Общественное мнение как институт гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Содержание работы

Введение. 3
1.Личность как социальный тип. 4
2.Общность и личность. 7
2.1 Структура личности. 7
2.2 Разновидности общностей и характерные черты массовых общностей. 8
2.3 Взаимоотношение личности и общества. 10
3. Личность как деятельный субъект. 12
4.Социализация личности. 15
5.Общественное мнение как институт гражданского общества. 17
Заключение. 20

Файлы: 1 файл

АНЯ МАША.docx

— 47.36 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский лесной институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального  образования

« Санкт-Петербургский государственный

лесотехнический университет  имени С.М. Кирова»

(СЛИ)

 

 

Факультет экономики и  управления

 

Кафедра « Экономики отраслевых производств»

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3

1.Личность  как социальный тип. 4

2.Общность  и личность. 7

2.1  Структура  личности. 7

2.2 Разновидности общностей и характерные  черты массовых общностей. 8

2.3  Взаимоотношение личности и общества. 10

3. Личность как деятельный субъект. 12

4.Социализация  личности. 15

5.Общественное  мнение как институт гражданского  общества. 17

Заключение. 20

 

 

Введение.

 

Что такое личность? Для  того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Личность как социальный тип.

Что такое личность? Для  того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens).

Но человечество как таковое  самостоятельно не существует. Живут  и действуют конкретные люди. Существование  отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид  – это единичный представитель  человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических  черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и так далее. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека.                                                                                Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность является одним  из тех феноменов, которые редко  истолковываются одинаково двумя  разными авторами. Все определения  личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения». В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Социология выделяет в  личности социально-типическое и предполагает не простое рассмотрение личности во всем ее многообразии, а изучение ее как совокупности общественных отношений, т.е. как продукта общества. Это предполагает с одной стороны, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, а с другой стороны – самовключение личности в различные сферы социальной деятельности, ее отношение к этой деятельности, т.е. признание человека в качестве социального существа. Все это означает, что присущее человеку многообразие желаний, стремлений, жизненных и ценностных ориентаций и потребностей, реализуемых в ходе социального взаимодействия с другими людьми, имеет по сути один источник – общественную жизнь.

 

2.Общность и личность.

Общество как  целостная социокультурная система  состоит из множества подсистем  с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных систем являются социальные общности.

Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения. В данном определении следует подчеркнуть ряд моментов.

  • Во-первых, что социальные общности не являются умозрительными абстракциями, вычленяемыми учеными в целях удобства анализа общественной жизни или экспериментальными искусственными образованиями, а существуют реально, в самой деятельности. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить.
  • Во-вторых, социальные общности - это не сумма индивидов, социальных групп или иных социальных образований, а целостность с вытекающими характеристиками целостных систем.
  • В-третьих, социальные общности являются объектами социального взаимодействия. Это значит, что они сами являются источником своего развития, самодвижения. Становление и функционирование социальной общности происходит на основе социальных связей, социального взаимодействия и отношений.

                                       2.1  Структура личности.

В структуре личности можно  выделить биогенные, психогенные и  социогенные компоненты.

Биогенный компонент – физические данные, состояние здоровья. Этот компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека.

Психогенный компонент – эмоции, переживания, волевые устремления, память, способности и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.

Социогенный компонент:

а) объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже); б) способности  к творчеству, знания, навыки;

в) степень овладения культурными  ценностями общества;

г) нравственные нормы, принципы;

д) способ реализации социальных качеств (семейная жизнь, труд, общественно-политическая, культурная деятельность, досуг).

 2.2 Разновидности общностей и характерные черты массовых общностей.

Значительно более  существенным в классификации социальных областей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности.

Социальная общность - реально существующее, относительно целостное множество индивидов, которое выступает самостоятельным субъектом социального и исторического действия (народность, нация, социальный слой, класс и т. д.);

Групповая общность (социальная группа) - разновидность, подкласс социальной общности и представляет собой определённый тип целостного объединения индивидов, который имеет внутреннюю и внешнюю структуру, характеризуется устойчивостью временных и пространственных границ, относительно высокой стабильностью существования; осуществляет совместную деятельность, устанавливает и регулирует формы межличностного общения; входит в более широкую общность в качестве структурного образования;

Массовая общность – разновидность, подкласс социальной общности, которая существует наряду с групповой общностью и представляет собой множество индивидов, природа  которого носит аморфный, неупорядоченный  и случайный характер с неопределённым количественным и качественным составом; это экологические, политические и  другие движения, массовые спортивные, фотолюбительские, филателистические  и иные общественные объединения;

Территориальная общность – совокупность людей, обладающих единством отношений к определённой территории; это система экономических, коммерческих, технико-технологических, административно-управленческих, социокультурных  связей между людьми определённого  региона, области, города, села и т. д.

Сложная совокупность признаков позволяет делить все  общности на два наиболее широких  подкласса: массовые и групповые  общности.

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

  1. Представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них;
  2. Для них характерен ситуативный способ существования;
  3. Им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы;
  4. Вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных единиц.

Типичным образцом массовых общностей являются участники  широких политических или экологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.).

Наиболее яркой  формой массовых общностей является толпа. Г.Тард определял толпу как «множество лиц, собравшихся в одно и то же время и в определенном месте и объединенных чувством, верой и действием». Критиковать ее нельзя, обращаться к разуму бесполезно. Толпа делает из человека животное, ослабляя или уничтожая его индивидуальность

                2.3  Взаимоотношение личности и общества.

В самом общем виде развитие личности можно представить как  процесс ее вхождения в социальную среду. Этот процесс включает в себя три стадии:

1. Адаптация – предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами и средствами деятельности.

2. Индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, как все в группе, – и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой стадии начинается поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации.

3. Интеграция – детерминируется противоречиями между стремлением субъекта проявить свою индивидуальность, с одной стороны, и потребностью общности культивировать лишь те индивидуальные особенности субъекта, которые ей импонируют, способствуют успеху совместной деятельности, – с другой стороны. На стадии интеграции складываются и закрепляются новообразования личности, которые отвечают потребностям, ценностям и стандартам социальной группы. Если противоречие между индивидом и группой не разрешается, то наступает стадия дезинтеграции: личность либо вытесняется из группы, либо изолируется внутри группы, либо заново проходит стадию индивидуализации.

Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого невозможно существование  группы как единого целого. А. В. Петровский считает необходимым при классификации групп учитывать характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

Иерархия реальных контактных групп:

1. Диффузная группа – группа, в которой взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями;

2. Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;

3. Корпорация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности;

4. Коллектив – группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно и общественно значимым содержанием групповой деятельности.

 

 

 

 

 

 

3. Личность как  деятельный субъект.

 Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой - как друг, в третьей - как начальник, т. е. выступать в разных ролях.

Информация о работе Общественное мнение как институт гражданского общества