в развитии солидарности между социальными группами (классами, народами). Ковалевский критиковал однофакторные теории, поскольку основная задача науки ему виделась в том, чтобы выявлять сущность солидарности общественной жизни, описывать и объяснять многообразие её форм. В своих работах он активно использовал сравнительно-исторический метод и впервые сформулировал идею об общественно-историческом прогрессе как основном вопросе социологии. Ковалевский был активным продолжателем такого западного классического направления, как позитивизм.

Помимо академической социологии в России большое развитие получили идеологическая и политическая социологии. Идеями религиозной социальной философии (христианским гуманизмом) занимались такие русские мыслители, как  И. Киреевский, А. Хомяков, К. Леонтьев, Вл. Соловьёв, Н. Бердяев и др. Они критиковали научную социологию, считая, что необходимо создать новую форму религиозного сознания.

Параллельно с этим в России развивалась  социология марксизма в виде двух основных теорий: «ортодоксального марксизма» (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин) и «легального марксизма» (П.Б. Струве, М. Туган-Барановский, Н. Бердяев и др.). Главный смысл марксистской теории - это выяснение сущности собственности и раскрытие экономико-исторической закономерности её перехода от частной к общественной.

Экономическое направление представлял  Пётр Бергардович Струве (1870-1944), чьи  работы и по сей день входят в  обязательный курс изучения социологии даже в Оксфорде. Ещё в начале XX в. он одним из первых высказал такие  актуальные идеи о том, что:

- общество подвержено социальной  дифференциации;

- существует чёткая взаимосвязь  экономического и социального  развития, но о невозможности  одновременного и параллельного  реформирования в этих сферах;

- развитие капитализма обязательно  должно происходить при наличии таких важных факторов социальной стабильности, как появление широкого среднего класса, усовершенствование системы образования, развитие промышленности и, наконец, при определённой социальной уравновешенности общества.12

Виднейшим представителем исторического направления был Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Его основной заслугой является обоснование и развитие теории культурно-исторических типов (цивилизаций). В соответствии с этой теорией каждое общество (культура, цивилизация) в процессе своего развития закономерно проходит обязательные стадии (примерно как живой организм): зарождение, становление и развитие, дряхление и гибель. Каждую культуру движет исторический этнос.

Второй этап развития социологии в  России характеризуется нарастанием процесса институционализации и приобретением социологической наукой статуса социального института.

В 1918-1919 гг. в Петроградском и  Ярославском университетах были созданы кафедры социологии и  введена учёная степень по социологии. Социологическое отделение в Петроградском университете возглавил Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший русский учёный и общественный деятель, внёсший весьма существенный вклад в социологию, чей вклад в науку до сих пор не оценён в должной мере.

После высылки из России в 1922 году он жил и работал в США, где опубликовал ряд крупных работ мирового значения. Основным его вкладом в мировую науку считается разработанная им теория социальной стратификации и социальной мобильности, а также теория конвергенции.

В СССР в 30-х годах марксизм (в  сталинской редакции) был окончательно утверждён в качестве официальной  идеологической основы общества. Социология была объявлена буржуазной философской  наукой, после чего произошёл её разгром и полный упадок в нашей  стране.

Третий этап развития отечественной  социологии начинается как её возрождение  на волне «хрущёвской оттепели». В 60-х гг. социология вновь восстанавливает  статус социального института. В 1962 г. создана Советская социологическая  ассоциация, а в 1969 году начал работу Институт конкретно-социологических исследований АН СССР. Создаются факультеты и кафедры при вузах, а с 1974 г. выходит специализированный журнал «Социологические исследования».

Таким образом, в развитии социологии в России можно выделить следующие этапы: дореволюционный, в течение которого социология развивалась в трудах отдельных ученых, революционный, в течение которого социология стала институциональной наукой, и этап восстановления, в течение которого социология снова приобрела статус социального института, после сталинского оглашения её буржуазной наукой в 30-х гг. XX в.

 

Заключение

 

Подводя итоги выполненной работы, следует отметить, что О. Конт может считаться основоположником социологии как науки, т.к. именно он впервые употребил слово «социология» в 1839 г., в 47-й лекции «Курса позитивной философии» (том IV). Употребив его впервые, он в примечании обосновывает, точнее, оправдывает его введение следующим образом: «Я должен отныне отважиться на использование этого нового термина, целиком тождественного моему уже введенному выражению «социальная физика», с тем, чтобы иметь возможность обозначать одним названием ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственных социальным явлениям».

В классическом периоде развития социологии можно выделить такие главные  черты, как структурализация уровней  социологического анализа общества, формирование различных школ, направлений, теоретико-методологических подходов в социологии и существенное обновление само социологического знания.

В развитии социологии в России можно  выделить следующие этапы: дореволюционный, в течение которого социология развивалась  в трудах отдельных ученых, революционный, в течение которого социология стала институциональной наукой, и этап восстановления, в течение которого социология снова приобрела статус социального института, после сталинского оглашения её буржуазной наукой в 30-х гг. XX в.

Таким образом, цель, поставленная в  рамках реферативной работы, достигнута за счёт последовательного решения обозначенных задач.

 

Используемая  литература

 

    1. Вебер, М. Избранное. Образ обществ [Текст] / М. Вебер. - М.: Просвещение, 2006. - 282 с.
    2. Григорьев, С.И. Основы неклассической социологии [Текст] / С.И. Григорьев. - М.: Высшая школа, 2007. - 388 с.
    3. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда [Текст] / Э. Дюркгейм. - М.: Просвещение, 2005. - 382 с.
    4. Елсуков, А.Н. История социологии. [Текст] / А.Н. Елсуков. - М.: Просвещение, 2009. - 346 с.
    5. Кондауров, В.И. Социология: курс лекций [Текст] / В.И. Кондауров. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 326 с.
    6. Курганов, С.И. Социология [Текст] / С.И. Курганов. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 422 с.
    7. Лавров, П.Л. Философия и социология [Текст] / П.Л. Лавров. - М.: Просвещение, 2007. - 422 с.
    8. Медушевский, А.Н. История русской социологии [Текст] / А.Н. Медушевский. - М.: Просвещение, 2005. - 384 с.
    9. Радугин, А.А Социология: курс лекций [Текст] / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2008. - 386 с.

 

1 Елсуков, А.Н. История социологии. [Текст] / А.Н. Елсуков. - М.: Просвещение, 2009. - с. 34

2 Лавров, П.Л. Философия и социология [Текст] / П.Л. Лавров. - М.: Просвещение, 2007. с. 28

3 Кондауров, В.И. Социология: курс лекций [Текст] / В.И. Кондауров. - М.: ИНФРА-М, 2003. - с. 37

4 Курганов, С.И. Социология [Текст] / С.И. Курганов. - М.: ЮНИТИ, 2004. - с. 44

5 Цит. по: Лавров, П.Л. Философия и социология [Текст] / П.Л. Лавров. - М.: Просвещение, 2007. с. 31

6 Радугин, А.А Социология: курс лекций [Текст] / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2006. - с. 56

7 Елсуков, А.Н. История социологии. [Текст] / А.Н. Елсуков. - М.: Просвещение, 2007. - с. 74

8 Вебер, М. Избранное. Образ обществ [Текст] / М. Вебер. - М.: Просвещение, 2004. - с. 84

9 Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда [Текст] / Э. Дюркгейм. - М.: Просвещение, 20003. - с. 64

10 Медушевский, А.Н. История русской социологии [Текст] / А.Н. Медушевский. - М.: Просвещение, 2003. - с. 56

11 Елсуков, А.Н. История социологии. [Текст] / А.Н. Елсуков. - М.: Просвещение, 2007. - с. 164

12 Медушевский, А.Н. История русской социологии [Текст] / А.Н. Медушевский. - М.: Просвещение, 2003. - с. 112

 


Информация о работе О. Конт как основоположник социологии