Обоснование О. Контом социологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:40, контрольная работа

Описание работы

Позитивизм - научная методология, которая возникла в середине XIX века. В теории выделяют юридический и социологический позитивизм.
Социологический позитивизм - научный метод изучения права, который отвергает естественно-правовую методологию и философию права и изучает право как социальное явление. В центре внимания социологического позитивизма находятся взаимовлияние общества и права, механизм реализации правовых норм, социальный фактор, который влияет на право. Юридический позитивизм использует формально-юридические методы (анализ, сравнение, классификация

Содержание работы

Теория позитивизма О. Конта.
О. Конт о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества.
Социальная статика и социальная динамика.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 37.67 Кб (Скачать файл)

Будучи  противником разделения властей  на законодательную, исполнительную и  судебную, Конт вместе с тем резко  разделяет власть на духовную и мирскую. Это разделение реально и благотворно для общества, при условии безоговорочного превосходства духовной власти над мирской. В средневековой Европе духовная власть принадлежала священникам, а мирская -военным. После Французской революции произошло полное поглощение духовной власти властью мирской, которая перешла к политикам и юристам. В современную эпоху вместе с торжеством позитивизма мирская власть переходит к «индустриалам», а духовная - к «ученым» («философам», «социологам»), которых Конт считал новыми «духовными владыками», новым «жречеством», вначале в фигуральном, а затем в буквальном смысле. Функции этой категории, становящейся своего рода кастой, в обществе, где восторжествует позитивизм, чрезвычайно сложны и многообразны. Они не только советуют, освящают, регулируют, распределяют по классам, судят, но и, будучи священниками нового культа, следят за мыслями, поступками, чтением и даже за воспроизводством потомства.

Среди различных систем социальных институтов или сфер социальной жизни Конт особое значение придает религии и морали. Эти две социальные сферы окрашивают и пронизывают все остальные: науку, экономику, политику, право и  т. д. Социальный вопрос для него прежде всего не экономический и не политический по своей сути, а морально-религиозный. Движущая сила деятельности - не интеллект, а чувство; чувство же в свою очередь  приводится в движение моралью и  религией. Вот почему в «Системе позитивной политики» социология растворяется в этих двух сферах. С помощью  «субъективного» метода разработка морали сливается с построением  социологии; все науки служат лишь подготовительной ступенью для морали, которая трактуется как своего рода седьмая наука, находящаяся на вершине  иерархии наук. Характерное отождествление фаталистски толкуемого социального  закона и повелительной моральной  нормы хорошо видно в любопытном тезисе Конта, согласно которому социология должна стремиться «постоянно представлять как неизбежное то, что проявляется  сначала как обязательное, и наоборот».

Одновременно  социология становится средством учреждения Религии Человечества. По Конту, в  противовес протестантам и деистам, которые атаковали религию именем Бога, позитивисты «должны окончательно упразднить Бога именем религии».

Религиозно-нравственное начало пронизывает у Конта и  такой институт, как собственность. Он был сторонником частной собственности  и права наследования имущества. Но вместе с тем он постоянно подчеркивал  «социальную природу собственности» и ответственность собственника перед обществом за то, как он ею распоряжается.

В принципе структура общества, изучаемая  социальной статикой, по Конту, радикально не изменяется. Она может лишь испытывать болезненные потрясения в «критические»  периоды, но затем вновь восстанавливается  благодаря прогрессу. Ведь согласно одной из его формул, «прогресс  есть развитие порядка».

                                               Социальная  динамика.

Социальная  динамика - это теория прогресса. Понятие  прогресса характерно только для  человеческих обществ, составляет их специфику  и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тему, что, в отличие  от обществ животных, одни поколения  могут передавать другим накопленные  материальные и духовные богатства. Вследствие неразличения общества и  человечества и включения социологии в «позитивную теорию человеческой природы» теория прогресса Кон-га в  основе своей является антропологической. Социальный прогресс в конечном счете  проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека «непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования», развивать «в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь...».

Конт  оговаривается, что прогресс не равнозначен  безграничному росту счастья  и человеческого совершенства, отмечая, что последнее понятие лучше  заменить понятием «развития». Социальная динамика лишена оптимизма, так как  она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории  «органические» периоды чередуются с «критическими», когда преемственность  нарушается. И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта изображается как совершенствование, улучшение, прогресс.

Конт  постоянно подчеркивает непрерывный  и преемственный характер прогресса. Подобно тому как социальная статика  выявляет солидарность в пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени. Социальная динамика рассматривает  каждое последовательное состояние  общества как результат предыдущего  и необходимый источник будущего, так как, согласно аксиоме Лейбница, «настоящее беременно будущим».

Следуя  взглядам традиционалистов, Конт постоянно  подчеркивает преемственность поколений  и колоссальное влияние всех предыдущих поколений на последующее развитие. В «Позитивистском катехизисе»  он утверждает: «Живые всегда, и все  более и более, управляются умершими: таков фундаментальный закон  человеческого порядках». С этим утверждением перекликается его  тезис о том, что человечество в гораздо большей степени  состоит из мертвых, чем из живых, и социальная связь нарушается в  случае «бунта живых против мертвых».

Главный закон социального прогресса  у Конта - это закон трех стадий. Все общества раньше или позже  проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии.

В теологическую эпоху люди верят сначала в фетиши (фетишистский период); затем - в богов (период политеизма); наконец - в единого Бога (период монотеизма). Основным мирским занятием являются завоевательные войны. Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская - военным.

В метафизическую эпоху люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть, принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской, принадлежащей законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной.

Наконец, в позитивную эпоху духовное управление осуществляется «учеными», мирское - «индустриалами». Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер.

По  Конту, позитивная стадия в развитии человечества должна была начаться сразу  после Великой Французской революции, но Революция осуществила лишь разрушительную задачу и уклонилась от нормального  пути. В известном смысле она еще  продолжается. С духовной точки зрения позитивная стадия начинается с «Курса позитивной философии». Сначала Конт избегал указания точной даты начала позитивной фазы в мирском, или политическом, аспекте. Но в «Системе позитивной политики»  он ее указывает: это 1860 - 1865 гг.

Чтобы эволюция человечества пришла к Земле  Обетованной (позитивному состоянию), необходимо осуществить два ряда реформ. Первые должны быть теоретическими; их цель - создать твердые и общепринятые мнения; их начало положено «Курсом». Другие реформы - практические, политические. Они восстановят прекрасную социальную организацию средневековья; отделят  духовную власть от мирской, доверив  первую ученым, вторую - «индустриалам», заменят равенство иерархией, а  национальный суверенитет - всеобщим централизованным управлением компетентных людей. Позитивный, высший этап у Конта констатируется и предсказывается как неизбежный, но дальнейшая его судьба характеризуется  довольно туманно. Он считает, что пройдет  «еще много веков, прежде чем подлинное  Великое Существо должно будет заняться своим собственным упадком...». Таким  образом, у Конта, как и у Маркса, находящийся впереди человечества золотой век, одновременно неизбежный и желанный, означает либо нечто  смутное, либо конец истории, либо новый  цикл развития, который начинается с новой «теологической» стадии.

Таким образом, от наблюдения реально существовавших и существующих этапов социальной эволюции Конт переходит к характеристике того, какой она необходимо будет  и должна быть. Социальная динамика завершается пророчествами, практическими  рекомендациями и утопическими проектами.

Заключение

Завершая  работу над рефератом можно прийти к выводу, что принципы социальной статики и социальной динамики в  концепции французского социолога  и философа О.Конта не потеряли своей  актуальности, а приобрели в современной  обстановке развития большую важность. Социология, как предполагал ученый, обеспечит познание, которое облегчает  политические действия, соответствующие  развитию государства. Предположения  эти во многом оправдываются.

Огюст Конт считается основателем социологии не только потому, что своим проектом систематизации наук и включением в  них социологии он заложил основы для произошедшего позднее академического закрепления социологии как отдельной  науки, но и потому, что он первым начал рассматривать вопросы  устойчивого развития общества и  государства, а также социальные процессы и их влияние на политическую жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

  1. Гофман А.Б. Семь  лекций  по истории  социологии: учебное  пособие  для

вузов- 4-е изд., исправл/  А.Б. Гофман. –М., 2000.-С.61-91.

  1. Маркович Д. Ж. Общая социология:  учебник – 3-е изд.,  перераб. и доп: пер. с сербского/ Д.Ж. Маркович. – М., 1998. – С. 129-133.
  2. Волков Ю. Г., Нечипоренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С. И.  Социология: Курс лекций: учеб.  пособие -Ростов-н/д  2000. –С. 39-45.
  3. История социологии в Западной Европе и США: учебник для вузов-М., 1999.
  4. История теоретической  социологии: в 5 т. –М., 1997. –Т.2. Социология 19-ого века
  5. Очерки по истории теоретической социологии 19-ого- нач. 20вв. 

 


Информация о работе Обоснование О. Контом социологии как самостоятельной науки