Объект и предмет социологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Институализация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. «О социалистической академии общественных наук», где специальным пунктом было записано « .. одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петорградском и Ярославском Университетах». В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.

Файлы: 1 файл

Предмет и объект социологии.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

     Термин  ”социология” происходит  от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение).  Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.           

 На  всех этапах истории человечество пыталось  осмыслить общество, выразить свое отношение к  нему.(Платон, Аристотель) Но в научный оборот понятие  ”социология” было введено французским философом  О. Контом в 30-х годах прошлого столетия. Как  наука социология формировалась в 19 веке в Европе. Огюст Конт и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обосновали  необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические,  лишь ей присущие методы. Огюст Конт был позитивистом, т.е. сторонником теории которая должна  была стать  столь же доказательной и общезначимой, как и естественно - научные теории, должна была основываться  только на методе наблюдения, сравнительном,  историческом и противостоять умозрительному  рассуждению об обществе. Это способствовало тому, что  социология сразу стала имперической наукой, наукой,  привязанной к земле. Точка зрения Конта на социологию  как науку тождественную обществознанию,  господствовала в литературе до конца 19 века.           

 В  конце 19 начале 20 вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду  с экономическим,  демографическим, правовым и другими аспектами  также и социальный.  Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальных  сторон общественного развития.           

 Первым  социологом давшим узкую трактовку   социологической науки, был Эмиль Дюркгейм - французский социолог и философ, создатель так называемой французской социологической школы.  С его  именем связан переход социологии от науки тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в  ряду других общественных наук.            

 Институализация  социология в нашей стране  началась после принятия постановления Совнаркома в мае  1918 г. «О социалистической академии общественных  наук», где специальным пунктом было записано « .. одной   из первоочередных задач поставить ряд социальных  исследований  в Петорградском и Ярославском  Университетах». В 1919 г. был учрежден  Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете  был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во  главе с Питиримом Сорокиным.            

 В  этот период издается обширная  социологическая  литература  теоретического профиля. Основное  направление ее - выявить соотношения  русской  социологической мысли  и социологии марксизма. В этой  связи в развитии социологии  России наблюдаются  различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксиской социологической мысли После выхода  в свет краткого курс «История ВКПб» И. В. Сталина в административно-приказном порядке была упразднена  социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет, социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной  ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово «социология» оказалось вне закона и было изъято из научного обихода.            

 Принципы, теория и методы познания и  освоения  социальной действительности  оказались несовместимы с личной  диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом  в управлении обществом, социальными  процессами. В степень науки была возведена социальная мифология, а

реальная  наука объявлена лженаукой.           

 Оттепель  шестидесятых годов отразилась  и на  социология : началось возрождение  социологических исследований, они  получили права гражданства, а  социология как наука - нет. Социология была поглощена философией, конкретные соц. исследования как несовместимые социология спецификой философской гносиологией, выводились за пределы соц. знания. Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на «позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты». Это объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет «застоя» носили однобокий характер. Не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы социологов по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда, отчуждения власти о т  народа, нарастании  националистических тенденций и т. д.           

 Такие  научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социология.            

 Так  как социологические исследования имели право на жизнь, то к середине 60 годов стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инженерии и конкретному социальному анализу  С. Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория соц. исследований  при Ленинградском Университете. В 1962 году была основана советская соц. ассоциация. В 1969 был создан институт конкретных соц. исследований  Но развитие социологии постоянно тормозилось в период “застоя”. Вновь понятие “социология” оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.           

  

   Объект и предмет социологической науки.           

 Объектом  социологического познания является  общество, но определить только  объект науки недостаточно. Так,  например, общество является объектом  практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснование научного статуса социология как и любой другой науки лежит в различи и объекта и предмета познания.           

 Объект  познания -  все то, на что направлена  деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук ( физики, химии, биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности ( город, семья и т. д. ) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.

      Каждая  наука отличается от другой предметом. Так, физика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов. Но каждая из них изучает:

1.    Свою особую сторону или среду объективной

реальности.

2.    Специфические только для данной науки законы и

закономерности  этой реальности.

3.    Особые формы проявления и механизмы действия

этих  законов и закономерностей.

      Предмет любой науки - это не просто некое  явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выявить те закономерности функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науке и никакой больше.                  

 Социология  довольно поздно отпочковалась  от  философии во  Франции, политической экономии в Германии социальной  психологии в США именно по той причине, что отождествлялись объект и предмет социологического познания. До настоящего времени многим социологам самых различных школ и направлений этот серьезный метологический порок еще присущ.

     По  Конту, социология - это единственная наука изучающая как разум, так  и ум человека, совершается это  под воздействием социальной жизни. По Сен - Симону предмет социологии - социальные обязанности, группы, соц. институты, общественные явления и процессы, а так же взаимодействия между ними и их взаимоотношения, функционирование и развитие.

      Специфика социологии как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы. По мнению П. Сорокина - “Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом  с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой”. Он же добавляет : “...между человеческие взаимодействия”, т.е дает границы.

      Общество - это социальный организм, состоящий  из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса  социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления  и развития как единого целого.

      Общество-это  не сумма индивидов, а это ансамбль человеческих отношений. Например: В  настоящее время - люди тоже, что, и год, и два и три назад, а состояние государства изменилось. Потому что произошли изменения отношений. Таким образом: Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой. Если общество представить в виде куба и условно обозначить сферы жизнедеятельности людей, то получится:

     Предмет социологии - социальная сторона жизни общества. Таким образом социология изучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных.

      Социальные  отношения - это отношения между  группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.

      Социальные  отношения - это выражение взаимной зависимости субъектов по - поводу их жизнедеятельности, образу жизни, отношения к обществу, внутренней самоорганизации, саморегуляции, отношение с другими субъектами. Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда  организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система.

     Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного  объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.

     Объект социологического познания, его особенности связаны с понятием социального, социальных связей и отношений и способа их организации.

     Предмет социологической науки - социальные закономерности.

Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных  отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью. 

Место социологии в системе юридических наук.

      Необходимо  рассмотреть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обществе, социальном, общностях и индивидах. И здесь, прежде

всего, необходимо сопоставить социологию и социальную философию.

Социология, как и многие другие науки, вычленилась из философии. В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социологию «отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгей­ма, М. Вебера еще очень трудно отделить от социальной философии. Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с социальной философией.

Социальная  философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленность движущих сил и его развития. Следует отметить, что эти вопросы в определенной степени могут служить предметом теоретических размышлений и тех, кто причисляет себя к профессии социологов. Но при этом следует ясно осознавать, что в этом случае они выступают не как социологи-профессионалы, но, как и другие представители фундаментальной науки, занимающиеся широкими теоретическими обобщениями, вторгаются в область философии и выступают в данном случае как представители социальной философии. У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. О предмете исследования социологии речь уже шла выше. Предметной же сферой социально-философских размышлений является исследование общественной жизни, прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, цент­ральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы. Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руко­водствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология

Информация о работе Объект и предмет социологической науки