Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 14:55, курсовая работа
Коррупция подразделяется на мелкую (низовую, то есть коррупцию на бытовом уровне) и крупную (вершинную, то есть та коррупция, с помощью которой решаются крупные проблемы бизнеса). Низовая коррупция, действует на уровне повседневных потребностей граждан. Например, социологические исследования показали, что 98% автомобилистов хоть раз в жизни давали взятку инспектору ДПС. Но масштабная низовая коррупция очень опасна, так как она способствует созданию других форм коррупции на подсознательном уровне граждан.
Глава I. Общая характеристика коррупции как явления в государственном управлении.
В статье 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, которая была подписана 12.12.2000 года в Палермо, коррупция определяется как умышленные уголовно-наказуемые деяния, которые включают:
1)обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников какого - либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое - либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;
2) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников какого - либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое - либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.1
В большом юридическом словаре коррупция понимается как "общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а ровно подкуп". 2
Но, отказавшись от привычного инструментария, используемого законодательством, такого как "взятка", "злоупотребление", "превышение" и так далее, большая часть ученых и практиков пошла по пути уяснения сути явления с помощью единого подхода к методологии его изучения. Благодаря этому было выработано единое определение понятию коррупции - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица. 3
Коррупция подразделяется на мелкую (низовую, то есть коррупцию на бытовом уровне) и крупную (вершинную, то есть та коррупция, с помощью которой решаются крупные проблемы бизнеса). Низовая коррупция, действует на уровне повседневных потребностей граждан. Например, социологические исследования показали, что 98% автомобилистов хоть раз в жизни давали взятку инспектору ДПС. Но масштабная низовая коррупция очень опасна, так как она способствует созданию других форм коррупции на подсознательном уровне граждан. В современном мире низовая коррупция возникает во всех сферах общественной жизни. Перечислю некоторые из них:
1. Жилищно-коммунальная сфера.
По социологическим опросам
2. Второй по коррумпированности
считается сфера
3. Ну и третье место,
по социологическому опросу
Верхушечная коррупция отличается от низовой тем, что она характеризуется высоким социальным положением субъектов ее совершения, Огромным материальным ущербом и тем, что власти бережно относятся к этой группе преступников. Если мелкая коррупция постепенно всасывает в себя доходы и имущество граждан, то верхушечная коррупция сразу поглощает огромные куски государственной и частной экономики.
Функции коррупции. Рассматривая коррупцию как социальное явление необходимо отметить её функции.
М. Вебер ввел функциональный подход к исследованию коррупции. Он сделал вывод о функциональности и приемлемости коррупции при условии, что она усиливает позицию элит, гарантирующих ускорение происходящих в обществе изменений. Согласно воззрениям сторонников такого подхода, выполнив свои политические и экономические функции, коррупция исчезает. Экономические функции коррупции сводятся к стимулированию инвестиций и предпринимательства за счет устранения или снижения бюрократических препятствий. Другой сторонник функционального подхода - Г. Мюрдаль, наоборот, признает негативную сторону коррупции. По его мнению, она является препятствием для модернизации общества и его развития.
Сторонники институционального подхода (С. Хантингтон, Я. Тарковски) исследуя модернизацию развивающихся стран, видят в коррупции единственное средство постепенного создания институтов, необходимых для демократического развития общества. По их мнению, индустриализация создает новые источники богатства и власти, а также социальные и политические требования, которые постоянно меняются. Эти трансформации не позволяют осуществлять политическую институционализацию. Следовательно, по их утверждению, коррупция является не результатом отклонения поведения от норм, а несоответствием между нормами и устанавливающимися моделями поведения.
Р. Теобальд выделяет следующие выгоду и негативные последствия от коррупции. Среди выгод от коррупции он называет:
а) стимулирование экономического роста;
б) содействие политическому развитию.
Стимулирование экономического роста предполагает:
накопление капитала;
предприимчивость;
проникновение делового подхода в бюрократическую среду и т.д.
В слаборазвитых странах, по мнению Р.Теобальда, в условиях ограниченности ресурсов капитала коррупция, не выходящая за определенные рамки, создает климат, благоприятный для расширения экономических возможностей, реализации стремления к получению при- были.
Под влиянием коррупции здесь возникают параллельный рынок и диспаритет цен. Такой рынок позволяет выявить реальные соотношения спроса и предложения, с учетом которых может быть скорректирована регулируемая цена.
Содействие политическому развитию Р. Теобальд видит в том, что коррупция, способствуя формированию политических партий, участвующих в выборах стимулирует массовое участие в политическом процессе.
Что касается негативных сторон коррупции, то Р.Теобальд называет следующие: а) препятствие экономическому росту (растрата капитала, подавление предприимчивости, разбазаривание национальных ресурсов, ослабление управленческого потенциала, подрыв демократии); б) фактор нестабильности и подрыва национальной интеграции.
Таким образом, коррупция - это сложное социальное явление, требующее глубокого всестороннего изучения. В научных кругах даются различные определения коррупции, общий смысл которых сводится к одному: коррупция - это использование должностным лицом своего положения с целью извлечения личной выгоды.
Коррупция классифицируется по различным основаниям, что свидетельствует о ее многогранности и глубоком проникновении в общество и государство. В разных сферах общественных, политических, экономических отношений коррупция выполняет разные функции, как положительные (в существовании которых убеждены некоторые ученые), так и отрицательные.
C явлением коррупции история знакома уже очень давно. Еще Аристотель говорил: "Самое главное при всяком государственном строе - это посредством закона и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться".
Впервые человечество столкнулось с явлением коррупции в самые древнейшие времена. Упоминание о коррупции в системе государственной службы, нашедшее отражение в древнейшем из известных человечеству памятнике государственности - архивах Древнего Вавилона. Как следует из расшифрованных текстов, относящихся к середине третьего тысячелетия до нашей эры, в эпоху шумеров и семитов Царь Лагаша Урукагин реформировал государственное управление с целью пресечения злоупотреблений своих чиновников и судей, а так же уменьшения вымогательства незаконных вознаграждений у храмового персонала со стороны царской администрации, уменьшения и упорядочивания платежей за обряды.4
В древнеиндийском трактате по искусству управления государством "Артшахарстра" ( VI в до н.э.) подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. В данном трактате перечисляется 40 способов хищения казенного имущества и делается очень тревожный вывод о том, что "легче угадать полет птиц в небесах, чтобы узнать уловки хитроумных чиновников". Основным средством борьбы с казнокрадством становится слежка. Доносчик получал долю имущества, конфискованного у лица, осужденного за должностное преступление.5
С такими же вопросами сталкивались и правители древнего Египта. Документы, обнаруженные в процессе археологических исследований, свидетельствуют о массовых проявлениях коррупции в Иерусалиме в период после Вавилонского пленения евреев в 597 - 538 годов до Рождества Христова.
Тема коррупции прослеживалась еще в библейский рассказах. Например, в одной из книг библии Книге премудрости Иисуса сына Сирохова отец наставляет сына: "Не лицемерь перед устами других и будь внимателен к устам твоим... Де не будет рука твоя распространена к принятию... Не делай зла, и тебя не постигнет зло; удоляйся от неправды и она уклонится от тебя...". 6 Конечно, не трудно заметить, что характер наставлений свидетельствует, что библейскому обществу были достаточно знакомы факты подкупа судей и нечестного правосудия.
Более поздние периоды западноевропейской истории тоже сталкивались с явлением коррупции. Развитие коррупции получила отражение не только в исторических документах, но и в художественных произведениях, таких мастеров как Шекспир ("Око за око"), Данте ("Ад" и "Чистилище"). Так еще семь веков назад Данте в своем произведении "Ад" поместил коррупционеров в самые темные и глубокие круги Ада.
Так же многие известные мыслители запада много внимания уделяли проблеме коррупции. Например, Николо Макиавелли исследовал истоки коррупции и сравнил ее с чахоткой, которую вначале очень трудно распознать, но легче лечить, но "если она запущена, ее легко распознать, но очень трудно вылечить".7 Кажется на первый взгляд, что это простая истина понятная всем, но все-таки как она точно оценивает сегодняшнюю обстановку с коррупцией в России и за рубежом.
К сожалению, Россия в плане коррупции не была и не является исключением из общего правила. Формирование коррупции в России имеет многовековую философию. В IX - X века возник институт "кормления", когда князь посылал воевод, наместников в провинцию без денежного вознаграждения.
В Древней Руси митрополит Кирилл осуждал " мздоимство" наряду с чародейством и пьянством. Упоминание в Древней Руси о коррупции, в форме "посула", то есть незаконном вознаграждении, относится к XIV веку. Очень многие русские исторические и литературные источники свидетельствуют о широкой распространенности коррупции на Руси. При Иване IV Грозном впервые был казнен дьяк, получивший свыше положенного жареного гуся.
Распространение взяточничества в России балы столь значительной, что по указу Петра I от 25 августа 1713 года и позднейшим "узаконениям" лихоимцам была определена в качестве наказания смертная казнь. Однако и она не слишком устрашала казнокрадов. Чтобы представить себе хотя бы приблизительные масштабы продажности российских чиновников, достаточно вспомнить таких исторических персонажей, как дьяки и подьячие царских приказов допетровского и столоначальники поздних периодов, которые брали взятки. Например, казненного при Петре I за взяточничество сибирского губернатора Гагарина.
Очень интересна в этом плане направленная императору Николаю I записка "Высочайше учрежденного Комитета для соображения законов о лихоимстве (взяточничестве) и положения предварительного заключения о мерах к истреблению сего преступления", относящаяся к августу 1827 года. В этом документе с исключительной курпулёзностью рассматриваются причины распространения коррупции в государственном аппарате, дается классификация форм коррумпированного поведения.
Позже советская власть продолжала решительную борьбу с коррупцией. Ленин считал взяточничество одним из опаснейший пережитков царского режима и требовал для борьбы с ним "варварских" мер. В письме члену коллегии Народного комитета юстиции Курскому он требовал: "Необходимо тотчас... внести законопроект, что наказания за взятку (лихоимство, подкуп и т.д.) должны быть не ниже 10 лет тюрьмы и, сверх того, десяти лет принудительных работ". Такими суровыми меры наказания были потому, что большевики рассматривали коррупцию не только как пережиток прошлого, но и как попытку эксплуататорских классов подорвать основы нового строя. В одной из директив РКП (б) прямо отмечалось, что громадное распространение взяточничества, тесно связанное с общей некультурностью основной массы населения и экономической отсталостью страны, грозит развращением и разрушением аппарата рабочего государства.8
Даже во время тоталитарного режима Сталина вирус коррупции не был истреблен, хотя стоит признать, что время правления Сталина кажется наименее коррумпированной. Придти к выводу о широком распространении коррупции в конце эпохи социализма позволяют не только материалы судебных процессов и прессы 1970-1980 годов, но и проведенного одним из них в 1990 году изучения этой проблемы в ряди регионов России и некоторых союзных республик тогда еще существовавшего СССР. Его результаты свидетельствуют, что различные виды коррупционного поведения, в том числе уголовно наказуемых и поэтому наиболее опасных формах, уже тогда были присущи практически всем союзным, республиканским, краевым, областным, государственным и партийным органам, не говоря уже о местных. Наиболее пораженными в этом плане оказались структуры, осуществлявшие финансовое и материально- техническое обеспечение хозяйствующих субъектов, внешнеэкономические связи, организующие и контролирующие сферы товарного распределения и социальной поддержки населения. При этом если умолчать об этих явлениях уже не представлялось возможным, то они преподносились как некие издержки функционирования органов власти, либо отдельные факты, не вытекающие из существовавшей системы.
Информация о работе Общая характеристика коррупции как явления в государственном управлении