Объект и предмет социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 22:02, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что на самом деле вопрос об объекте социологии достаточно сложен. Трудно дать определение, с которым были бы согласны все представители этой научной дисциплины. Отчасти это связано с молодостью самой науки, отчасти - с существенной эволюцией ее предмета на разных этапах познания. Теоретическое социологическое изучение общества затруднено также вследствие быстрых изменений в общественной жизни на протяжении последних 150 лет.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… стр. 2
Структура и функции социологии …………………………………. стр. 4
Объект и предмет социологии …………………………………….. стр. 7
Заключение …………………………………………………………… стр. 15
Список литературы ………………………………………………….. стр. 16

Файлы: 1 файл

объект социологии.docx

— 192.96 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………        стр.   2    

Структура и функции социологии ………………………………….          стр.    4

Объект и предмет социологии ……………………………………..       стр.   7

Заключение ……………………………………………………………     стр.   15

Список литературы …………………………………………………..      стр. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В массовом сознании социология часто ассоциируется с проведением опросов населения и изучением общественного мнения. Этому способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в которых приводятся результаты социологических исследований, характеризующие распределение мнений людей относительно того или иного события, данные о степени поддержки избирателями различных политических партий, об удовлетворенности или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, политикой правительства и т.д.

В последние годы социология доказала свое право на существование в качестве самостоятельной научной дисциплины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и общество в многочисленных точках их взаимного соприкосновения. Она освещает человеческий опыт, приглашает нас исследовать такие аспекты социального мира, которые мы часто игнорируем, не замечаем или принимаем как должное.

Изучая социологию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня. Социология дает уникальную возможность приоткрыть завесу, плотно скрывающую первоосновы социальной жизни, и тем самым преодолеть убеждение, что вещи всегда таковы, какими они нам кажутся. Иными словами, эта наука вооружает нас особой формой сознания, помогающей лучше понять те социальные силы, которые сдерживают или, наоборот, освобождают нас. Поэтому, говоря словами П. Бергера, социология - «освобождающая наука. Она проясняет недоступные аспекты человеческой жизни и открывает окно в социальный мир, который мы часто не замечаем или понимаем неправильно». [1, стр. 32] 

Любая научная дисциплина имеет свой объект и предмет исследования. К сожалению, некоторые авторы учебных пособий по различным дисциплинам не отделяют эти понятия друг от друга, часто выдавая объект науки за ее предмет. Объект каждой науки – это часть действительности, которая обобщенно и углубленно отражается, исследуется этой наукой, находясь за ее пределами и до ее возникновения. Предмет – это содержание науки, ее основные положения, для теории – это система категорий (научных понятий) и законов, отражающих объект.

Актуальность данной работы заключается в том, что на самом деле вопрос об объекте социологии достаточно сложен. Трудно дать определение, с которым были бы согласны все представители этой научной дисциплины. Отчасти это связано с молодостью самой науки, отчасти - с существенной эволюцией ее предмета на разных этапах познания. Теоретическое социологическое изучение общества затруднено также вследствие быстрых изменений в общественной жизни на протяжении последних 150 лет.

Цель работы - изучение объекта и предмета социологии. 
Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1) рассмотреть социологию как науку, определить ее структуру и функции;

2) дать характеристику объекта и предмета науки;

3) рассмотреть сущность объекта социологии.

В  этой работе мы попытаемся ответить на эти и другие вопросы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Контрольная работа написана на основании изучения учебных пособий, анализа монографий и статей периодических изданий. Список литературных источников включает в себя 11 наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура и функции социологии

 

Слово "социология" (от. лат. societas - общество и греч. logos - слово, понятие, учение) - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Термин введен французским социологом О. Контом в середине XIX в. и первоначально означал "обществоведение". [7. стр.24] Социология и обществознание понятия однопорядковые, хотя и не совпадающие по объему. Современный английский социолог Э. Гидденс рассматривает общество во всех формах его проявления - социальном пространстве (среда, территория, коммуникация), социальном времени (историческое прошлое, современность и будущее). [2, стр.56]  Американский социолог Н. Смелзер утверждает, что социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества. Смелзер считает, что социология - способ изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, объединяются по разным признакам и основаниям в группы, поклоняются чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют и т.п [8, стр.44] 

Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности - социума как объекта социологии. Именно такое понимание социального и социальных отношений позволяет правильно уяснить, каким образом социология, изучая общество как целое, тем не менее не подменяет и не поглощает другие общественные науки, имея свой, специфический объект и предмет исследования.

Итак, социология - то, на что направлено социологическое внимание и исследование. Но это не просто общество, или некая совокупность общественных отношений людей. Во-первых, это, прежде всего современное общество. Во-вторых, отчасти это и прошлое общество, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современности. В-третьих, и это особенно важно, объектом социологии выступает информация об обществе: объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов, на основании различных источников.

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов.

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре социологии:

- Содержательный  подход:

Эмпирический уровень — это совокупность исследований, основанных на методических и технических приёмах и методах сбора, обработки и анализа (описания) первичной социологической информации. Эмпирическую социологию нередко называют социографией, подчёркивая описательный характер этой дисциплины, или доксографией, поскольку основная её функция видится в изучении общественного мнения, мнений и социальных настроений отдельных социальных групп и общностей, массового (коллективного) сознания и поведения.

Теоретический уровень — совокупность суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов.

Методологический уровень - система принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.

- Целевой  подход:

Фундаментальная социология  - решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития.

Прикладная социология  -  область науки, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения жизненно важных практических задач общества.

- Масштабный уровень:

Макросоциология - изучает большие социальные структуры — социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них, микросоциология — малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми.

Микросоциология - изучает сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности). [7, стр.82] 

Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:

- Познавательная – дает новые знания об обществе, о социальных группах, об индивидах и закономерностях их поведения. Выполнению этой функции служат как фундамент так и эмпирическое исследование.

- Прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических научных и социальных задач.

- Контролирующая  – политические партии и власть  используют возможности социологии  для проведения целенаправленной  политики во всех сферах общественной  деятельности.

- Прогностическая – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития.

- Идеологическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.

- Гуманистическая – проведение социальных исследований, доведение их результатов до общественности, могут служить улучшением взаимопонимания и взаимоотношений между людьми, группами, могут способствовать совершенствованию общественных отношений, развитию общества.

- Планирования –  управление развитием различных  сфер общественной жизни. Это  может быть планирование жизни  городов, деятельности организаций, коллективов, жизни отдельных регионов, стран и др.

  1. Объект и предмет социологии

 

Для того чтобы наиболее точно определить объект и предмет социологии как науки, следует уточнить общие понятия объекта и предмета. 

Первая трудность, с которой приходится сталкиваться в логико-теоретическом анализе терминов «объект» и «предмет», — это нестрогость их употребления в обыденном языке, перешедшая затем и в научную сферу. Фактически их смысл отождествляется (об этом, кстати, свидетельствуют и словари). Так, термин «предмет» считается словообразовательной калькой латинского objectum, который означает, в свою очередь, нечто, лежащее впереди, противопоставленное. В древнегреческой же философии, а затем и в ранневизантийской литературе «вещь» и «предмет» (объект) уже различались: вещь  имеет бытие и держит его при себе, предмет же имеет реальность и предъявляет ее созерцающему субъекту.

Предмет, таким образом, выступает как нечто уже захваченное (человеческим разумом или опытом), развернутое вовне, наконец, как представленное созерцающему субъекту, и в этом своем значении (значении приобретенном, а не изначальном) понятие «предмет» близко латинскому глаголу «prehendo» (схватывать, умом объять, ясно понимать, постигать). Объект же, как и вещь, остается неразвернутым вовне бытием. Семантические различия между «объектом» и «предметом» едва уловимы, и только наша рефлексия разводит их.

Объект науки:

1) Это реальность, представляющая  тот или иной фрагмент объективного  мира.

2) Область окружающей  действительности, на которую направлен  исследовательский поиск.

3) Поле исследовательской  деятельности.

Предмет науки:

1) Воспроизведение объективной  реальности на абстрактном уровне, путем выявления наиболее значимых  с точки зрения науки и практики  закономерных связей и отношений  этой реальности.

2) Это результат теоретического  абстрагирования, позволяющий выявить  определенные закономерности, развития  и функционирования изучаемого  объекта, интересующее данную науку.

3) Модель изучаемого объекта (как результат абстрагирования), созданная с точки зрения значимой  стороны части аспекта для  данной науки.

4) Более узкое, по сравнению  с объектом, понятия, которое указывает  на какую-либо сторону, аспект, элемент  объекта, интересующую конкретную  науку.

Иными словами, под объектом исследования следует понимать конкретную область познания, часть окружающего мира (объективной реальности), которую изучает соответствующая наука.

Предмет исследования представляет собой совокупность представлений (теоретических знаний – учений, теорий, гипотез, концепций, парадигм), сложившихся в науке относительно объекта исследования.  Отметим основные черты, разделяющие эти два понятия: [8, стр.74] 

― объект всегда более полон, интересен и до конца непознаваем. В предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения данного исследования) свойства и признаки;

― предмет исследования существенно динамичнее, а объект – более консервативен. Предмет исследования отражает конкретно–исторические воззрения на исследуемую область;

― предмет исследования несет в себе не только субъективные взгляды исследователя, но и характерные черты соответствующей общественной формации и соответственно часто обременен политической и идеологической «нагрузкой». Предмет исследования ― это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта.

Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Так, объект «учебный процесс» может изучаться дидактами, методистами, психологами, физиологами, гигиенистами и т. д. Но у них у всех будут разные предметы исследования. Более того, предмет одного исследования может служить объектом другого (более частного) исследования. Например, объект «качество жизни» изучается в медицине, экономике, социологии и т. д. Такой аспект этого объекта как «здоровье населения» является, с одной стороны, предметом исследований для медицины, а с другой стороны ― объектом исследований в такой отрасли медицинских наук как организация здравоохранения.

Информация о работе Объект и предмет социологии