Предмет познания формируется
в результате определенных познавательных
операций с объектом познания. Предмет
познания представляет собой совокупность
свойств – связей и законов, изучаемых
данной наукой и получивших выражение
в определенных логических и знаковых
формах. Этим предмет познания отличается
от объекта познания, который существует
независимо от познающего субъекта ―
в природе, человеке или обществе.
Отличие предмета от
объекта познания состоит также в том,
что один и тот же объект может изучаться
многими науками, каждая из которых обязательно
имеет свой особый предмет познания. Например,
космические объекты изучаются астрономией,
астрофизикой, астроботаникой и т. д. Общество
как объект познания изучается историей,
политэкономией, философией, демографией
и т. д. Все эти науки имеют свой особый
предмет познания.
Что, значит, определить объект
социологии? Обратимся к мнению П. Сорокина.
В работе «Система социологии» он отмечал:
«Определить объект социологии, как и
любой науки, - это, значит, выделить тот
разряд фактов, который является предметом
ее изучения, или, иными словами, установить
особую точку зрения на изучаемый ряд
явлений, отличную от точки зрения других
наук. Предварительный и краткий ответ
на вопрос об объекте социологии будет
таков: социология изучает явления взаимодействия
людей друг с другом, с одной стороны, и
явления, возникающие из этого процесса
взаимодействия, с другой». [9, стр.115]
Следовательно, по Сорокину, главное в
определении объекта социологии – установить
особую точку зрения на изучаемые явления
и процессы. Весь вопрос в том, что изучается,
о каких явлениях и процессах идет речь.
Другими словами, объект социологии –
это то, на что направлено социологическое
внимание, знание и исследование. Что же
касается «особой точки зрения», которую
Сорокин применительно к социологии определяет
изучение взаимодействия людей и явлений,
возникающих из этого взаимодействия,
то это скорее относится к предмету характеризуемой
науки.
Специфика общества как объекта
изучения социологии, как отмечает Ж.Т.Тощенко,
заключается в том, что в данном случае
изучается “гражданское общество, которое
функционирует наряду с государством
и которое становится самостоятельной
сущностью лишь на определенном этапе
развития человеческой цивилизации”
[10, с.64]. Отличие социологического подхода
к изучению фактов реальной жизни общества
рассмотрим на примере одного простого
социального факта, приведенного Н.Смелзером
[8, с.93]: женщина покупает четыре билета
на Гавайские острова, где она собирается
со своей семьей провести двухнедельный
отпуск. Психолог пожелал бы выяснить,
почему эта женщина выбрала именно Гавайские
острова. Экономист рассмотрел бы покупку
билетов в отношении к тому, как бы могла
женщина по-другому потратить свои деньги.
Возможно, юриста бы заинтересовал факт
наличия у женщины такого большого количества
денег (источник их получения). Социолог
же заметил бы, что три других пассажира
- это муж и дети женщины и задался бы вопросом,
каким образом они могли оказать влияние
на ее решение, сопоставил бы эту покупку
с их жизненным уровнем или связал с анализом
потока отдыхающих в этот период времени.
Подробно рассмотрев последовательность
всех событий, приведших к выбору этого
места отдыха, социолог смог бы сделать
прогноз, смоделировать общение между
членами семьи во время отдыха, какие роли
они будут играть, или выяснить, повлияли
ли на это решение властные отношения
в семье, если да, то привело ли это к разногласиям
и каким. Приведенный пример показывает,
что разные науки могут по-разному интерпретировать
один и тот же факт поведения.
Социолог описывает общественную
жизнь не через конкретных людей, а через
специфику их взаимоотношений, что обусловлено
их ролями. Роль — это поведение, которое
ожидается от человека в соответствии
с занимаемой им определенной позицией
в группе и статусом в обществе (жена, дочь,
продавец, контролер, милиционер, преподаватель
и т.д.). После определения роли человека
внутри группы социолог имеет возможность
выявить уже и отношения между членами
интересующей его группы, а потом и ее
структуру и особенности.
Социологи придерживаются мнения,
что поведение людей во многом зависит
от их роли в обществе, от существующих
в обществе правил и норм, от одобряемых
в обществе социальных ценностей, а также
индивидуальных и групповых интересов.
Г.В.Осипов подчеркивает, что
не следует отождествлять предмет науки
с изучаемым объектом. Это связано с тем,
что объект — это эмпирически данная реальность,
та или иная сторона объективного мира.
Предмет науки — это воспроизведенная
на абстрактном уровне эмпирическая реальность,
полученная в результате выявления наиболее
значимых, с практической точки зрения,
закономерных связей и отношений этой
реальности, а не просто какая-то эмпирическая
реальность. Предметом науки выступает
не просто какое-то явление или процесс
объективного мира, а результат теоретического
абстрагирования, который позволяет выделить
закономерности развития и функционирования
изучаемого объекта, являющиеся специфическими
именно для данной науки и не для какой
больше [5. С.48].
Таким образом, социология
изучает современное структурированное
общество и сложные взаимосвязи между
членами такого общества, пролегающие
через разнообразные социальные институты.
В отличие от философии и социальной философии,
в основе которых лежат теоретические
представления, принципы логики, социология
является позитивной эмпирической наукой,
то есть строит свои выводы на основании
опытного, экспериментального познания
социальной реальности.
Изобразим графически
то, что составляет объект социологии
(рис.1): [4. С.25].
Рис. 1. Иллюстрация
объекта социологии
Социальная реальность - это вся
совокупность условий общественной жизни,
которые выступают перед членами общества
как надындивидуальные, объективно данные
обстоятельства их существования. Общество определяется
как система и способ организации каких-либо
социальных связей, отношений, взаимодействий,
обеспечивающий удовлетворение всех основных
потребностей человека. Под обществом как
социальной системой в социологии понимается
большая упорядоченная совокупность социальных
явлений и процессов, более или менее тесно
взаимосвязанных и взаимодействующих
друг с другом и образующих единое социальное
целое.
Социальная общность — это относительно устойчивая
совокупность людей, отличающаяся более
или менее одинаковыми чертами (во всех
или некоторых аспектах жизнедеятельности)
условий и образа жизни, массового сознания,
в той или иной мере общностью социальных
норм, ценностных систем и интересов. Общности
разных видов и типов - это формы совместной
жизнедеятельности людей, формы человеческого
общежития. В отличие от социальных институтов
и организаций общности не создаются сознательно
людьми, а складываются исключительно
под воздействием объективного хода общественного
развития, совместного характера человеческой
жизнедеятельности. Разного вида общности
образуются на разной объективной основе.
Одни виды общностей непосредственно порождаются
общественным производством (производственный
коллектив, общественный класс, социально-профессиональная
группа); иные вырастают на этнической
основе(народности, нации); объективной
основой третьих видов — социально-демографических
— общностей выступают естественные демографические
факторы — пол, возраст.
Для социологии также важны
не личные отношения людей, а нечто более
фундаментальное социальные отношения.
Начальник цеха может лично относиться
к рабочему с большой симпатией, у них
могут сложиться прекрасные личные отношения.
Однако если рабочий плохо справляется
со своей профессиональной ролью, т.е.
не соответствует статусу, а начальник
из личных соображений попустительствует
ему, то он сам рискует своей служебной
карьерой, рискует потерять свой статус
начальника цеха. Дело в том, что начальник
и подчиненный — социальные роли. Только
регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия
кристаллизуются в социальные отношения.
И снова динамика и статика. Если человек
однажды научил чему-либо подростков,
то какой же он учитель? Учитель постоянная
функция (т.е. социальная позиция в обществе),
как обучение регулярное взаимодействие.
Только тогда оно становится социальным.
Учреждения, призванные удовлетворять
фундаментальные потребности общества,
называются социальными институтами.
Институт – это приспособительное устройство
общества, созданное для удовлетворения
его важнейших потребностей и регулируемое
сводом социальных норм, а социальные
институты — исторически сложившиеся,
устойчивые формы организации совместной
деятельности, регулируемой нормами, традициями,
обычаями и направленной на удовлетворение
фундаментальных потребностей общества.
Семья, производство, религия, образование,
государство – фундаментальные институты
человеческого общества, возникшие в глубокой
древности и существующие по сию пору.
Под социальным явлением
надо понимать отдельное, случайное проявление
взаимодействия людей, а под социальным процессом
– серию таких явлений, связанных между
собой структурными или причинными (или
иначе — функциональными) зависимостями.
Именно функциональные зависимости переводят
социальную систему (относительно жестко
связанную совокупность элементов) из
одного состояния в другое. Если такой
переход означает прогрессивный сдвиг
или изменение, т.е. происходит накопление
положительных качеств, то мы вправе говорить
о социальном развитии.
Социальные процессы могут характеризовать:
1) развитие личности (формирование ценностных
ориентации, установок или мотивации поведения);
2) взаимодействие нескольких индивидов
(например, общение); 3) внутри и межгрупповое
взаимодействие (адаптация, трудовое состязание,
конфликты). [11, с. 104]
Итак, объектом социологии является
современный социум – социальный аспект
общества и личность – социальный аспект
человека. Социология изучает взаимосвязь
социума и личности, ее социальные действия,
связи, взаимодействия. Социум – совокупность
социальных взаимодействий людей, периодически
повторяющиеся социальные действия людей
по отношению друг к другу. Социальные
взаимодействия происходят во всех сферах
общества: бывают социально-экономические,
социально-политические, социокультурные
и другие взаимодействия. Объект социологии
шире, чем объект экономической теории,
политологии, культурологии, но они не
включаются в социологию. Данный факт
может служить подтверждением того, что
объектом социологии не является общество
в целом. Объектом изучения социологии
является социальная реальность, сам человек
и все то, что его окружает, что он создал
своими руками.
Заключение
Итак, из всего вышесказанного
можно сделать следующие выводы. Социология
– наука об обществе. Но общество является
общим объектом изучения и многих других
наук, не случайно получивших название
"общественные науки": история, философия,
политология, правоведение, культурология,
педагогика, психология, этнография, демография
и др. Поэтому простое указание на то, что
социология - это наука об обществе, еще
не дает ответа на вопрос о специфическом
объекте и предмете этой науки, об особом
социологическом способе изучения общества.
В этом плане принципиальное значение
имеет уяснение содержания понятия "социальное".
Общество как продукт взаимодействия
людей представляет собой многогранное
и сложное в структурном отношении явление.
Поэтому тот факт, что в самом широком
смысле оно является общим объектом исследования
для всех общественных наук, не означает,
что каждая из этих наук не имеет своего
специфического объекта изучения.
Объект социологии - то, на что направлено
социологическое внимание и исследование.
Но это не просто общество, или некая совокупность
общественных отношений людей. Во-первых,
это - прежде всего современное общество.
Во-вторых, отчасти это и прошлое общество,
поскольку необходимы исторические сравнения
для лучшего понимания современности.
В-третьих, и это особенно важно, объектом
социологии выступает информация об обществе:
объективная и субъективная, первичная
и вторичная, собранная с помощью самых
различных методов, на основании различных
источников.
Основными информационными
объектами социологии выступают: демографический
(рождаемость, смертность, миграция населения);
психологический (установки и методы поведения
людей); общностный (классы, группы, слои,
организации); отношенческих (взаимодействие
людей, групп, обусловленном их социальными
ролями и занимаемыми позициями); культорологический
(поведение людей, обусловленное нормами
и ценностями жизни и культуры). Итак, социальная
реальность, выраженная в совокупности
информации о ней, социальные факторы
образуют объект социологии.
Список литературы:
1. Бергер П. Личностно-ориентированная
социология/ П. Л. Бергер –М.: Академический Проект/ серия: Динамическая социология, 2004.- 608 с.
- Гидденс Э. Социология/ В.А. Ядов, Э. Гидденс -М.: Едиториал УРСС, 1999.- 704 стр.
- Горелов А.А. Социология
в вопросах и ответах/ А.А. Горелов -М.: Эксмо, 2008.- 320 с.
- Кравченко А. Социология в схемах и определениях. Учебное пособие/ А.И.
Кравченко -М.: Проспект, 2014.- 362 с.
Осипов Г.В. Рабочая книга социолога/ Г.В. Осипов -М.: Либроком, 2010.- 480 с.
- Павленок П.Д. Краткий словарь
по социологии/Инфра - М/серия: Библиотека малых словарей, 2011.- 255 с.
Радугин А.А. Социология. Курс
лекций/ А. А.
Радугин, К. А.
Радугин - М.: Центр, 2001. -224 с.
8. Смелзер Н. Социология/ Букинистическое
издание/ Н.
Дж. Смелзер -Ростов-на-Дону: Феникс,
1998г.- 688 с.
9. Сорокин П. Система социологии/ Питирим
Сорокин - М.: Наука/ серия: Социологическое
наследие, 1993.- 1136 с.
10. Тощенко Ж.Т. Социология. Учебник/
третье издание/ Ж.Т Тощенко –М.:Юнити, 2005.- 640 с.
11. Филатова О.Г. Общая социология/ О.Г. Филатова –М: Гардарики, 2004. -464 с.