Объект и предмет социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:12, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы будет,- разобраться с предметом дисциплины, ее спецификой, и функциями, а также, обосновать актуальность, и целевое назначение предмета. Другими словами: - Что?Как?Зачем?

Содержание работы

Введение. 2
Объект и предмет социологии. 3
Функции социологии. 9
Методы социального познания. 13
Заключение. 19
Список литературы. 20

Файлы: 1 файл

контрольнаяч по социологии..docx

— 40.29 Кб (Скачать файл)

       Речь идет об оценке познаваемого  мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию,  социология дифференцирование подходит  к действительности. С одной стороны  показывает, что можно и нужно  сохранить, упрочить, развить —  ведь не все надо менять  перестраивать и т. п. С другой  стороны выявляет то, что действительно  требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая  функция, естественно, состоит  в том, что социология накапливает  знания, систематизирует их, стремится  составить наиболее полную картину  социальных отношений и процессов  в современном мире. К теоретико-познавательной  функции социологии относятся  объективные знания об основных  социальных проблемах развития  современного общества. Что же  касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить  надежную информацию о различных  процессах, происходящих в разных  социальных сферах общества, а  именно, об изменении социальной  структуры, семьи, национальных  отношений и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний  о процессах, происходящих внутри  отдельных социальных общностей  или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

     Описательная  функция социологии — это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т.п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точка отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества — не сама цель. И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

     Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора — сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития страны, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место - в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движим желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе, прогнозируется ход развития социального процесса.

     Преобразовательная функция социологии состоит в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Но социология лишь наука, ее функция — разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения и реализации — это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть основные направления обновления общества и дает возможность выявления отклонений от общецивилизационного развития. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении ее эффективности. Задача социологии — теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни в стране. Процесс трансформации общества в стране идет от одного качественного состояния к другому как раз в связи с сознательным превращением целей в результат, а результатов в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества. Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификацией социологических кадров, сколько несформированной у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.

     Информационная  функция социологии представляет сбор, систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация — самый оперативный вид социальной информации.

     Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Например, социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.

Методы  социального познания.

 

     Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод  в социологии зависит не только от исследования социологией проблемы и построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Метод включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность  знания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и  конкретно-научные. Суть всеобщих методов  социологии в том, что экономический  базис общества признается первичным, а политическая надстройка — вторичной. При изучении социальных процессов  применяются такие принципы материалистической диалектики: объективность, историзм и  системный подход.

     Принцип объективности означает изучение объективных  закономерностей, которыми определяются процессы социального развития. Каждое явление рассматривается как  многогранное и противоречивое. Изучается  вся система фактов — положительных  и отрицательных. Объективность  социологических знаний предполагает, что процесс их изыскания соответствует  объективной реальности и не зависящим  от человека и человечества законам  познания. Объективность научных  выводов базируется на их доказательности, научности аргументации.

     Принцип историзма в социологии предполагает изучение социальных проблем, институтов, процессов в возникновении, становлении  и развитии, постижение специфики  соответствующих исторических ситуаций, понимания общих тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств. Историзм тесно связан с пониманием противоречий как движущих сил изменения  сложившихся отношений, которые  обнаруживаются во взаимодействии потребностей и интересов соответствующих социальных общностей. Историзм дает возможность извлечь уроки из прошлого опыта самим разработать обоснования современной политики. Используя принцип историзма, социология имеет возможность исследовать внутреннюю динамику социальных явлений и процессов, определить уровень и направление развития и объяснить те их особенности, которые обусловлены их исторической связью с другими явлениями и процессами.

     Системный подход — способ научного познания и практической деятельности, при  котором отдельные части какого-либо явления рассматриваются в неразрывном  единстве с целым. Системный подход сформировался путем конкретизации  принципов материалистической диалектики при изучении сложных объектов и  получил распространение в социологии во второй половине XX в. Основным понятием системного подхода выступает система, которая обозначает определенный материальный или идеальный объект, рассматриваемый как сложное целостное образование. В связи с тем, что одна и та же система может рассматриваться с различных точек зрения, системный подход предполагает выделение определенного системообразуещего параметра, то есть свойства, обусловливающее поиск совокупности элементов системы, сеть связей и отношений между ними, ее структуру. В виду того, что любая система находится в определенной среде, то системный подход должен учитывать ее связи и отношения с окружением. Отсюда происходит второе требование системного подхода — учитывать, что каждая система выступает подсистемой иной, большей системы, и, наоборот, выделять в ней меньшие подсистемы, которые в другом случае могут рассматриваться как системы. Системный подход в социологии обязательно предполагает выяснение принципов иерархии элементов социальной системы, форм передачи информации между ними, способов их влияния друг на друга. При изучении общественного сознания, общественного мнения различных социальных общностей — классов, слоев, потребностей и притязаний различных социальных слоев и т. п. используются методы анализа документов, опроса, в том числе анкетирования, наблюдения и т.п. При исследовании межличностных отношений внутри малых групп, слоев, отношения личности к тем или иным общественным явлениям, жизненных и ценностных ориентаций и установок личности, используются методы социометрии, социальной психологии и т.п. методы статистики, факторного, латентно- структурного, коррекционного анализа, использования математики и т.п.

     Основным  методом социологии являются социологические  исследования, т.е. система логически  последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получить достоверную  информацию об изучаемом социальном процессе или явлении. Социологические  исследования позволяют углубиться в сознание и поведение людей, выявить новые научные знания.

     Социологическое исследование, как и любое научное  исследование, имеет комплексный, системный  и всесторонний характер. Его задача – углубиться в сущность явления, от сущности первого порядка перейти  к сущности второго порядка и  т.д. в бесконечность для открытия новых категорий и законов  социологии. Выделение различных  видов социологического исследования: аналитического, описательного, разведывательного (пилотажного или зондажного), фундаментального и прикладного – носит условный характер. Подобные типологии связаны  с разграничением социологической  теории и социологического исследования. В действительности, они тесно взаимосвязаны и одно без другого не существуют.  
 

     Социологическое исследование всегда носит аналитический  характер. Оно имеет три основные этапа:

  • Методологический, включающий разработку программы исследования;
 
  • Эмпирический, связанный с получением новых  эмпирических знаний;
 
  • Теоретический, результатом которого является получение  нового теоретического знания, что  является целью исследования.
 

     Каждый  из трех этапов на практике характеризуется  в среднем следующими затратами  времени: I этап – 35-40%, II этап – 20-30% и III этап – 35-40 % от всего отводимого на данное исследование времени. Конечно, каждое конкретное социологическое исследование требует своей структуры затрат времени. Она зависит от объекта, предмета, субъекта социологического исследования, от объективных и субъективных факторов. Второй этап, как правило, делится на две части, которые в основном требуют одинаковое количество затрат времени:

  1. Сбор конкретной информации об исследуемом социальном явлении или проведение «полевых исследований»;
  2. Обработка полученной информации. Каждая часть второго этапа в среднем требует примерно 10-15 % времени, отводимого на все исследование.

Информация о работе Объект и предмет социологии