Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 22:41, реферат
Современное образование - сложное и многогранное общественное явление. Образование есть целостная система учебных, воспитательных форм педагогической деятельности, ориентированной на социальный заказ, социальные потребности гражданского общества. Становление, развитие и функционирование гражданского общества невозможны без социализации образования, то есть без решения наиболее важных задач в социокультурной сфере общества.
Ведение----------------------------------------------------------------------------------------3
1. Учение – социокультурная деятельность-------------------------------------------4
2. Образование и социализация----------------------------------------------------------6
3. Социальные функции, цели образования. Проблемы образования----------10
Заключение----------------------------------------------------------------------------------14
Список использованной литературы--------------------------------------------------15
Актуальность изучения процесса социализации, факторов, на него влияющих, обусловлена, прежде всего, значимостью его в эволюции человеческого общества. Развитие социума опосредовано непрерывной сменой поколений. Специфический для вида Homosapiens механизм социальной памяти обеспечивает накопление опыта, служащего материалом выработки программ совершенствования всех общественных функций. Однако это накопление идет не механически опосредуясь нарастающим усложнением самого субъекта познания мира. Изменение, применительно к новой среде, новым принципам ее познания и преобразования, для индивида ограничено целостностью личности при всей ее гибкости и потенциальных возможностях эволюции.
Отсюда, в современных условиях возрастает роль образования как социального института, основной функцией которого является социализация личности к постоянно изменяющимся условиям и требованиям общества. Особое значение в этом процессе играет система общего образования, которая отличается массовостью включения в образовательный процесс всех социальных слоев и групп на том этапе жизненного пути, когда формируются базовые социальные характеристики и ценностно-мотивационные структуры личности.
В условиях перехода к информационному обществу важнейшей тенденцией становится повышение роли не просто массового, а качественного образования, выдвижение его одним из главных ресурсов мобильности, обретения социального капитала личности.
Современное состояние проблемы качества
образования отражает усиливающееся
противоречие между, с одной стороны,
возрастающими требованиями общества
к нравственности и интеллекту человека,
его способности к
Вместе с тем, в настоящее время в оценке качества результата образования (развитие личности), образовательной деятельности педагогических работников и самого образования администрации школ, работники органов управления образованием зачастую ориентируются на традиционные показатели статистической отчетности, поскольку отсутствуют единые требования и методики оценки не только его содержания, но и качества.
В таких условиях возрастает значение социологического анализа проблемы, разработки методологических основ и методик исследования и оценки качества образования. Рассмотрение проблемы качества образования наиболее оптимально в рамках социологического анализа потому, что именно он позволяет, в силу специфики социологической науки, исследовать качество образования как социальный феномен, включать его в систему социальных процессов, связей и отношений, характеризующих взаимодействие образования и общества, образования и личности.
Преимущества социологического подхода к трактовке качества образования позволяют, на наш взгляд, осуществить комплексный анализ социальных факторов, его обуславливающих, выявить социальную роль и значение качества образования с учетом уровня социализированности выпускников, сформированности социальной компетентности учащихся в единстве системы универсальных знаний, умений и навыков и опыта самостоятельной деятельности и ответственности обучающихся, соответствия его современным жизненным потребностям развития страны.
Для осмысления проблемы качества общего
образования с позиций
Проблема образования — тема
для науки и культуры не новая.
Она десятилетиями обсуждается
учеными, педагогами, писателями, родителями,
общественными и
Если бы единственной целью системы образования было создание новых специализированных знаний, то ее достижение не представляло бы трудностей. Но стремление к поиску новых знаний и обусловленная этим фрагментация учебного процесса оказывают влияние на другие цели образования. В первую очередь это приводит к соответствующему дроблению преподавательской деятельности и сокращению возможностей применения образования для общественных нужд.
Заключение
Образованные, грамотные люди — это основная движущая сила развития человечества в XXI веке. И мы, сегодняшние студенты, которые завтра будут учеными и менеджерами компаний, должны это очень хорошо понимать. Тому, кто не развивается, не идет вперед, придется уступить свое место другому, более конкурентоспособному специалисту.
Исследование проблем
Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.
Социология образования
Подводя выводы по работе, хотелось бы отметить, что процесс образования взаимодействует с другими социальными процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человека, продолжающимся всю его жизнь. Все проблемы общества, как в зеркале, отражаются в системе образования. От сегодняшнего образования зависит, каким будет человек завтра.
Список использованной литературы
1. Нечаев В.Я. Новые подходы в социологий образования. //Социс.- 1999г. -№11
2. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М.1990г.
3. Социология: Наука об обществе: Учебное пособие //Под общ. Ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горлач.-Харьков, 1996г.
4. Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 1994г.
5. А.М. Осипов, В.В. Тумалев. Социология образования» Учебное пособие // Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г. 320 с.
6. Шуклина В.А. Самообразование как отрасль социологического знания //Социс. – 1999г. - №4