Общественное мнение и реклама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 20:11, реферат

Описание работы

Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений общественного мнения. Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение— форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

Файлы: 1 файл

реферат по социологии.docx

— 35.86 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Уральская государственная  юридическая академия

Институт юстиции

Кафедра философии и социологии

 

 

Реферат

Общественное мнение и  реклама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Выполнил: студент гр.319 ИЮ

Михеев Д. А.

Проверил: Профессор Э. Н. Грибакина

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012г.

Содержание:

  1. Что же такое общественное мнение и как оно формируется.
  2. История общественного мнения
  3. Реклама.
  4. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общественное  мнение:

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений общественного мнения. Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение— форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние  на функционирование общества и его  политической системы. Именно возможность  гласного, публичного высказывания населения  по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной  вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного  мнения как особого социального  института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному  вопросу, затрагивающему группу людей.

2. История общ-го мнения:

Феномен ”общественное мнение”  принадлежит к числу  таких социальных явлений которые привлекают внимание мыслителей с давних времен . Макиавелли в своем  ^Государе^ особо указывал на исключительную важность этого феномена. В том виде, в каком данная категория употребляется нами, она встречается у английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери. Происхождение словосочетания - англосаксонское., появилось оно в англии во второй половине XII в., а точнее в речи Солсбери в 1159 г. Из Англии этот термин пришел в другие страны, а в XVIII в. стал общепринятым.

Не обошел этот феномен  своим вниманием и великий  философ Г.Ф. Гегель.

Он писал в «Философии права»: «Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичные  лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет  относительно них, проявляется в  той совместности, которая называется общественным мнением». Подобная свобода  возникает лишь в обществе, в котором  существует не зависящая от государства  сфера частных (индивидуальных и  групповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество.          Он выделил в нем целый ряд структурных элементов: первый - условия существования общественного мнения, второй - объект (содержание) общественного мнения , третий- носитель общественного мнения, четвертый - характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый   - соотношение “всеобщего” и «особенного» мнений, сочетание и «противоположность» в «явлении» элементов истины и лжи.

Представители разных сословий часто вкладывали в него различное  содержание. Это происходило потому, что общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов  и социальных групп общества. В  общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок  времени. Оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах  бытия. Содержание общественного мнения - показатель глубины отражения, познания этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом. Общественное мнение и общественное сознание находятся  в сложных связях и отношениях. Общественное сознание, как считают  многие ученые- это сов-ть теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие, исторический процесс. Они порождены определенными материальными условиями жизни людей. Структура реального содержания общественного сознания чрезвычайно сложна. В нем выделяют несколько форм. Чаще всего в качестве таких форм выступают политические идеи, правосознание, мораль, наука, искусство, религия, философия, экология и экономика и т. д. Эти формы отличаются друг от друга способом отражения действительности, особенностями своего развития и т. д., но прежде всего своим предметом. Каждаяформа сознания отражает определенную сторону действительности: мораль, например, имеет дело с нормами поведения человека в обществе, принципами, регулирующими его, наука рассматривает законы природы и общества, политическая идеология имеет дело с политическими отношениями (государственными, классовыми, национальными и т. д.).

Общественное мнение невозможно отождествить ни с одной из форм общественного сознания. Предмет  общественного мнения невозможно «втиснуть» в рамки какой-либо одной формы, так как общественное мнение может  быть сформулировано по вопросам политики или права, морали или искусства, религии или науки и т. д. В  силу этих обстоятельств общественное мнение может быть признано еще одной  формой общественного сознания , ибо  по своему предмету оно как бы пронизывает  все формы сознания т. е. выступает  как вид общественного сознания, однако уступая ему в широте диапазона.

Исходя из сказанного можно  попытаться определить общественное мнение как отношение социальных общностей  к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в суждениях, а затем и в действиях. Общественное мнение отличается относительной распространенностью, интенсивностью, достоверностью и стабильностью. Эти качества феномена во многом зависят  от объекта и субъекта общественного  мнения.

Объектом общественного  мнения являются конкретные темы, по которым  высказывается или может быть высказана точка зрения индивида, группы или общественности, и процесс  материального производства, и события, совершающиеся в сфере духовной жизни общества, и поведение болельщиков  на стадионе, публики в театре, политических лидеров.

Общественное  мнение имеет 3 важных момента:

Общественное мнение формируется  там и тогда, когда на  обсуждение народа выносится, ставится проблема, имеющая важное практическое значение, т. е. проблема (вопрос), которая затрагивает социальные интересы людей (экономической, социальной, политической, духовной жизни). Это - первый очень важный момент.

Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных  с политикой, правом, моралью или  искусством, где больше спорного и  затрагивающего наши интересы. Предметом  рассмотрения общественности чаще всего  выступают те формы общественного  сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т. е. заключают в себе момент дискуссионности. Это второе условие появления  общественного мнения. Данная проблема или вопрос должны носить дискуссионный  характер.

Кроме того, нельзя забывать и о третьем условии формирования общественного мнения - уровне компетентности. Если человек незнаком с каким-либо обсуждаемым вопросом, то на просьбу  высказать мнение чаще всего отвечает: «Я не знаю». Но возможен и такой  вариант, когда человеку просто не хватает  знаний для спора, обсуждения вопроса.

 

 Общественное мнение формируется:

Общественное мнение складывается из широко распространённой информации, как то: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно как и из слухов, сплетен, заблуждений.

В формировании общественного  мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса). В последние годы, в условиях развития информационного общества ущественно возрастает влияние электронных средств массовой информации, сосредоточенных в Глобальной сети Интернет - многочисленных социальных сетей, блогов, форумов и т.д.

На общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом  авторитетными и компетентными, личный опыт людей.

Инструментами воздействия  на общественное мнение со стороны  государства являются пропаганда и  цензура.

К способам формирования общественного  мнения также можно отнести «спираль молчания».

Выражение общественного  мнения

 

В современном обществе привычными каналами (и формами) выражения общественного  мнения являются: выборы органов власти, участие населения в законодательной  и исполнительной деятельности, средства массовой информации, собрания, митинги, манифестации, пикеты и др. Наряду с  этим широкое распространение имеют  также и высказывания, вызываемые политическим, экономическим, социальным, культурным, а также исследовательским  интересом и принимающие форму  референдумов и плебисцитов, массовых обсуждении каких-либо проблем, совещаний  специалистов, выборочных опросов населения  и т.д.

Согласно законодательству, в Российской Федерации общественное мнение может выражаться на совещательном  уровне, к примеру, на этапе принятия решений по поводу строительства  различных объектов. Так, в 2004 г. в  Санкт-Петербурге был принят закон  «Об участии граждан и их объединений  в обсуждении и принятии решений  в области градостроительной  деятельности на территории Санкт-Петербурга». Согласно этому закону любой гражданин  имеет право высказать свое мнение и, при наличии доказательств  нарушения закона, препятствовать строительству  объекта.

Концепция общественного  мнения Э. Ноэль-Нойман

Один из выдающихся социологов современности, Элизабет Ноэль-Нойман — специалист в области общественного мнения, в заключительной главе книги «Общественное мнение. Открытие спирали молчания» дает следующее определение: «Общественное мнение — это ценностно окрашенное, в частности имеющее моральную окраску, мнение и способ поведения, которые, если речь идёт об устоявшемся, закрепившемся согласии, например догме или обычае, — следует демонстрировать прилюдно, если не хочешь оказаться в изоляции, или которые в проходящих состояниях можно прилюдно демонстрировать, не боясь изоляции».

В науке получила известность  теория Э. Ноэль-Нойман о так называемой «спирали молчания», согласно которой люди, видя, что доминирующие общественные установки, распространяемые СМИ или их ближайшим социальным окружением, противоречат их собственной позиции, «замолкают», стараются избегать высказывать свою точку зрения, боясь оказаться в меньшинстве. И чем сильнее им кажется распространенной господствующая точка зрения, тем сильнее они «замолкают». Преодоление «спирали молчания» возможно за счет нейтрализации на коммуникативном поле идей порождающих социальные страхи или вброса в него более сильных политических идей. Теория Э. Ноэль- Нойман получила широкую популярность, однако подвергалась также критике вследствие недостаточности доказательной эмпирической базы, а также потому, что воспринималась не как научная, а как политическая теория, призванная мобилизовать находившихся в меньшинстве избирателей христианских демократов ФРГ в условиях нахождения у власти социал-демократов и доминировании в СМИ ФРГ того времени левоцентристской идеологии.

 Функции общественного  мнения.

 

Присутствие в общественной жизни такого явления, как общественное мнение ставит вопрос о его социальной роли и функциях, которые оно выполняет.

Функции общественного мнения можно подразделить на главные и  производные от них. Так же их различают  в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь  от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы.

Главное предназначение общественного  мнения заключается в том, оно  выступает в роли регулятора отношении  между людьми в масштабе всего  общества. Регулирование общественных отношений – основная функция  общественного мнения. Сущность её заключается в том, что общественное мнение вырабатывает и прививает  членам общества отдельные нормы  общественных отношений. Причём общественное мнение проявляет себя не только как  регулятор между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также  между обществом и личностью.

Механизм регулятивной функции  основывается на методе общественного  воздействия, Который по мере социального  развития всё в большой степени  превращается в основной метод регулирования  жизнедеятельности общества. По мере развития и совершенствования общественного  мнения, по мере того, как оно доходит  до общества в целом и начинает воздействовать на него регулятивная функция общественного мнения начинает проявлять себя как функция воспитания. Она представляется необходимой  в силу важной роли и широкого участия  в создании и утверждении между  людьми «воспитывающих отношений». Главное  же предназначение этой функции общественного  мнения – воспитание в каждой личности чувства высокой ответственности  за свои дела и поступки перед обществом, проникновение в саму сущность человека, оказание ему помощи. Воспитательная функция формирует в человеке чувство нравственной ответственности. Важнейшим условием для достижения воспитательного эффекта от проявления общественного мнения выступает общественная природа индивида и непрерывный процесс социализации.

Посредством функции воспитания общественного мнения можно влиять на человека, т.е. показывать ему его  недостатки. Например: во времена коммунистических партий проходили собрания, на которых  обсуждали многие проблемы, в том  числе и поведение того или  иного индивида. Это тоже можно  назвать общественным мнением. Соответственно многие, выслушав мнение о себе, старались  исправиться.

Следовательно, общественное мнение, выросшие из опыта социальной практики - универсальное средство воспитания членов общества. Универсальность  его состоит в том, оно осуществляет свой функции как в периоды  особой актуальности, потребности в  нём, когда, к примеру, возникает  необходимость специально мобилизовать общее мнение для одобрения или  осуждения поступков членов общества, так и в периоды, когда само мнение «молчит», не действует открыто, а исподволь наблюдает за моральным  обликом, делами и поступками людей. Другими словами, особенность функционирования общественного мнения заключается  в том, что оно «работает без  перерывов», осуществляя нравственный постоянный контроль за поведением членов общества, состоянием их жизненных  позиций, состоянием их жизненных позиций, за событиями, фактами и явлениями  социальной действительности.

Информация о работе Общественное мнение и реклама