Общественная палата как институт гражданского общества в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является: комплексное сравнительное исследование института Общественной Палаты в Российской федерации как особого органа народного представительства в структуре гражданского общества, включающее сопоставление нормативно-правовой базы, истории становления, основных направлений деятельности Общественной Палаты РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
Рассмотреть понятие гражданского общества.
Определить какую роль играет Общественная палата в Российском гражданском обществе.

Содержание работы

Введение 3
1. Институт Общественной палаты как элемент гражданского общества 6
1.1 Понятие гражданского общества 6
1.2 Образование Общественной палаты и ее роль в Российском обществе 8
1.3 Зарубежные аналоги Общественной палаты РФ 12
2. Анализ и оценка деятельности Общественной палаты РФ 13
2.1 Организационная структура Общественной палаты РФ 13
2.2 Анализ деятельности Общественной палаты РФ 17
2.3 Совершенствование деятельности Общественной палаты РФ 23
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра социологии и политологии

 

 

Контрольно-курсовая работа по дисциплине

«Государственное  и муниципальное управление»

 

 

Общественная  палата как институт гражданского общества в современной России

 

 

Студент гр. 820402______________________________________Деминов  М.Е.

(подпись)

Науч. рук.: канд. соц. наук, доц.________________________Гоголева Е.Н.

(подпись)

 

 

Тула 2013

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Народное представительство, привлекая огромную массу граждан-избирателей к решению государственных дел, к законотворчеству, способствует формированию гражданского общества в современной России. В свою очередь гражданское общество через институты, прежде всего общественные объединения, местное самоуправление, оказывает влияние на принятие государственных решений и способствует развитию народного представительства. Одним из таких институтов, через которое может быть осуществлено данное влияние, является созданная в 2004 году Общественная Палата РФ.

Согласно Федеральному закону Общественная палата призвана обеспечить взаимодействие граждан  РФ с федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан РФ, защиты их прав и свобод при разработке и реализации государственной политики. Таким образом, все вышесказанное определяет необходимость исследования института Общественной Палаты как элемента развивающегося в современной России гражданского общества.

Объектом исследования является Институт Общественной Палаты в РФ.

Предметом исследования является история становления и  функционирования института Общественной палаты в РФ как элемента гражданского общества во взаимоотношениях с органами государственной власти.

Целью исследования является: комплексное сравнительное  исследование института Общественной Палаты в Российской федерации как  особого органа народного представительства в структуре гражданского общества, включающее сопоставление нормативно-правовой базы, истории становления, основных направлений деятельности Общественной Палаты РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

  1. Рассмотреть понятие гражданского общества.
  2. Определить какую роль играет Общественная палата в Российском гражданском обществе.

3.Исследовать историю становления и развития Общественной палаты в РФ.

4. Рассмотреть основные направления деятельности Общественной палаты РФ, выявив способ осуществления ее своих полномочий, приоритетные сферы взаимодействия с органами государственной власти и институтами гражданского общества, а также степень эффективности данной деятельности.

Гипотеза: общественная палата призвана обеспечить взаимодействие граждан РФ с федеральными органами государственной власти, данное обстоятельство придает особую общественную значимость института Общественной палаты в свете становления гражданского общества в России.

 

 

 

1. Институт Общественной палаты как элемент гражданского общества 

1.1 Понятие гражданского общества

 

 

Общественная палата Российской Федерации - совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и представителями власти.

История развития государства четко выделяет две тенденции:

  • государство демократическое, правовое;
  • государство тоталитарное, авторитарное.

Дальнейшее  развитие государства - во многом зависит  от уровня развитости гражданского общества. Постараемся же разобраться с сущностью гражданского общества, историей его возникновения и ролью, которое гражданское общество играет в политической жизни страны.

Гражданское общество - это негосударственная часть  общественно-политической жизни; это  совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.

Человек стремится  к свободе и реализации своих  естественных прав, но не может жить вне общества и особенно вне государства, а, значит, реализация его естественных прав затрудняется государством, властью. Гражданское общество подразумевает добровольную передачу личностью государству своих прав, с одной стороны, а с другой - ограничение государственной власти в интересах реализации гражданами своих свобод. Главное условие действенности гражданского общества - добровольность и взаимность подобного договора между гражданами и государством.

Особое место  в разработке концепций гражданского общества занимают идеи Г. Гегеля. По его мнению, гражданское общество это своеобразная стадия в диалектическом движении от семьи к государству. "Гражданское общество, - писал он, - есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства".

По Гегелю, гражданское  общество включает рыночную экономику, социальные классы и политические институты  и составляет комплекс частных лиц; деятельность гражданского общества регулируется правом и само оно прямо не зависит от государства.

Особый подход к проблеме гражданского общества у  К. Маркса. Он рассматривает гражданское  общество как сферу материальной, экономической жизни, как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения. По Марксу, гражданское общество, это совокупность экономических, производственных отношений, которые соответствуют производительным силам общества и образуют базис государства. В гражданском обществе происходят революционные изменения: ликвидация частной собственности и эксплуататорских классов. Эти революционные преобразования приводят к тому, что владельцами средств производства становятся ранее угнетенные классы, исчезает эксплуатация человека человеком и происходит отмирание государства - основного орудия угнетения.

В современной  политологии общество рассматривается  как совокупность гражданского общества и государства, как основного  института политической власти. Гражданское  общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей. [41]

Так государство, осуществляя государственную власть воздействует на гражданское общество и наоборот. Ядром гражданского общества является народ, который проявляет и защищает свои интересы с помощью творческих ассоциаций, общественных организаций, политических партий, профсоюзов, СМИ, участвует в сферах воспитания, образования, нации и культуры, при этом основные ценности закладываются в семье.

И для осуществления взаимодействия граждан РФ и общественных объединений с органами государственной власти и местного самоуправления была создана Общественная палат РФ, как совещательный орган. [40]

1.2 Образование Общественной палаты и ее роль в Российском обществе

 

Идея создания Общественной палаты Российской Федерации была впервые  озвучена в Послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 г. . В данном послании большая роль была уделена  развитию гражданского общества в Российской Федерации, и президентом была высказана следующее: «Имеет также смысл использовать и накопленный в ряде регионов России опыт работы общественных палат. Такие постоянно действующие негосударственные организации могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов. Актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан».1

Далее о необходимости создания Общественной Палаты Российской Федерации  было официально заявлено президентом  на расширенном заседании Правительства  РФ 13 сентября 2004 года после трагических событий в Беслане2. Общественная Палата, по мнению президента, призвана стать площадкой для широкого диалога, где могли бы быть представлены и подробно обсуждены гражданские инициативы. Парламентом Российской Федерации данная инициатива была поддержана и реализована путём принятия Федерального закона от 4 апреля 2005 года «Об Общественной Палате РФ».3 Общественная палата РФ была сформирована в соответствии с указанным законом.

Согласно данному закону, Общественная палата избирается на два года. Цель Общественной палаты Российской федерации осуществлять взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления c учетом потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти4.

В целях обеспечения деятельности Общественной палаты РФ Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2005 г. №590 было создано федеральное государственной учреждение Аппарат Общественной палаты РФ. Правительство РФ утвердило Устав федерального государственного учреждения, установило предельную численность работников в количестве 100 человек, закрепило и приняло решение обязать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом обеспечить в 2 недельный срок (предать в оперативное управление) относящимся к федеральной собственности недвижимым имуществом.

 

Гражданское общество находится сейчас на этапе становления. От развития институтов гражданского общества зависит реализация ст. 1 Конституции РФ о правовом характере Российского государства. Конституционное закрепление России как правового государства можно считать перспективной нормой, определяющей главный ориентир общественного развития. Тесную взаимосвязь и взаимозависимость между народным представительством и гражданским обществом не отрицают и современные исследователи.

Появившийся в  нашей стране недавно институт общественных палат призван усилить связь  гражданского общества с органами государственной власти через представительные учреждения.

Исходя из функций, осуществляемых общественной палатой  можно определить, что Общественная палата – это общественный неполитический институт. Он является неполитическим, так как не участвует в борьбе за власть и её осуществление. Так же можно отметить, что это гуманитарно-научный институт, созданный для согласования интересов общества и его членов.

В части 1 ст. 1 Федерального закона об общественной палате законодателем  сделана попытка установить правовой статус Общественной палаты. Правительство РФ в своем Заключении на проект Федерального закона Об Общественной палате Российской Федерации отмечало необходимость дополнительной проработки вопроса о правовом статусе Общественной палаты, которая является формой взаимодействия граждан и органов государственной власти, но при этом имеет аппарат в форме государственного учреждения. Однако положения законопроекта в этой части так и не были уточнены.

Так же Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации путём проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления.

Так же одной  из задач Общественной палаты РФ является осуществление общественного контроля за деятельностью Правительства  РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Органы СМИ  неоднозначно отреагировали на новые  инициативы государства, которые касались формировании Общественной палаты РФ, дискуссия была развернута и на страницах Российской газеты, где высказывались не только читатели, но и отдельные члены Общественной палаты РФ.

Есть так  же и противоположная точка зрения. Например, в статье “Общественная палата: ее роль и место в российской политике”5, А.А.Кара-Мурза пишет о том, что в странах с устойчивыми либерально-демократическими традициями функцию Общественной Палаты выполняет парламент. Парламент – это и есть общественная палата. Все общественные интересы представлены в парламенте. По мнению члена Совета Федерации В.А. Новикова, роль связки между обществом и властью должен играть эффективный и независимый парламент.

Но наличие  такой ситуации в Российской Федерации  и появление нового органа дублирующего некоторые функции парламента представляется возможным объяснить объективным положением вещей. В статье Общественная палата – спектакль национального масштаба Л.Ю. Грудцына6 объясняет данную ситуацию не самым уважительным отношением граждан российской федерации к депутатам, что, по её предположению, вызвано неуважением самой власти к народу, которое естественным образом вызывает ответное чувство народа к власти. «Получается следующая ситуация: вместо того чтобы прилагать все усилия для того, чтобы российский парламент стал действительно «народным рупором», параллельно с ним властью создается искусственная структура общественного контроля за самой собой с туманным прошлым и весьма неопределенным будущим. В итоге, для того чтобы повысить эффективность одного из органов государственной власти был создан новый политический институт.

Информация о работе Общественная палата как институт гражданского общества в современной России