Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 17:53, контрольная работа
Мы рассмотрим взгляды, а именно объединительные парадигмы двух выдающихся социологов современности Э. Гидденса и П.Бурдье.
В теории структурации Гидденс выделяет основное понятие – «структурация». Этим термином, как говорилось, он пытается показать двойственность структуры: она не только довлеет над индивидом, но и используется им, следовательно, изменяется. Именно потому, что индивиды имеют возможность пользоваться структурой, Гидденс называет индивидов агентами или акторами1. Структура состоит из правил и ресурсов. Правила и ресурсы используются в контексте взаимодействия, где категорию "правило" Гидденс рассматривает, как генерализируемые процедуры, определенный алгоритм действия.
Он вводит особую систему координат в отношении структуры, осями
_______________
1. Капитонов Э.А. Социология ХХ века., с.93
которой являются пространство и время. То есть, структура существует в пространстве и времени; трансформацию структуры необходимо рассматривать относительно этих осей координат, агент использует структуру в пространстве и во времени.
Вся схема взаимодействия строиться на способности индивида "знать", это те правила, которые на обыденном языке называются здравым смыслом или рациональностью. Именно "зная" индивид имеет возможность пользоваться правилами и ресурсами, которые составляют структуру, в то же время человек пользуется только теми правилами и ресурсами, которые представляет структура, таким образом и возникает ситуация взаимообусловленности индивида и структуры. Эта взаимообусловленность выражается в действии индивида. Таким образом, способ поведения акторов зависит от структуры, эту зависимость обуславливают модальности, но в то же время и структура используется акторами во взаимодействии. Таким образом, происходит "строительство" структуры.
Структура, которая используется, Гидденсом называется системой. Определенные структуры, таким образом, образуют вполне определенные модальности, которые далее становятся определенными системами:
На уровне микроанализа Гидденс рассматривает индивидуальное действие. Причем деятельность, на этом уровне анализа - это то, что действующий совершает в данной ситуации и имеет видимые последствия. Люди рефлексивно управляют своим и чужим поведением. Отслеживание ситуации и действие происходит на двух уровнях. Он разделяет рефлексию на два уровня:
1. Дискурсивное сознание (представляет собой способность объяснять действия, то есть рационализировать);
2. Практическое сознание (представляет собой совокупность знаний, которые неявно используются для интерпретации действий, подсознательно).
При помощи неявного знания агент интерпретирует контекст действия, при этом отношения между мотивом и действием неоднозначны. Дискурсивное сознание делает отношения между мотивом и действием однозначным. То есть, помогает ответить на вопрос: "Почему данное действие именно такое?". При этом вполне обоснованным является вопрос: "Как возможно действие?" Самое сложное заключается в том, что очень часто причины действия лежат за пределами рефлексии. Многие действия являются неосознанными, определенной реакцией на воздействие среды. Не смотря на то, что часто природу действия трудно определить, вполне реальной является возможность каким-то образом постичь действия, распознав стимулы к действию.
Гидденс выделяет следующие стимулы действия1:
_______________
1. Капитонов Э.А. Социология ХХ века., с.115
Из сказанного видно, что действие Гидденс рассматривает в двух ипостасях: как рефлексивное (мотивированное), и как действие, которое не предполагает мотивов, которое является, прежде всего, реакцией на среду. Последний вид деятельности предполагает бессознательное стремление к безопасности.
Последнее положение, которое, видимо, необходимо осветить – это регионализация. Ее следует рассматривать как скрещение пространства и времени. Регионализация определяется понятием локальности. Для обозначения пространства, как вместилища взаимодействия Гидденс вводит понятие "локус". Причем, интерпретация этого локального контекста осуществляется обыденным сознанием.
По сути Гидденс, попытался создать новый способ видения социального, причем во всех аспектах (к примеру, основываясь на своих рассуждениях по поводу локальности, Гидденс попытался осмыслить процесс глобализации, при этом введя такое понятие как time-space comparison, пространственно- временное сжатие).
ГЛАВА 3. СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ П.БУРДЬЕ
Пьер Бурдье - один из самых выдающихся социологов двадцатого столетия. Бурдье автор более 25 монографий и многочисленных статей, а его книга "Практический смысл" считается классическим трудом социологии XX века. Воззрения Бурдье сформировались под глубоким влиянием марксистской теории, что и послужило причиной стремления совместить в своей социологии теорию и (исследовательскую) практику. В творчестве Бурдье прослеживается также влияние других известных теоретиков и их идей, особенно социологии Вебера и Дюркгейма, экзистенциализма Сартра, антропологии Леви-Стросса, диалектики Гегеля, феноменологии Гуссерля. Широко известны труды Бурдье по социологии политики и его книга "Начала", в которой излагаются идеи о необходимости критического анализа средств социологического познания и связи социальной позиции социолога с его исследовательской стратегией.
Согласно Пьеру Бурдье социальная реальность есть социальное пространство, которое он объясняет с точки зрения "конструктивистского структурализма или структуралистского конструктивизма", имея в виду, что в реальной социальной действительности существуют объективные структуры, не зависящие от сознания и воли агентов (носителей социальных отношений и их групп), способные направлять их деятельность. При этом сами агенты "строят" для себя социальный мир посредством восприятия социальной реальности, своей позиции в ней, а также диспозиций и интересов. Таким образом, социальная реальность - это мир, построенный по принципам дифференциации и распределения1.
По своей сути, социальное пространство - это пространство отношений. А социальное пространство взаимодействия агентов условно подразделяется,
_______________
1. Социология. Основы общей теории. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996, с.121
по крайней мере, на два измерения: "символическое" (непосредственно социальное) и "физическое" (географическое). Так как социальная дистанция между агентами строится на принципах различения, для агента важно не только ощущать эти различения, но и признавать их значимыми в социальном пространстве. Различения, вписанные в структуру социального пространства, выражаются в разделении, дифференциации агентов. Такая система различий обуславливает определенный социальный порядок и помогает каждому агенту определить собственную позицию в обществе.
В этой связи значимой для построения социального пространства на основе различий становится концепция габитуса. Это понятие вводится для объяснения упорядоченности социального мира, его воспроизводимости, исторической протяженности и изменчивости. Габитус находится "вне" индивида, являясь продуктом исторических условий, и представляет собой взаимосвязь схем восприятия, мышления и действия. Он "внедрен" в сознание индивида и тем самым составляет неотделимую его часть. Поэтому габитус с одной стороны, обозначает необходимость, предопределенность, а с другой - это система организующих принципов действия. Габитус - это воплощаемое в поведении, речи, походке, вкусах человека прошлое (его класса, среды, семьи). В то же время габитус формирует и будущее агента на основании "субъективной оценки объективных вероятностей", соразмерения желаемого и возможного - того, на что можно рассчитывать. Габитус наиболее полно отражает ту совокупность признаков, которая присуща той или иной социальной общности. Таким образом, говоря о дифференциации социального пространства, о социальных отношениях агентов, построенных по принципу различений, мы не можем не сказать об основном разделении всех агентов - разделении на мужчин и женщин.
Понятие габитуса мы встречаем не только у Бурдье; примерно этот же смысл в него вкладывал Норберт Элиас. Под габитусом он подразумевал определенный стандарт регулирования поведения, расцениваемый как личное принуждение в противоположность принуждению извне. С точки зрения Бурдье и Элиаса, биологическое начало в человеке нельзя противопоставлять социальному окружению, скорее наоборот надо стараться увидеть связь между ними.
По Бурдье не существует "досоциальной телесности", то есть ни одно человеческое тело не существует независимо от общества. Еще находясь в утробе матери, ребенок становится членом общества, так как в сознании родителей и окружающих уже сформирован его психологический портрет. Даже первые, простейшие жесты, движения и чувства - это уже результат воспитания. То, что в психоанализе определяется как естественный инстинкт и объясняется как явление прямо противоположное внешнему принуждению, также почти всегда является социальным, представляя собой результат примитивной интеракции1.
Бурдье считал, что человеческое тело это не только средство для производства чего-либо, но и средство для коммуникации и выражения чувств. Например, такие социальные отношения как иерархия и родственные связи проявляются в определенных движениях, жестах и мимике. Это позволяет людям угадывать намерения других, предсказывать их поведение и либо продолжать взаимодействий, либо обрывать контакт. Таким образом, любое проявление телесного поведения человека (жесты, поза, мимика) имеет символический смысл, более или менее отчетливо ясный другим членам общества. Но тело является носителем смысловой информации и еще в более фундаментальном смысле, так как все категории его восприятия суть то же что и категории, характеризующие мировоззрения, дифференциацию и упорядоченность мира.
Габитус, с точки зрения Бурдье, представляет собой не просто "поведение", "привычку" или "установку", а способен формировать
_______________
1. Социология. Основы общей теории. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева., с.123
определенное понимание различных жизненных ситуаций. Габитус проявляется даже не в сознании человека, а скорее в его телесном поведении. Габитус - это приобретенные ценности, которые неизбежно усваиваются человеком в процессе взаимодействия и общения с окружающими. При этом сознание в этом процессе играет второстепенную роль; взаимосвязь объективных структур, габитуса и образцов действия, мышления и поведения большей частью несознательна. Поэтому Бурдье говорит, что габитус - это "спонтанность, не обладающая сознанием и волей". Сознание само по себе эффективно только в рамках перспективы действительности, которая зафиксирована в телесной символике.
При этом, хотя габитус и имеет отношение к определенной социальной группе, являясь в этом смысле всегда социальным, он не исключает возможность индивидуального истолкования и понимания определенных ситуаций. Иными словами, габитус подразумевает не абсолютные образцы и модели поведения и мышления для отдельного человека, а позволяет производить достаточно большое количество практик, все-таки ограниченных в своем разнообразии. Все возможные вариаций в понимании реальности не будут выходить за строгие рамки, установленные в конкретной социальной группе. Габитус есть способность свободно порождать мысли, восприятия, выражения чувств и действия, а продукты габитуса всегда лимитированы "историческими и социальными условиями его собственного формирования".
Субъективная ориентация и определение места в системе социальной классификации, как описал ее Бурдье, имеет основополагающее значение как для половой идентичности, так и для всей психической организации субъекта.
Таким образом Пьер Бурдье, как автор
концепции структуралистского конструктивизма,
попытался соединить объективное (влияние
социальной структуры) и субъективное
(конструирование личностью объектов)
в социальном познании, преодолеть односторонность
как объективизма, так и субъективизма.
В определении и изучении
сути социальных отношений Бурдье предложил
использовать одновременно два принципиальных
подхода:
1. структурализм - в социальной системе существуют объективные структуры, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления;
2. конструктивизм - действия
людей, обусловленные жизненным опытом,
процессом социализации, "формируют
социального агента как истинно практического
оператора конструирования объектов"1.
Объединяя в своем учении
принципы структурализма и конструктивизма,
он использует два центральных в его концепции
понятия – «социальное поле» и «габитус».
Социальное поле - это социальное пространство, в котором
осуществляется различное взаимодействие
людей, включающее целый ряд разных полей
– политическое, экономическое, культурное,
духовное и др.
Под габитусом понимается
система прочных приобретенных предрасположенностей
индивидов, которые формируются под воздействием
объективной социальной среды и используются
ими в своих действиях как исходные установки.
_______________
1. Социология. Основы общей теории. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева., с.127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информация о работе Объединительные парадигмы Э.Гидденса и П.Бурдье