Образование и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:57, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть взаимосвязь между образованием, коммуникациями и средствами массовой информации.
Задачи работы – определить образование, коммуникации, средства массовой информации как социальные институты; охарактеризовать социальные функции образование; определить образование, средства массовой информации как институты социализации. Вряд ли кто усомнится в том, что по значимости изменений, происшедших с человеком и обществом, никакой век не сравнится с уходящим. А в ХХI веке, нам, похоже, предстоит жить в новом — информационном — обществе.

Файлы: 1 файл

образование и общество.docx

— 31.59 Кб (Скачать файл)

Введение

 В последние несколько столетий прогресс в развитии общественного производства и цивилизации был связан с достижениями науки и образования. Образование выступает не только одним из важных факторов социализации и социокультурной интеграции человека, но также и эффективным средством развития социального капитала личности, повышения уровня ее социально-экономической мобильности. Важным фактором генезиса образования в наше время стала рефлексия целей его развития: совершенствование отечественного образования, интеграция в мировое образовательное пространство, обмен знаниями, приемами и методами различных школ, направлений, формирование единых взглядов на мир, его сохранение и переустройство. Поэтому социологический анализ современного образовательного пространства, социальных аспектов образовательного процесса, социокультурных механизмов трансформации сферы образования, социального отношения к нему актуален на любом этапе развития человеческого общества.

Цель работы – рассмотреть взаимосвязь между образованием, коммуникациями и средствами массовой информации.

Задачи работы – определить образование, коммуникации, средства массовой информации как социальные институты; охарактеризовать социальные функции образование; определить образование, средства массовой информации как институты социализации.

Вряд ли кто усомнится  в том, что по значимости изменений, происшедших с человеком и  обществом, никакой век не сравнится  с уходящим. А в ХХI веке, нам, похоже, предстоит жить в новом — информационном — обществе. Обусловили эту поистине глобальную перемену два основных фактора  — образование и наука, которые  в канун смены тысячелетий  сами заметно меняются.

Социологический подход требует  выделения коммуникаций практически  во всех основных разделах социологического знания. На макро- уровне - это проблемы формирования информационного общества, роли глобальных коммуникаций в мировой  системе, анализ информационно-коммуникативной  продвинутости конкретных обществ  и социальных систем, социальной роли СМИ и других видов коммуникаций. В частности, коммуникации в организациях - это не только сфера менеджмента, но и социологии (организаций и  коммуникаций). На микро-уровне в центре внимания должны стоять вопросы межличностных  коммуникаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учение- социокультурная деятельность

Учение означает основное внутреннее содержание образования. Пока учение не будет рассматриваться  как непосредственная предметная область  социологии образования, пока данная наука  не сможет проникнуть в суть процесса учения (выразить его как основную форму жизнедеятельности субъектов  в сфере образования), до тех пор  суждения социологов, их инструментальный аппарат будут оставаться поверхностными и непродуктивными. Конечно, изучение процесса учения — нечто новое  для отечественной социологии образования. Средства социологического исследования — опросы, анкетирование, пилотаж, мониторинг и т.д. — универсальны и применимы  в принципе к любому социальному  явлению, попадающему в поле научного или практического внимания. Но учение как процесс обладает некоторой  спецификой, вынуждающей отнестись  к нему с осторожностью в данном случае.

Взять хотя бы индивидуальный характер этого процесса, о чем  много говорилось в последнее  время. Словом, стоит задуматься прежде чем идти дальше.

Требуется обратить внимание на культурные ценности, по поводу освоения которых «складывается процесс  учения как вид социокультурной  деятельности», и рассмотреть социологию образования как подотрасль социологии культуры. Соответственно принципы, условия  и теоретические выводы последней  становятся для социологии образования  обязательными. Вместе с тем социология образования становится частью социологии воспитания. Таким образом, социология образования в качестве отраслевой социологии получает привязку еще к  двум отраслевым социологиям.

Но все же как быть с  процессом учения? На первый взгляд, изучение законов, принципов, механизмов и технологий учения более приличествует  педагогике и психологии, а, может  быть, философии. Эти области знания не закрыты для социолога, желающего серьезно отнестись к своему исследованию. Такая задача должна прослеживаться при рассмотрении структуры социологии образования с точки зрения анализа учения. Однако, заглянув в соответствующий раздел, обнаруживаешь, что структура социологии образования трактуется столь широко, что фактически растворяется бесследно. Предлагаются рассуждения по поводу научной формы закона, комплексности, системности применения методов, разнообразия культурно-исторических подходов и т.п.

Для обозначения этого  процесса используется ряд терминов: учение, обучение, научение, образование  и др. Чем же учение отличается от образования, что в нем такого, что делает его относительно самостоятельным? Концепции учения тяготеют к трем направлениям. Среди них усвоение: 1) знаний, 2) опыта, 3) культуры. Последовательный же социокультурный подход к анализу  учения предполагает в качестве ведущей  категории «ценность», которую он определяет как основную категорию  и социологии культуры, и социологии образования. «Категориальный подход»  давно используется как сильный  аргумент в «темных» вопросах. Помогает ли он в случае с феноменом учения? Нужен ли он, чтобы представить  этот феномен как усвоение субъектом  ценностей культуры или как выработку  механизмов их культурного овладения? Складывается впечатление, что нужен  он для более простых вещей. К  примеру, заключить, что воспитание — общее, учение — частное. Однако это смягчает абстрактность предыдущих рассуждений: Учение выражает основное содержание образования. В свою очередь  образование можно рассматривать  как определенную систему учебных  форм деятельности. Оно интегрирует  различные виды учебной деятельности в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на социокультурные потребности общества».

Что нового вносит «социологический»  анализ учения ставшее уже традиционным пониманием образования? Новым, пожалуй, в данном случае следует признать попытку представить систему  образования как сумму технологий процесса учения. С этой точки зрения вполне уместен вопрос о моделировании  феномена образования и его места  в системе общественных потребностей. Метод моделирования сам по себе не вызывает возражений, вряд ли моделирование  образовательных процессов нуждается  в оправдании. Еще древние конструкторы и архитекторы прежде чем приступить к строительству различных механизмов, сооружений, зданий, часто создавали  их уменьшенные модели. Известны и  теоретические модели социальных конструкций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образование и социализация

Глубокие изменения, происходящие в нашем обществе, сказались на всех сферах жизни, в том числе  на системе образования, воспитания и социализации. Под социализацией  принято понимать усвоение человеком  социального опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Система  воспитания упорядочивает процесс  социализации и придает ему целеустремленность.

Особая роль в современной  социализации принадлежит социальному  институту - образованию и приобретению профессии.

Современное образование - сложное  и многогранное общественное явление. Образование есть целостная система  учебных, воспитательных форм педагогической деятельности, ориентированной на социальный заказ, социальные потребности гражданского общества. Становление, развитие и функционирование гражданского общества невозможны без  социализации образования, то есть без  решения наиболее важных задач в  социокультурной сфере общества. Их диапазон весьма широк: усвоение и  переработка информации, знаний и  социального опыта, соблюдение духовно-нравственной преемственности поколений, социализация личности, накопление ею интеллектуального, физического и профессионального  потенциала, трудоустройство выпускников  учебных заведений, их социальный статус и т.д. Социализация образования  позволяет преодолевать разобщенность, поляризацию взаимосвязанных компонентов  культуры: естественнонаучного, технико-технологического и социально-гуманистического. Одной  из главных характеристик социализации образования является оптимальное  сочетание уровня потенциальных  способностей в реализации социально  признанных ценностей и собственных  творческих сил при решении конкретной учебно-воспитательной, производственной или управленческой задачи. Очевидно и то, что при формировании специалиста  любого профиля приоритетным является не столько набор специальных знаний (хотя они крайне важны), сколько глубокая фундаментальная подготовка как "стартовая площадка" и необходимое условие саморазвития личности профессионала, его творческой самореализации.

Становится все более  актуальным, что научный рационализм, утилитарный техницизм, не способны справиться с возникающими социально-экономическими, социально-политическими и экологическими проблемами. В эпицентре социализации образования находится антропоцентризм: стремление помочь человеку найти действительно  адекватное приложение душевных сил, личностного, эмоционального потенциала, творческого  начала. Эти параметры социализации выступают как категорический императив  для любых перспективных моделей  и типов образования. Данный принцип  вытекает не из "благих" или "злых" пожеланий, а из самой объективной  логики развития гражданского общества. Это и есть фундаментальный методологический принцип социализации образования, который необходимо обязательно  учитывать при проектировании, программировании и прогнозировании развития систем образования от уровня отдельного образовательного учреждения до уровней регионов, федерации  и глобального социума.

Социализация образования  предполагает осуществление следующих  конкретно-практических действий в  реализации данного принципа:

первостепенным для профессорско-преподавательского корпуса является воспитание культурной личности, владеющей социальными  качествами, способной к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В "сухом  остатке" образования должны быть не только чисто профессиональные знания, умения и навыки, но и более высокий  уровень социальной зрелости, понимания  мотивов поступков, самопознание и  самореализация как одно из измерений  личностного развития гражданина. Стремление видеть в человеке не только обучаемого будущего специалиста, а прежде всего личность человека с его индивидуальностью, социально обусловленными человеческими качествами во всем богатстве и многообразии связей, взаимодействий с окружающим миром на основе педагогики сотрудничества и социального партнерства в системе взаимоотношений "преподаватель- студент"; внимательный учет и анализ специфики состава студентов, той сферы деятельности, к которой они готовятся как будущие специалисты, а также социально-психологических особенностей в развитии личностного, интеллектуальных, профессиональных факторов формирования человека в возрасте от 17 до 27(30) лет, стимулируя напряжение его умственных способностей, мотиваций и ценностей в эмоциональной, рациональной и волевой сферах. Сопряжение обучающей деятельности с развивающей, при которой проблемно-ситуационный подход к учебной деятельности сочетается с трудовой, с развитием потребностей в творчестве; формирование целостного, а не "частичного", "усеченного" человека и специалиста. Целостный подход выражается в вовлеченности, включенности студента во всех аспектах, направлениях деятельности, составляющих основу общей и профессиональной культуры человека. Всесторонняя сущность, которая проявляется всесторонним образом - вот кредо целостности индивида; расширение арсенала и потенциала средств обучения и воспитания, ориентированных на становление творчески и нравственно полноценной личности гражданина. Существенное развитие должны получить новые технологии образования: переход от монологичного (преимущественно лекционного типа) образования к диалогичному (главным образом проблемно-практическому); широкое использование дискуссионных форм занятий, деловых имитационных (квази) и развивающих игр и ситуаций; смещение акцента в учебном процессе в пользу самостоятельно поисковой работы, сочетание аудиторных и внеаудиторных форм занятий, ибо главная задача вуза - научить студентов учиться, правильно мыслить и адекватно действовать. Новые технологии должны опираться на новую учебную базу: учебники и учебные пособия, методические разработки, набор технических средств, ориентированные на активные и деятельностные формы обучения.

Следовательно, все эти  действия, направленные на социализацию образования, способны качественно  и социально изменить состояние  общества. Эти действия развивают  воображение, творческую фантазию, расширяют  границы в использовании интеллектуальных и образных средств и в образовании  и в воспитании. Такая концепция  социально-гуманитарной подготовки предполагает введение индивида в культурный мир  цивилизационных гуманистических  ценностей гражданского общества. Специалист, профессионал не будет ради "сиюминутной" производственной и экономической  выгоды рисковать общепринятыми  ценностями материальной и духовной культуры, цивилизации. Своеобразный категорический императив, внутренний запрет, невозможность  переступить этико-правовые нормы  будут способствовать утверждению  гуманных норм социальной жизни, ее стабильности и устойчивости. Социализация образования, в конечном счете означает переход  от понимания образования как  института подготовки к профессиональной деятельности и жизни к пониманию  его как института организации, социализации самой жизни и обращенности к человеческим качествам, культурным универсалиям. Гражданское общество не тождественно своему прошлому, посттоталитарному  обществу, оно характеризуется наличием динамичных тенденций, постоянным изменением сфер деятельности, усложнением структур и соответствующих форм сознания и нравственных алгоритмов. Вместе с тем, оно перманентно: противоречия между новыми тенденциями социального  развития и культурными эталонами, образцами, фиксирующими прошлый опыт, постоянно дестабилизируют социум, вносят помехи в его функционирование. Отсюда новые требования к институтам образования: последние не могут  больше ориентироваться только на передачу прошлого опыта, его стереотипов. Содержание, передаваемое в образовательных  системах, должно быть принципиально  иным, то есть позволяющим подготовить человека к жизни, деятельности в новых ситуациях. Образовательные системы должны обеспечивать, с одной стороны, подключение индивида к совокупному человеческому технико-технологическому опыту, зафиксированному в культурно-технических ценностях, а с другой - подготовку к будущей техногенной, информационно обслуживающей, социокультурной деятельности, отличной от прошлого, формирование способности к предвидению будущего, творческой переработке традиций. Словом, социализация образования означает способность и возможность производить не только полезные вещи, но прежде всего, самого себя, свою сущность, быть субъектом собственного развития в контексте совокупной социальной деятельности.

 

Информация о работе Образование и общество