Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа
Институализация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. «О социалистической академии общественных наук», где специальным пунктом было записано « .. одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петорградском и Ярославском Университетах». В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.
заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. По мнению «отцов-основателей» социологии, общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки. Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она
начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выработала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на
достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.
Но в таком случае встает вопрос: как различить социологию и другие эмпирические науки об обществе и личности? Эта проблема особенно сложна и в значительной мере является нерешенной в отношении конкретных социальных наук и отраслевых социологии, например демографии и социологии брака и семьи, экономической теории и экономической социологии и т. д. Довольно остро, хотя, может быть, и не так заметно, она стоит при соотношении психологии и социологии, имея в
виду, что социальная психология является разделом социологии. Решение этого вопроса предлагается по следующей схеме. Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального «Я », сфера социологии — это проблемы межличностного взаимодействия— «Мы». В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог.
Таким образом, если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социология различны. Индивидуальная психология исследует состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания.Она не может распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не может отождествляться с социологией. Коллективная или, как ее иначе называют, социальная психология имеет объект изучения частично совпадающий с объектом социологии: это явления человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды “ неоднородные ” и “ имеющее слабо организованную связь “ ( толпа, театральная публика и т. д. ) В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в агрегатных ” однородных “ и “ органически соединенных “, которые изучает социология. Ясно, что они ( со и социальная психология ) не подменяют друг друга, а более того социальная психология могла бы стать главной со, одним ее разделом, как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми.
Психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а со - изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений.
Социология и специальные дисциплины, изучающие
взаимоотношения людей.
Все социальные науки : политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т. д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специальной точки зрения.
Так, наука права изучает специальный вид явлений человеческих взаимоотношений: вверителя и должника, супруги и супруга.
Объект политической экономии - совместная хозяйственная деятельность людей в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Наука нравов изучает коллективные способы мышления и действия людей. Мораль - определенный вид человеческого поведения и дает рецептуру должного взаимодействия. Эстетика - изучает явления взаимодействия, складывающихся на почве обмена эстетическими
реакциями ( между актером и зрителями, между художником и толпой и т.д. ) Короче, социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей. А со занимает в системе общественных и гуманитарных наук особое место.
Это объясняется следующим.
· со является наукой об обществе, его явлениях и процессах
· она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук
· все общественные и гуманитарные науки… изучающие различные стороны жизнедействия общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей
· техника и методика изучения человека и его деятельность, методы социального измерения и т. д. разрабатываемые социологией необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками. Сложилась целая система исследований проводимых на стыке со и других наук ( социально-экономические, социально-политические и т. д.)
Положение социологии среди других общественных и гуманитарных наук можно проиллюстрировать следующей формулой:
Если имеется n разных объектов для изучения, то наук их изучающих, будет n +1, т. е. n наук, изучающих объекты, и n +1-я - теория изучающая то общее, что присуще всем этим объектам. Социология занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованную об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур. Положение со по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания. Положение общей части физики - к акустике, слектронике, учению о свете и т. д.
В
системе общественных наук есть дисциплина,
с которой связь социологии является
наиболее тесной и взаимно необходимой.
Это история. И история, и со имеет объектом
и предметом своих исследований общество
и его законы в их конкретных проявлениях.
И та, и другая наука воспроизводят социальную
действительность.
Диалектика
социальных норм и социальных
процессов.
Социальные нормы носят рекомендательный характер, а также требуют определенного поведения, соблюдения определенных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную жизнь в обществе. Все многообразие социальных норм можно условно объединить в две группы: неформальные и формальные.
Неформальные – это нормы естественно складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых как ожидается или рекомендуется, люди должны придерживаться без принуждения. Сюда могут быть отнесены такие элементы духовной культуры, как этикет, обычаи и традиции, обряды, церемонии, ритуалы, хорошие привычки и манеры, нравственные и моральные нормы общества. Их соблюдение обеспечивается силой общественного мнения, а также благодаря здравомыслию, самоограничению, совести и сознанию личного долга каждого человека.
Формальные социальные нормы представляют специально разработанные и установленные правила поведения, Особое место среди них занимают юридические или правовые нормы – законы, указы, уставы, правила, постановления и другие нормативные документы. Они защищают права и достоинства человека, его здоровье, жизнь, собственность, общественный порядок, безопасность общества и человека. Эти нормы предусматривают санкции за их несоблюдение.
Взаимодействие норм и процессов обычно приводит к становлению новых социальных отношений. Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.
В социологии понятия «социальные нормы» и «социальные процессы» напрямую связаны в своем взаимодействии с «социальной структурой» и «социальной системой». Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы. Понятие «социальная структура» есть часть понятия социальной системы и объединяет два компонента - социальный состав и социальные связи. Социальный состав - это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой - социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.
Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально - демографические группы, социально- территориальные общности ( город , село , регион) . Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.
Другой тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами. Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни .
Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе . Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы , обычаи , административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится , с одной стороны , к применению санкций в отношении поведения , нарушающего социальные ограничения , с другой - к одобрению желательного поведения . Поведение индивидов обусловлено их потребностями . Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности . Воспитание и социализация направлены на то , чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности .
Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград . В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль . Их задача сводится не только к принуждению . В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений , свободу слова , права на получение определенной формы и величины дохода , на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм ; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной («материальной» ) структуры , так и внутренней , содержательной .
Внешне социальный институт