Общественное мнение как институт гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Содержание работы

Введение. 3
1.Личность как социальный тип. 4
2.Общность и личность. 7
2.1 Структура личности. 7
2.2 Разновидности общностей и характерные черты массовых общностей. 8
2.3 Взаимоотношение личности и общества. 10
3. Личность как деятельный субъект. 12
4.Социализация личности. 15
5.Общественное мнение как институт гражданского общества. 17
Заключение. 20

Файлы: 1 файл

АНЯ МАША.docx

— 47.36 Кб (Скачать файл)

Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие “врастания” человека в общество себе подобных. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе.

 Чарлз Кули считал, что личность формируется на  основе множества взаимодействий  людей с окружающим миром. В  процессе этих интеракций люди  создают свое “зеркальное Я”, состоящее из трех элементов:

1) того, как, по нашему  мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают  внимание на мою новую прическу);

2) того, как, по нашему  мнению, они реагируют на то, что  видят (Я уверена, что им  нравится моя новая прическа);

3) того, как мы отвечаем  на воспринятую нами реакцию  других (Видимо, я буду всегда  так причесываться)

Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего “Я”. По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии.

Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, - это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я". Третий этап - стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы.

Ролевая теория личности описывает  ее социальное поведение двумя основными  понятиями: “социальный статус”  и "социальная роль". Социологи  отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный - это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса.

Социальная роль распадается  на ролевые ожидания — то, чего согласно “правилам игры” ждут от той  или иной роли, и на ролевое поведение  — то, что человек реально выполняет  в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек  более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.

Социальное поведение  попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

- Эмоциональность. Некоторые  роли  требуют эмоциональной сдержанности  в ситуациях, обычно сопровождающихся  бурным проявлением чувств.

- Способ получения

- Масштаб. Некоторые роли  ограничены строго определенными  аспектами взаимодействия людей.  Например, роли врача и пациента  ограничены вопросами, которые  непосредственно относятся к  здоровью пациента.

- Формализация. Некоторые  роли предусматривают взаимодействие  с людьми в соответствии с  установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги  на определенный срок и потребовать  штраф за каждый просроченный  день с тех, кто задерживает  книги. 

- Мотивация. Разные роли  обусловлены различными мотивами.

Теория ролей хорошо описывает  адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало

 

 

4.Социализация  личности.

Социализация — это  процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного  функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и  социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны - передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны - их усвоение индивидом. Кроме того процесс социализации подразумевает под собой двоякий процесс: процесс постепенного раскрытия в индивиде природных качеств, и процесс внешнего воздействия (целенаправленного и ненаправленного воспитания). Поэтому в процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека, субъекты социализации (или агенты социализации - те кто воздействует на индивида) с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека.

Социальная среда с  ее различными сферами (социальной, экономической, политической, культурной и т.д.) является объективным фактором социализации. Т.е. основными агентами социализации являются семья, различного типа общности - все то, что включает в себя и окружает человека. Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации — целенаправленного и ненаправленного воспитания.

Социализация, как и любой  другой социальный процесс, характеризуется  периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации (дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии — ранняя (до школы), обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессы социализации в каждый период имеют свою специфику.

На первой стадии агентом  социализации является, прежде всего, семья, на второй — школа и т.д. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно  сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических  реакций, взаимных оценок. Именно благодаря  взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком  благодаря его взаимодействию с  другими людьми именно в рамках малых  первичных групп.

Процесс социализации достигает  определенной степени завершенности  при достижении личности интегрального  социального статуса. Естественно, что процесс социализации наиболее интенсивен в период детства и  юности, но развитие личности продолжается и в зрелом возрасте и в старости. Поэтому многие социологи считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь.

Итак, сущность процесса социализации заключается в том, что социализация имеет две цели: способствовать индивиду интегрировать в общество на основе социальной роли, и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению ее новыми членами сложившихся в обществе убеждений и образцов поведения.

 

 

5.Общественное  мнение как институт гражданского  общества.

 

   Для социологии представляет познавательный интерес массовое сознание и такое его состояние как общественное мнение, которое, являясь в современных обществах институтом, выступает важнейшим регулятором социального взаимодействия и коммуникации, фактором социализации и образования личности.           

 Массовое сознание  представляет сложное конгломеративное образование, возникающее на «пересечении» всех типов общественного сознания – чувственного и рационального, обыденного и специализированного, абстрактного и художественного, рационального и иррационального. На основе переплетения всех форм в его составе возникает много разнообразных элементов в диапазоне от позитивного знания до ложных образов действительности, от моментальных эмоций до устойчивых настроений. Как и сами массы, сознание в современных обществах возникает и формируется, в первую очередь, в процессе массовизации основных условий и форм жизнедеятельности людей в различных сферах, порождающей одинаковые или подобные устремления, интересы, потребности. Действие этих непосредственных условий и форм социальной жизни закрепляется и получает развитие в производстве, распространении различных видов массовой культуры, связанных функционированием средств массовой коммуникации. Именно благодаря массовой коммуникации интересы, устремления, потребности широких слоев населения оформляются в виде серий одних и тех же образов действительности, способов познавательной деятельности и моделей поведения.

Общественное мнение – это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение к социальным событиям, к деятельности общностей, организаций, отдельных личностей. Общественное мнение способно не только отражать объективную действительность, но и воздействовать на практическую деятельность людей через механизм социальных норм и контроля.

Следует заметить, что общественное мнение существовало во  все исторические эпохи. Г. Тард обосновывал возникновение общественного мнения действием психического механизма подражания, на основе которого строятся человеческие взаимоотношения, происходит передача убеждений, намерений, верований. Все сходства, существующие в мире, обусловлены повторением, которое представляет собой универсальный мировой закон. Подражание существует уже в индивидуальном сознании, в том, что человек с помощью памяти и привычки воспроизводит сам себя, повторяет свое прошлое. Затем при соприкосновении двух или более людей подражание становится главным механизмом социального поведения.

Другой социолог, Г. Зиммель, видел в подражании одно из существенных средств взаимопонимания. Под влиянием подражания формируются не только простейшие навыки деятельности, но и духовные ценности – идеи, вкусы, наклонности, манеры поведения. Подражание является важным механизмом идентификации человека с группой, общностью.

Отечественные исследователи  В.С. Коробейников и С.Ф. Хитрова рассматривают  этот духовный феномен в социологическом  аспекте через его принадлежность к общественному (массовому) сознанию, уточняя, что общественное мнение есть проявление (состояние) общественного  сознания, в котором отражается прежде всего оценка большими социальными группами, народом в целом явлений, представляющих актуализированный общественный интерес, на основе существующих общественных отношений.

Б.Д. Парыгин определяет общественное мнение как массовидное явление групповой психологии, психического состояния масс, социально – психологическое коммуникативное явление. А.К. Уледов отмечает, что общественное мнение – это суждения людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности, их оценку. Особенность мнений как оценочных суждений состоит в том, что они принадлежат определенным субъектам, поэтому в них выражается и субъективное отношение людей к объекту.

В общественном мнении проявляется  комплекс предпочтений, выражаемых значительным числом людей по общезначимому вопросу. К его признакам можно отнести  следующие:

·         публичность высказывания мнения,

·         широкая распространенность в массах,

·         подвижность, динамичность,

·         выступает как продукт взаимодействия людей,

·         затрагивает общие интересы,

·         формируется по общественно значимым вопросам в процессе борьбы мнений.         

 Общественное мнение  может выражаться как в вербальной (словесной) форме, так и в  невербальной, в непосредственном  поведении и отношении людей.  Его субъектами (носителями) выступают  устойчивые общности людей, которым  принадлежит мнение, чьи интересы  оно выражает.

Выразители общественного мнения выступают лидерами мнения. Лидерами мнения является та часть его выразителя, которая обладает возможностью не только высказывать существующее мнение, но и оказывать реальное воздействие на его функционирование.

К основным факторам формирования общественного мнения относят: экономические  и социально–политические условия, уровень культурного развития, образовательный  уровень населения, утвердившийся  образ жизни, средства формальной и  неформальной, массовой и межличностной  коммуникации. Общественное мнение формируется как стихийно, так и сознательно. Основными методами его формирования являются внушение, убеждение, подражание.

Таким образом, можно сказать, что общественное мнение в современном  обществе выступает как индикатор  социальных процессов и явлений.

Заключение.

Подводя итоги изложения  темы, следует отметить, что процесс  социализации личности протекает в  основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой  “Я” - образ на основании восприятия того, как о ней думают, как  ее оценивают другие. Для того чтобы  такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и  глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой “Я” -образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

Информация о работе Общественное мнение как институт гражданского общества