Общая характеристика системы социально-педагогических и психологических служб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:05, реферат

Описание работы

Практика социальной педагогики тесно связана с историко-культурными, этнографическими традициями белорусского народа. В разные времена общество сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могли самостоятельно обеспечить свое полноценное существование – детям, сиротам, старикам, больным, людям, имеющим особенности в психофизическом развитии, беженцам и др. Как правило, к таким людям общество проявляло особую заботу. Не случайно в русском и белорусском языках есть такие слова, как «милосердие» и «міласэрднасць», «благотворительность» и «дабрадзейнасць».

Содержание работы

Введение
Глава 1
Система и структура социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в Республике Беларусь.
Глава 2
Основные цели и принципы социально-педагогической и психологической помощи и поддержки.
Глава 3
Виды, основания и порядок предоставления социальных услуг.
Глава 4
Службы помощи и поддержки в системе Министерства труда и социальной защиты.
Глава 5
Министерство образования: сеть и виды учреждений, специфика деятельности, взаимодействие.
Глава 6
Основные права и обязанности лиц, оказывающих социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 34.91 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования  Белорусский государственный университет  имени Максима Танка

факультет эстетического образования

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Общая характеристика системы социально-педагогических и психологических служб

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Выполнила:

                                                                  студентка 3 курса 30 группы

                                                                  заочного отделения 

                                                                  факультета

                                                                  эстетического образования

                                                                   Баран Светлана Александровна            

 

 

 

Введение 

Глава 1

Система и структура  социально-педагогической и психологической  помощи и поддержки в Республике Беларусь.

Глава 2

Основные цели и  принципы социально-педагогической и  психологической помощи и поддержки.

Глава 3

Виды, основания  и порядок предоставления социальных услуг.

Глава 4

Службы помощи и  поддержки в системе Министерства труда и социальной защиты.

Глава 5

Министерство образования: сеть и виды учреждений, специфика  деятельности, взаимодействие.

Глава 6

Основные права  и обязанности лиц, оказывающих  социально-педагогическую и психологическую  помощь и поддержку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная система образования  в Республике Беларусь находится на этапе реформирования, которое ориентировано на запросы человека, государства, общества. Сфера образования — это базовый компонент эффективного функционирования и развития любого современного общества. Становление личности, гражданина, конкурентоспособного и идеологически грамотного специалиста выступает в качестве приоритетной задачи для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования.

Эффективность деятельности учреждений образования в значительной мере определяется тем, насколько скоординировано  взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного  процесса с деятельностью социально-педагогической и психологической службы. Деятельность этой службы в учреждении образования направлена главным образом на реализацию целей и задач системы воспитания учащихся. Социально-педагогическая и психологическая служба (далее СППС) учреждений, обеспечивающих получение среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, представляет собой систему практического использования психологии и социальной педагогики для оптимизации учебно-воспитательного процесса и развития личности. Она обеспечивает социально-педагогическое и психологическое сопровождение воспитательного процесса, способствует личностному, социальному и профессиональному развитию учащихся, их готовности к жизненному самоопределению.

 Деятельность СППС  определяется законодательством Республики Беларусь, нормативно-правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь, Положением об учреждении образования, приказами руководителя учреждения образования и Положением о социально-педагогической и психологической службе. Направления и содержание

1

деятельности сотрудников  службы определяются на основе анализа  социально-педагогических и психологических  проблем учреждения образования.

Практика социальной педагогики тесно связана с историко-культурными, этнографическими традициями белорусского народа. В разные времена  общество сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могли самостоятельно обеспечить свое полноценное существование – детям, сиротам, старикам, больным, людям, имеющим особенности в психофизическом развитии, беженцам и др. Как правило, к таким людям общество проявляло особую заботу. Не случайно в русском и белорусском языках есть такие слова, как «милосердие» и «міласэрднасць», «благотворительность» и «дабрадзейнасць». Если милосердие — это сострадание, сочувствие к страждущим, то благотворительность — это действенная помощь нуждающимся в ней людям, их социальная поддержка. 

Социально-педагогическая деятельность по своей сути соответствует этим двум понятиям. Социальная защита и опека учащихся, взаимодействие с социальными институтами занимает особое место в работе социального педагога. Эта деятельность тесно переплетается с понятиями «милосердие и благотворительность», однако подразумевает знание законов и документов, регулирующих права ребенка в нашем государстве (ребенком считается человек в возрасте до 18 лет). Основным документом, регламентирующим эти права, является Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», принятый 19 ноября 1993 года. 2 октября 2000 года были внесены изменения и дополнения в этот закон. Закон основывается на Конституции Республики Беларусь, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года. В нем определен правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта. Закон направлен на обеспечение физического, нравственного и духовного здоровья ребенка, формирование национального самосознания на

основе общечеловеческих ценностей  мировой цивилизации.

2

Глава 1

Система и структура социально-педагогической и психологической помощи и поддержки  в Республике Беларусь.

Социально-педагогическая и психологическая служба является структурным подразделением учреждения образования и представляет собой систему практического использования психологии и социальной педагогики для оптимизации учебно-воспитательного процесса и развития личности. СППС обеспечивает социально-психологическое сопровождение воспитательного процесса, способствует личностному, профессиональному развитию учащихся и их готовности к жизненному самоопределению.

Социальный педагог  призван осуществлять комплекс мероприятий по социальной защите, воспитанию и развитию детей и учащихся к сфере их ближайшего окружения: в учебно-воспитательном учреждении, в семье, по месту жительства, в молодежных и детских объединениях. Спектр профессиональной деятельности работников СППС очень широк: от создания и реализации региональных социально-педагогических программ до конкретной помощи отдельно взятому ребенку по защите его прав и интересов.

СППС подчиняется  непосредственно руководителю учреждения образования. Деятельность службы координирует заместитель руководителя по учебно-воспитательной (воспитательной) работе.

Специалистами СППС являются педагог-психолог и социальный педагог. По усмотрению руководителя в  ее структуру могут входить и  другие специалисты учреждения образования, принимающие непосредственное участие в воспитательном процессе и имеющие психологическое, педагогическое, социально-педагогическое образование или диплом о переподготовке не менее чем по одной из указанных

специальностей.

Квалификационные  требования к сотрудникам службы определяются

3

действующими тарифно-квалификационными  характеристиками, утвержденными в  установленном порядке. Сотрудники социально-педагогической и психологической  службы осуществляют свою деятельность по запросу (или с согласия) педагогических работников, родителей (или лиц, их заменяющих), учащихся.

 

Глава 2

Основные  цели и  принципы социально-педагогической и психологической помощи и поддержки.

Основные цели социально-педагогической и психологической помощи и поддержки:

• оказание содействия гражданам (семьям) в  преодолении трудных жизненных ситуаций;

• прогнозирование и предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;

• активизация собственных  усилий граждан и семей, создание      условия для самостоятельного решения ими возникающих проблем.

Принципы деятельности социально-педагогической и психологической  службы:

• Принцип профессионализма. Заключается во владении приемами методами работы в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками педагога-психолога и социального педагога. Предполагает наличие профессиональных знаний и умений по профилактике различного рода девиаций у учащихся, оказанию помощи педагогам и родителям в выборе стратегии воспитания, молодежи — в достижении успешного взаимодействия в окружающем социокультурном пространстве.

  • Принцип взаимодействия. Заключается в целенаправленном тесном сотрудничестве специалистов СППС с другими работниками учреждения образования по разрешению социально-педагогических и психологических

4

  • проблем, конфликтных ситуаций и созданию педагогически ориентированной среды, налаживанию связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащейся молодежи.
  • Принцип личностно-ориентированного подхода. Основывается на гуманном отношении к личности, уважении прав и свобод как учащегося, так и педагога; на оказании содействия в саморазвитии и социализации личности; на поощрении творческой деятельности.
  • Принцип позитивного восприятия личности. Означает поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые возможно формирование других, более значимых свойств личности. Основывается на оптимизме и вере в возможности и способности личности, подразумевает подготовленность и устойчивость учащихся к негативным проявлениям социума.
  • Принцип практической целесообразности. Предполагает выбор технологий, методов и форм воспитательной деятельности по принципу целесообразности и разумности вмешательства педагогов в личную жизнь учащихся.
  • Принцип конфиденциальности. Предусматривает установление отношений открытости, уверенности в надежности получаемой информации и сохранении профессиональной тайны. Предполагает конфиденциальность отношений между работниками социально-педагогической и психологической службы и учащимися, педагогами, родителями.

Глава 3

Виды, основания  и порядок предоставления социальных услуг.

Социальные услуги включают:

  • предоставление консультативно-информационных услуг;
  • оказание материальной помощи в денежной и натуральной форме;
  • предоставление   временного   места   пребывания  в  социальных

5

приютах;

  • обеспечение   дневного  пребывания  в  учреждениях  социального обслуживания;
  • осуществление    социального    обслуживания   в   стационарных учреждениях социального обслуживания и на дому;
  • оказание социально-реабилитационных услуг;
  • оказание посреднических услуг;
  • оказание иных социальных услуг, определенных законодательством.

     Порядок    и    условия    предоставления    социальных   услуг устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Основания для предоставления социальных услуг:

  • малообеспеченности;
  • сиротства;
  • бездомности;
  • безнадзорности  лиц, нуждающихся в постоянном уходе, воспитании
  • и иной социальной помощи;
  • безработицы;
  • инвалидности;
  • временной   нетрудоспособности  или  ограниченной  (утраченной)
  • профессиональной трудоспособности;
  • неспособности  к  самообслуживанию  в  связи с возрастом или по
  • иным причинам;
  • токсикомании, наркомании, алкоголизма;
  • семейного неблагополучия;
  • возвращения из мест лишения свободы;
  • стихийного или экологического бедствия, техногенной катастрофы;
  • в иных случаях, когда необходима социальная поддержка.

     Социальные  услуги  предоставляются   на   основании   обращения гражданина,    его    опекуна,    попечителя,    другого   законного 

6

представителя,  государственного органа,  общественного  объединения, лиц, осуществляющих уход за нуждающимися в социальном обслуживании.

     Любые   ограничения  права граждан  обращаться за предоставлением  социальных услуг недопустимы.

     Социальные   услуги  предоставляются,  как   правило,  по  месту постоянного   или  преимущественного  жительства  лиц,  нуждающихся в социальном  обслуживании.

     В   соответствии  с  законодательством  Республики Беларусь лица, обращающиеся   с   ходатайством   об   оказании   социальных  услуг,  предоставляют социальным работникам  и другим специалистам, занятым  в системе  социального   обслуживания,  всю  необходимую  информацию для оказания испрашиваемых  социальных услуг.

     Государственные   органы,   иные   юридические   лица,  а  также физические  лица,  предоставляющие  социальные  услуги,  гарантируют конфиденциальность  полученной информации.

Информация о работе Общая характеристика системы социально-педагогических и психологических служб