Введение
В последние несколько столетий
прогресс в развитии общественного производства
и цивилизации был связан с достижениями
науки и образования. Образование выступает
не только одним из важных факторов социализации
и социокультурной интеграции человека,
но также и эффективным средством развития
социального капитала личности, повышения
уровня ее социально-экономической мобильности.
Важным фактором генезиса образования
в наше время стала рефлексия целей его
развития: совершенствование отечественного
образования, интеграция в мировое образовательное
пространство, обмен знаниями, приемами
и методами различных школ, направлений,
формирование единых взглядов на мир,
его сохранение и переустройство. Поэтому
социологический анализ современного
образовательного пространства, социальных
аспектов образовательного процесса,
социокультурных механизмов трансформации
сферы образования, социального отношения
к нему актуален на любом этапе развития
человеческого общества.
Цель работы – рассмотреть взаимосвязь
между образованием, коммуникациями и
средствами массовой информации.
Задачи работы – определить образование,
коммуникации, средства массовой информации
как социальные институты; охарактеризовать
социальные функции образование; определить
образование, средства массовой информации
как институты социализации.
Вряд ли кто усомнится
в том, что по значимости изменений,
происшедших с человеком и
обществом, никакой век не сравнится
с уходящим. А в ХХI веке, нам, похоже,
предстоит жить в новом — информационном
— обществе. Обусловили эту поистине
глобальную перемену два основных фактора
— образование и наука, которые
в канун смены тысячелетий
сами заметно меняются.
Социологический подход требует
выделения коммуникаций практически
во всех основных разделах социологического
знания. На макро- уровне - это проблемы
формирования информационного общества,
роли глобальных коммуникаций в мировой
системе, анализ информационно-коммуникативной
продвинутости конкретных обществ
и социальных систем, социальной роли
СМИ и других видов коммуникаций.
В частности, коммуникации в организациях
- это не только сфера менеджмента,
но и социологии (организаций и
коммуникаций). На микро-уровне в центре
внимания должны стоять вопросы межличностных
коммуникаций.
Учение-
социокультурная деятельность
Учение означает основное
внутреннее содержание образования. Пока
учение не будет рассматриваться
как непосредственная предметная область
социологии образования, пока данная наука
не сможет проникнуть в суть процесса
учения (выразить его как основную
форму жизнедеятельности субъектов
в сфере образования), до тех пор
суждения социологов, их инструментальный
аппарат будут оставаться поверхностными
и непродуктивными. Конечно, изучение
процесса учения — нечто новое
для отечественной социологии образования.
Средства социологического исследования
— опросы, анкетирование, пилотаж, мониторинг
и т.д. — универсальны и применимы
в принципе к любому социальному
явлению, попадающему в поле научного
или практического внимания. Но учение
как процесс обладает некоторой
спецификой, вынуждающей отнестись
к нему с осторожностью в данном
случае.
Взять хотя бы индивидуальный
характер этого процесса, о чем
много говорилось в последнее
время. Словом, стоит задуматься прежде
чем идти дальше.
Требуется обратить внимание
на культурные ценности, по поводу освоения
которых «складывается процесс
учения как вид социокультурной
деятельности», и рассмотреть социологию
образования как подотрасль социологии
культуры. Соответственно принципы, условия
и теоретические выводы последней
становятся для социологии образования
обязательными. Вместе с тем социология
образования становится частью социологии
воспитания. Таким образом, социология
образования в качестве отраслевой
социологии получает привязку еще к
двум отраслевым социологиям.
Но все же как быть с
процессом учения? На первый взгляд,
изучение законов, принципов, механизмов
и технологий учения более приличествует
педагогике и психологии, а, может
быть, философии. Эти области знания
не закрыты для социолога, желающего серьезно
отнестись к своему исследованию. Такая
задача должна прослеживаться при рассмотрении
структуры социологии образования с точки
зрения анализа учения. Однако, заглянув
в соответствующий раздел, обнаруживаешь,
что структура социологии образования
трактуется столь широко, что фактически
растворяется бесследно. Предлагаются
рассуждения по поводу научной формы закона,
комплексности, системности применения
методов, разнообразия культурно-исторических
подходов и т.п.
Для обозначения этого
процесса используется ряд терминов:
учение, обучение, научение, образование
и др. Чем же учение отличается от
образования, что в нем такого,
что делает его относительно самостоятельным?
Концепции учения тяготеют к трем
направлениям. Среди них усвоение:
1) знаний, 2) опыта, 3) культуры. Последовательный
же социокультурный подход к анализу
учения предполагает в качестве ведущей
категории «ценность», которую он
определяет как основную категорию
и социологии культуры, и социологии
образования. «Категориальный подход»
давно используется как сильный
аргумент в «темных» вопросах. Помогает
ли он в случае с феноменом учения?
Нужен ли он, чтобы представить
этот феномен как усвоение субъектом
ценностей культуры или как выработку
механизмов их культурного овладения?
Складывается впечатление, что нужен
он для более простых вещей. К
примеру, заключить, что воспитание
— общее, учение — частное. Однако
это смягчает абстрактность предыдущих
рассуждений: Учение выражает основное
содержание образования. В свою очередь
образование можно рассматривать
как определенную систему учебных
форм деятельности. Оно интегрирует
различные виды учебной деятельности
в единую социальную систему, ориентируя
их на социальный заказ, на социокультурные
потребности общества».
Что нового вносит «социологический»
анализ учения ставшее уже традиционным
пониманием образования? Новым, пожалуй,
в данном случае следует признать
попытку представить систему
образования как сумму технологий
процесса учения. С этой точки зрения
вполне уместен вопрос о моделировании
феномена образования и его места
в системе общественных потребностей.
Метод моделирования сам по себе
не вызывает возражений, вряд ли моделирование
образовательных процессов нуждается
в оправдании. Еще древние конструкторы
и архитекторы прежде чем приступить
к строительству различных механизмов,
сооружений, зданий, часто создавали
их уменьшенные модели. Известны и
теоретические модели социальных конструкций.
Образование
и социализация
Глубокие изменения, происходящие
в нашем обществе, сказались на
всех сферах жизни, в том числе
на системе образования, воспитания
и социализации. Под социализацией
принято понимать усвоение человеком
социального опыта и ценностно-нравственных
ориентаций, необходимых для выполнения
социальных ролей в обществе. Система
воспитания упорядочивает процесс
социализации и придает ему целеустремленность.
Особая роль в современной
социализации принадлежит социальному
институту - образованию и приобретению
профессии.
Современное образование - сложное
и многогранное общественное явление.
Образование есть целостная система
учебных, воспитательных форм педагогической
деятельности, ориентированной на социальный
заказ, социальные потребности гражданского
общества. Становление, развитие и функционирование
гражданского общества невозможны без
социализации образования, то есть без
решения наиболее важных задач в
социокультурной сфере общества.
Их диапазон весьма широк: усвоение и
переработка информации, знаний и
социального опыта, соблюдение духовно-нравственной
преемственности поколений, социализация
личности, накопление ею интеллектуального,
физического и профессионального
потенциала, трудоустройство выпускников
учебных заведений, их социальный статус
и т.д. Социализация образования
позволяет преодолевать разобщенность,
поляризацию взаимосвязанных компонентов
культуры: естественнонаучного, технико-технологического
и социально-гуманистического. Одной
из главных характеристик социализации
образования является оптимальное
сочетание уровня потенциальных
способностей в реализации социально
признанных ценностей и собственных
творческих сил при решении конкретной
учебно-воспитательной, производственной
или управленческой задачи. Очевидно
и то, что при формировании специалиста
любого профиля приоритетным является
не столько набор специальных знаний (хотя
они крайне важны), сколько глубокая фундаментальная
подготовка как "стартовая площадка"
и необходимое условие саморазвития личности
профессионала, его творческой самореализации.
Становится все более
актуальным, что научный рационализм,
утилитарный техницизм, не способны
справиться с возникающими социально-экономическими,
социально-политическими и экологическими
проблемами. В эпицентре социализации
образования находится антропоцентризм:
стремление помочь человеку найти действительно
адекватное приложение душевных сил, личностного,
эмоционального потенциала, творческого
начала. Эти параметры социализации
выступают как категорический императив
для любых перспективных моделей
и типов образования. Данный принцип
вытекает не из "благих" или "злых"
пожеланий, а из самой объективной
логики развития гражданского общества.
Это и есть фундаментальный методологический
принцип социализации образования,
который необходимо обязательно
учитывать при проектировании, программировании
и прогнозировании развития систем
образования от уровня отдельного образовательного
учреждения до уровней регионов, федерации
и глобального социума.
Социализация образования
предполагает осуществление следующих
конкретно-практических действий в
реализации данного принципа:
первостепенным для профессорско-преподавательского
корпуса является воспитание культурной
личности, владеющей социальными
качествами, способной к самообразованию,
самовоспитанию и саморазвитию. В "сухом
остатке" образования должны быть
не только чисто профессиональные знания,
умения и навыки, но и более высокий
уровень социальной зрелости, понимания
мотивов поступков, самопознание и
самореализация как одно из измерений
личностного развития гражданина. Стремление
видеть в человеке не только обучаемого
будущего специалиста, а прежде всего
личность человека с его индивидуальностью,
социально обусловленными человеческими
качествами во всем богатстве и многообразии
связей, взаимодействий с окружающим миром
на основе педагогики сотрудничества
и социального партнерства в системе взаимоотношений
"преподаватель- студент"; внимательный
учет и анализ специфики состава студентов,
той сферы деятельности, к которой они
готовятся как будущие специалисты, а
также социально-психологических особенностей
в развитии личностного, интеллектуальных,
профессиональных факторов формирования
человека в возрасте от 17 до 27(30) лет, стимулируя
напряжение его умственных способностей,
мотиваций и ценностей в эмоциональной,
рациональной и волевой сферах. Сопряжение
обучающей деятельности с развивающей,
при которой проблемно-ситуационный подход
к учебной деятельности сочетается с трудовой,
с развитием потребностей в творчестве;
формирование целостного, а не "частичного",
"усеченного" человека и специалиста.
Целостный подход выражается в вовлеченности,
включенности студента во всех аспектах,
направлениях деятельности, составляющих
основу общей и профессиональной культуры
человека. Всесторонняя сущность, которая
проявляется всесторонним образом - вот
кредо целостности индивида; расширение
арсенала и потенциала средств обучения
и воспитания, ориентированных на становление
творчески и нравственно полноценной
личности гражданина. Существенное развитие
должны получить новые технологии образования:
переход от монологичного (преимущественно
лекционного типа) образования к диалогичному
(главным образом проблемно-практическому);
широкое использование дискуссионных
форм занятий, деловых имитационных (квази)
и развивающих игр и ситуаций; смещение
акцента в учебном процессе в пользу самостоятельно
поисковой работы, сочетание аудиторных
и внеаудиторных форм занятий, ибо главная
задача вуза - научить студентов учиться,
правильно мыслить и адекватно действовать.
Новые технологии должны опираться на
новую учебную базу: учебники и учебные
пособия, методические разработки, набор
технических средств, ориентированные
на активные и деятельностные формы обучения.
Следовательно, все эти
действия, направленные на социализацию
образования, способны качественно
и социально изменить состояние
общества. Эти действия развивают
воображение, творческую фантазию, расширяют
границы в использовании интеллектуальных
и образных средств и в образовании
и в воспитании. Такая концепция
социально-гуманитарной подготовки предполагает
введение индивида в культурный мир
цивилизационных гуманистических
ценностей гражданского общества. Специалист,
профессионал не будет ради "сиюминутной"
производственной и экономической
выгоды рисковать общепринятыми
ценностями материальной и духовной
культуры, цивилизации. Своеобразный категорический
императив, внутренний запрет, невозможность
переступить этико-правовые нормы
будут способствовать утверждению
гуманных норм социальной жизни, ее стабильности
и устойчивости. Социализация образования,
в конечном счете означает переход
от понимания образования как
института подготовки к профессиональной
деятельности и жизни к пониманию
его как института организации,
социализации самой жизни и обращенности
к человеческим качествам, культурным
универсалиям. Гражданское общество
не тождественно своему прошлому, посттоталитарному
обществу, оно характеризуется наличием
динамичных тенденций, постоянным изменением
сфер деятельности, усложнением структур
и соответствующих форм сознания
и нравственных алгоритмов. Вместе
с тем, оно перманентно: противоречия
между новыми тенденциями социального
развития и культурными эталонами,
образцами, фиксирующими прошлый опыт,
постоянно дестабилизируют социум,
вносят помехи в его функционирование.
Отсюда новые требования к институтам
образования: последние не могут
больше ориентироваться только на передачу
прошлого опыта, его стереотипов. Содержание,
передаваемое в образовательных
системах, должно быть принципиально
иным, то есть позволяющим подготовить
человека к жизни, деятельности в новых
ситуациях. Образовательные системы должны
обеспечивать, с одной стороны, подключение
индивида к совокупному человеческому
технико-технологическому опыту, зафиксированному
в культурно-технических ценностях, а
с другой - подготовку к будущей техногенной,
информационно обслуживающей, социокультурной
деятельности, отличной от прошлого, формирование
способности к предвидению будущего, творческой
переработке традиций. Словом, социализация
образования означает способность и возможность
производить не только полезные вещи,
но прежде всего, самого себя, свою сущность,
быть субъектом собственного развития
в контексте совокупной социальной деятельности.