Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:57, реферат
Цель работы – рассмотреть взаимосвязь между образованием, коммуникациями и средствами массовой информации.
Задачи работы – определить образование, коммуникации, средства массовой информации как социальные институты; охарактеризовать социальные функции образование; определить образование, средства массовой информации как институты социализации. Вряд ли кто усомнится в том, что по значимости изменений, происшедших с человеком и обществом, никакой век не сравнится с уходящим. А в ХХI веке, нам, похоже, предстоит жить в новом — информационном — обществе.
Социальные функции, цели образования. Проблемы
образования.
Актуальность изучения процесса
социализации, факторов, на него влияющих,
обусловлена, прежде всего, значимостью
его в эволюции человеческого
общества. Развитие социума опосредовано
непрерывной сменой поколений. Специфический
для вида Homo sapiens механизм социальной
памяти обеспечивает накопление опыта,
служащего материалом выработки
программ совершенствования всех общественных
функций. Однако это накопление идет
не механически опосредуясь
Отсюда, в современных
условиях возрастает роль образования
как социального института, основной
функцией которого является социализация
личности к постоянно изменяющимся
условиям и требованиям общества.
Особое значение в этом процессе играет
система общего образования, которая
отличается массовостью включения
в образовательный процесс всех
социальных слоев и групп на том
этапе жизненного пути, когда формируются
базовые социальные характеристики
и ценностно-мотивационные
В условиях перехода к информационному обществу важнейшей тенденцией становится повышение роли не просто массового, а качественного образования, выдвижение его одним из главных ресурсов мобильности, обретения социального капитала личности.
Современное состояние проблемы качества образования отражает усиливающееся противоречие между, с одной стороны, возрастающими требованиями общества к нравственности и интеллекту человека, его способности к проектированию, прогнозированию и, с другой стороны, фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений. А он, этот фактический уровень, часто оказывается ниже современных требований, что усиливает тенденции роста общей и функциональной неграмотности населения, опасность духовного и интеллектуального обнищания общества.
Вместе с тем, в настоящее время в оценке качества результата образования (развитие личности), образовательной деятельности педагогических работников и самого образования администрации школ, работники органов управления образованием зачастую ориентируются на традиционные показатели статистической отчетности, поскольку отсутствуют единые требования и методики оценки не только его содержания, но и качества.
В таких условиях возрастает значение социологического анализа проблемы, разработки методологических основ и методик исследования и оценки качества образования. Рассмотрение проблемы качества образования наиболее оптимально в рамках социологического анализа потому, что именно он позволяет, в силу специфики социологической науки, исследовать качество образования как социальный феномен, включать его в систему социальных процессов, связей и отношений, характеризующих взаимодействие образования и общества, образования и личности.
Преимущества социологического
подхода к трактовке качества
образования позволяют, на наш взгляд,
осуществить комплексный анализ
социальных факторов, его обуславливающих,
выявить социальную роль и значение
качества образования с учетом уровня
социализированности
Для осмысления проблемы качества общего образования с позиций успешности социализации учащихся существенное значение имеют разработки проблем социализации личности вообще, осуществленные в различных сферах научного знания, в первую очередь в философии, социологии, педагогике, психологии, а также исследования междисциплинарного характера.
Проблема образования
— тема для науки и культуры
не новая. Она десятилетиями обсуждается
учеными, педагогами, писателями, родителями,
общественными и
Если бы единственной целью системы образования было создание новых специализированных знаний, то ее достижение не представляло бы трудностей. Но стремление к поиску новых знаний и обусловленная этим фрагментация учебного процесса оказывают влияние на другие цели образования. В первую очередь это приводит к соответствующему дроблению преподавательской деятельности и сокращению возможностей применения образования для общественных нужд.
Заключение
Образованные, грамотные люди — это основная движущая сила развития человечества в XXI веке. И мы, сегодняшние студенты, которые завтра будут учеными и менеджерами компаний, должны это очень хорошо понимать. Тому, кто не развивается, не идет вперед, придется уступить свое место другому, более конкурентоспособному специалисту.
Исследование проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.
Образование выступает
историко-культурным феноменом менталитета
общества, его сознания. В образовании
создаются предпосылки для
Социология образования
рассматривает влияние
Подводя выводы по работе, хотелось
бы отметить что процесс образования
взаимодействует с другими
Список использованной литературы
1. Нечаев В.Я. Новые подходы в социологий образования. //Социс.- 1999. -№11
2. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М.1990.
3. Социология: Наука об обществе: Учебное пособие //Под общ. Ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горлач.-Харьков, 1996.
4. Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 1994.
5. А.М. Осипов, В.В. Тумалев.
Социология образования»
6. Шуклина В.А. Самообразование как отрасль социологического знания //Социс. – 1999. - №4