Обоснование О. Контом социологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:40, контрольная работа

Описание работы

Позитивизм - научная методология, которая возникла в середине XIX века. В теории выделяют юридический и социологический позитивизм.
Социологический позитивизм - научный метод изучения права, который отвергает естественно-правовую методологию и философию права и изучает право как социальное явление. В центре внимания социологического позитивизма находятся взаимовлияние общества и права, механизм реализации правовых норм, социальный фактор, который влияет на право. Юридический позитивизм использует формально-юридические методы (анализ, сравнение, классификация

Содержание работы

Теория позитивизма О. Конта.
О. Конт о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества.
Социальная статика и социальная динамика.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 37.67 Кб (Скачать файл)

Калининградский  государственный  технический  университет.

                                                                                                                            

                                                                                                

 

                                                                                    Кафедра социальных наук,

                                                                                            педагогики  и  права 

 

 

 

                                Контрольная работа  по  социологии

         Тема: «Обоснование О. Контом социологии как самостоятельной науки»

                                                          

Выполнил  студент  гр.10-фк-2

Бахтияров  М. Н.

 

Контрольная  работа                                    

Сдана: 07.11.2012.                                         

К  защите:________ Контрольную  работу  проверил

Контрольная  работа  зачтена                                   _______________________

__________________________ (Ф.И.О. преподавателя.)

(дата, подпись преподавателя)

 

                                                Калининград   2012г.

План.

  1. Теория позитивизма  О. Конта.
  2. О. Конт  о трех  стадиях  интеллектуальной  эволюции  человечества.
  3. Социальная статика  и  социальная динамика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория позитивизма.

 

 

 Позитивизм - научная методология, которая возникла в середине XIX века. В теории выделяют юридический и социологический позитивизм. 
 
 Социологический позитивизм - научный метод изучения права, который отвергает естественно-правовую методологию и философию права и изучает право как социальное явление. В центре внимания социологического позитивизма находятся взаимовлияние общества и права, механизм реализации правовых норм, социальный фактор, который влияет на право. Юридический позитивизм использует формально-юридические методы (анализ, сравнение, классификация, построение понятий, логический метод). 
 
 Позитивистское направление в политической мысли связано в первую очередь с основателем позитивизма французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) и английским социологом Гербертом Спенсером (1820-1903), рассматривавшим политические проблемы в рамках своих более широких философско-социологических концепций. О. Конт, например, включал в социологию и философию также политическую науку, и правоведение, и все обществоведение.  
 
 Позитивизм был направлен на окончательное освобождение научного знания, в том числе и политического, от влияния философской метафизики и теологии, на развитие эмпирического знания, на повсеместное использование естественнонаучных методов наблюдения и эксперимента, описания реальных явлений и процессов. 
 
  В четырехтомной "Системе позитивной политики" (1851-1854) О. Конт изложил теоретические основы нового, позитивного социально-политического порядка. Развитие государства, политической жизни, как и всего общества, поставлено им в зависимость от существования и смены трех ступеней "состояния человеческих умов" - теологического, метафизического и позитивного (научного). 
 
 На первой ступени, когда господствует религиозное мировоззрение, возникает политическая система теократии, при которой во главе общества и государства становятся жрецы, служители религиозного культа, а политическая жизнь основывается на насилии и войнах.  
 
 На второй ступени, когда господствующим становится философско-спекулятивное, метафизическое сознание, духовная власть оказывается в руках философов-метафизиков, а в политической жизни на первый план выдвигаются юристы, литераторы и публицисты, и сама она приобретает "оборонительный дух".  
 
 На третьей ступени, когда утверждается научное, позитивное сознание, полностью исчезает всякий (агрессивный или оборонительный) военный дух и на смену аристократии приходит "социократия" промышленной эпохи, основы которой и призвана разрабатывать контовская позитивная политика как прикладная часть социологии.  
 
 При социократии духовное руководство обществом принадлежит уже философам-позитивистам, ученым, призванным вырабатывать рекомендации для практики управления и заниматься воспитанием. Само же властное управление осуществляется узкой группой банкиров, промышленников и технических специалистов при содействии ученых. Массы народа как некомпетентные умы от реальной власти отстраняются. Сущность социократии выражает ее лозунг: "Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель". Формула "порядок и прогресс" стала эпиграфом "Системы позитивной политики" О. Конта. В его учении революции, "анархические взрывы" представлены как "патология общественного развития" а социальная солидарность - как необходимая основа нормальной социально-политической жизни, исчезновение которой означает распад общества и государства. В целом Конт выступает противником либерализма, демократии, социализма, прав и свобод личности, мешающих, по его мнению, упрочению солидарности. Сторонник сильной авторитарной власти. Позитивизм О. Конт возводит в ранг "единственно действительной и всеохватывающей религии", способной решить все социально-политические проблемы. 
 
 Иные политические взгляды с позиций позитивизма отстаивал Г. Спенсер - родоначальник органического направления в социологии. Сравнивая общество с биологической организацией животных, а его развитие - с биологической эволюцией, он исходил из длительности и постепенности общественных преобразований на основе медленных изменений социальной наследственности, из способности общества к саморегуляции и т.д. Г. Спенсер известен как последовательный сторонник социального дарвинизма. 
 
 В отличие от Конта, Спенсер признает концепцию естественного права и использует ее для обоснования индивидуализма как основы его социально-политической теории. Если у Конта в соотношении общества, государства и личности приоритет принадлежит обществу и государству, то у Спенсера - личности. Он признавал за гражданами "право игнорировать государство", призванное, по его мнению, обеспечивать автономию индивида. 
 
 Государство, политическая власть возникает и существует, по Спенсеру, ради достижения общих целей и обязано выражать запросы и чувства народа, хотя в реальной жизни у него быстро появляются свои собственные интересы, противоречащие интересам общества. Тем не менее делегирование власти правительству необходимо, так как функции управления обществом все более расширяются, усложняются, дифференцируются. В этой связи Спенсер рассматривает государство как "необходимое зло". При этом он различал два основных типа государства: военный, где личность поглощается обществом и государством, а принуждение, милитаризм составляют главное во всех сферах общественной жизни (это характерно для ранних стадий истории); и промышленный, где уважается индивидуальность личности, ее свобода, инициатива, мирное добровольное сотрудничество. Переход к такому типу государств составляет, по Спенсеру, суть закона эволюции в рамках тогдашней историй. 
 
 В отличие от Конта, Спенсер выступил как твердый сторонник политического и экономического либерализма, личной свободы и свободы конкуренции, противник вмешательства государства не только в экономику, но и во все другие сферы жизни общества. В определенной мере он с симпатией относился к целям и идеалам социализма, хотя в целом не был его сторонником, ибо считал, что социализм может породить больше

  1. О.  Конт о трех  стадиях интеллектуальной эволюции человечества.

Охарактеризуем  главную концепцию О. Конта - его  учение о трех стадиях эволюции общества. Фактически это учение доказывало необходимость  создания отдельной науки об обществе - социологии.

В системе  О.Конта это обоснование осуществляется поэтапно, на основе сформулированного  им закона о трех последовательных стадиях. "Закон трех стадий", согласно Конту, прежде всего, определяет те этапы, которые проходит человечество в  своем умственном развитии, в своем  стремлении познать окружающий мир.

Т.к. в  основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления  или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным.

Определимся с тем, как Конт понимает основные этапы развития общества Приводится по: Милль Д. Огюст Конт и позитивизм. - М.: АСТ, 2007. С. 84. .

Первая  стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления  объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним  самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п. Теологическая стадия - до 1300 года - делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм. Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной - здесь происходит разложение традиционных верований  и общественного порядка в  результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция). Постепенное  рождение "промышленной" ("позитивной") стадии в начале 19 века привело к  распространению идей альтруизма, социальности и "позитивной" философии.

Вторая  стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической  стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается  не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к  ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

Третья  стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет  безнадежные и бесплодные попытки  познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или  сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

На третьей  стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что  именно наблюдение рассматривается  Контом как универсальный метод  приобретения знаний.

Основное  внимание Конт уделял третьей стадии. Согласно Конту, в новом позитивном обществе, которое наступит на третьем  этапе, будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого  общества - строгая иерархия. Собственность  находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для  которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и  управлению капиталами, формированию рабочих мест.

Главный методологический принцип О. Конта  при изучении мира общества, -- целостный  и системный подход. Общество выступает  как своего рода организм, социальная система, элементы которой выполняют  специфические функции и служат ее требованиям. Социология же призвана открывать законы функционирования и развития этой системы. Конт имеет  в виду законы умственного, точнее говоря, духовного развития общества, но никак  не касается его социально-экономической  организации, особенностей труда и  производства, профессиональной структуры. Социология Конта не игнорирует проблематику труда.

Конт  имеет в виду законы умственного, точнее говоря, духовного развития общества, но никак не касается его  социально-экономической организации, особенностей труда и производства, профессиональной структуры. Духовно-идеологическими  проблемами общества занимаются философы-позитивисты  и учёные. Политическая власть принадлежит  банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации  общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет  свою функцию

Сам Конт говорит так: "Истинный позитивный дух состоит преимущественно  в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов.

Такова  сущность учения О. Конта о трех стадиях  развития общества. Можно отметить, что эти идеи легли в основу так называемой «позитивной социологии», которая до сих пор является актуальной, в первую очередь для зарубежных школ социологии. В дальнейшем изложении  мы ознакомимся на значении взглядов О. Конта для современной науки.

 

  1.  Социальная статика  и социальная  динамика.

Социальная  статика.

Для социальной статики высшая цель - обнаружение  законов социального порядка, для  социальной динамики - законов прогресса. Социальная статика - это социальная анатомия, изучающая строение социального  организма, социальная динамика - социальная физиология, изучающая его функционирование. Объект первой из них - общества «в состоянии  покоя», объект второй - общества «в состоянии  движения». Сравнительная оценка важности этих двух разделов социологии у Конта  менялась: если в «Курсе» он утверждал, что наиболее важная часть социологии - социальная динамика, то в «Системе» - что это социальная статика.

Социальная статика выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества).

Индивид, по Конту, естественным и необходимым образом предназначен жить в обществе; но и эгоистические склонности у него также носят естественный характер. «Подлинный социологический элемент» - не индивид, а семья.

Семья - это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Она прививает чувство социальной преемственности и понимание зависимости от прошлых поколений, связывая прошлое с будущим. Будучи микросоциальной системой, семья предполагает иерархию и субординацию: женщина в ней должна повиноваться мужчине, а младшие - старшим. Семья - основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество.

Общество образуется из совокупности семей; в нем стадия семейного существования перерастает в стадию политического существования. Семья, племя, нация, государство - все это фазы ассоциации в последовательном стремлении к человечеству. Но семья - это «союз», основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях, а не «ассоциация) Что касается собственно социальных образований, то они предполагают преимущественно кооперацию, основанную на разделении труда.

Разделение труда, по Конту, не только экономический, но фундаментальный социальный факт, «самое главное условие нашей социальной жизни». Именно разделение труда лежит в основе социальной солидарности, а также увеличения размера и растущей сложности социального организма. Оно развивает социальный инстинкт, внушая каждой семье чувство зависимости от всех других и своей собственной значимости, так что каждая семья может считать себя выполняющей важную и неотделимую от всей системы общественную функцию. Правда, в отличие от экономистов, Конт считает, что кооперация, основанная на разделении труда, не создает общество, а предполагает его предшествующее существование.

Солидарность, присущая всем живым объектам, в обществе достигает наивысшей степени. Для обозначения этой степени и специфики социальной солидарности в человеческом обществе Конт со временем начинает использовать понятие социального консенсуса (согласия). Консенсус в его теории - «основная идея социальной статики».

Вместе  с тем разделение труда содержит в себе определенные изъяны и опасности  для социального организма. Оно  грозит обществу разложением на множество  изолированных групп. Оно делает человека умелым в одном отношении  и «чудовищно неспособным» во всех других. Сосредоточиваясь на выполнении своей частной задачи, человек  думает лишь о своем частном интересе и смутно воспринимает социальный интерес.

Преодоление этих опасностей разделения труда возможно благодаря постоянной дисциплине, функции  управления и соответствующей ей исполнительской функции. Управление - это социальная функция, назначение которой состоит в сдерживании  и предупреждении «фатальной склонности к основательному рассеиванию идей, чувств и интересов...». В противовес Гоббсу, Локку и Руссо Конт видит  в управлении не некую добавочную, искусственную силу, призванную следить  за соблюдением людьми общественного  договора и порядка, а естественную, необходимую функцию, развившуюся  самопроизвольно, вместе с самим  обществом. Материальная, интеллектуальная и моральная субординация неразрывно связана с разделением труда; она требует, помимо подчинения, веры либо в способности, либо в честность  управляющих. «Нормальное» правительство - то, которое, обеспечивая социальную сплоченность, в минимальной степени  опирается на материальную силу и  в максимальной - на убеждение, согласие, общественное мнение. Субординация подчиняется  закону, согласно которому частные  виды деятельности осуществляются под  руководством более общих видов деятельности. Управление - самая общая из функций, и, таким образом, все остальные социальные функции подчиняются ей.

Конт  утверждает естественный, вечный и  неустранимый характер социальной иерархии и, соответственно, противоестественный  характер идеи социального равенства. Деление общества на классы вытекает из основного и необходимого разделения управленческой и исполнительской  функций. Конт обозначает классы по-разному, но суть их сводится прежде всего к  тому, что они составляют две наиболее общие категории: руководителей  и исполнителей. В современном  обществе две наиболее значительные категории - это патрициат и пролетариат. Внутри них в свою очередь различаются более мелкие социальные группы. Так, патрициат делится на банкиров, управляющих капиталами, и предпринимателей, непосредственно управляющих работами. Предприниматели в свою очередь делятся на промышленных и сельскохозяйственных. Пролетариат также внутренне дифференцирован, хотя, признавая это, Конт склонен подчеркивать его единство и однородность.

Конт  чрезвычайно озабочен «печальной судьбой  трудящегося класса», которого угнетают и грабят высшие слои. Его произведения полны теплых и проникновенных слов о пролетариате, о его «возвышенных взглядах и благородных чувствах». Пролетариев и женщин он считает  естественными союзниками позитивизма (как и позитивистские философы, они стоят на «общей точке зрения») и стремится практически осуществить  этот союз. В проектируемом обществе будущего пролетариат почитает патриция; он уже не раб, а служащий, и его  зарплата становится жалованьем.

Информация о работе Обоснование О. Контом социологии как самостоятельной науки