Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:55, контрольная работа
Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.
Введение. 3
1.Личность как социальный тип. 4
2.Общность и личность. 7
2.1 Структура личности. 7
2.2 Разновидности общностей и характерные черты массовых общностей. 8
2.3 Взаимоотношение личности и общества. 10
3. Личность как деятельный субъект. 12
4.Социализация личности. 15
5.Общественное мнение как институт гражданского общества. 17
Заключение. 20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский лесной институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего
« Санкт-Петербургский
лесотехнический университет имени С.М. Кирова»
(СЛИ)
Факультет экономики и управления
Кафедра « Экономики отраслевых производств»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
1.Личность как социальный тип. 4
2.Общность и личность. 7
2.1 Структура личности. 7
2.2
Разновидности общностей и
2.3
Взаимоотношение личности и
3.
Личность как деятельный
4.Социализация личности. 15
5.Общественное
мнение как институт
Заключение. 20
Введение.
Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.
Что такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens).
Но человечество как таковое
самостоятельно не существует. Живут
и действуют конкретные люди. Существование
отдельных представителей человечества
выражается понятием «индивид». Индивид
– это единичный представитель
человеческого рода, конкретный носитель
всех социальных и психологических
черт человечества: разума, воли, потребностей,
интересов и так далее. Понятие «индивид»
в этом случае употребляется в значении
«конкретный человек». При такой постановке
вопроса не фиксируются как особенности
действия различных биологических факторов
(возрастных особенностей, пола, темперамента),
так и различия социальных условий жизнедеятельности
человека.
Личность является одним
из тех феноменов, которые редко
истолковываются одинаково
Социология выделяет в личности социально-типическое и предполагает не простое рассмотрение личности во всем ее многообразии, а изучение ее как совокупности общественных отношений, т.е. как продукта общества. Это предполагает с одной стороны, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, а с другой стороны – самовключение личности в различные сферы социальной деятельности, ее отношение к этой деятельности, т.е. признание человека в качестве социального существа. Все это означает, что присущее человеку многообразие желаний, стремлений, жизненных и ценностных ориентаций и потребностей, реализуемых в ходе социального взаимодействия с другими людьми, имеет по сути один источник – общественную жизнь.
Общество как
целостная социокультурная
Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения. В данном определении следует подчеркнуть ряд моментов.
В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты.
Биогенный компонент – физические данные, состояние здоровья. Этот компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека.
Психогенный компонент – эмоции, переживания, волевые устремления, память, способности и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.
Социогенный компонент:
а) объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже); б) способности к творчеству, знания, навыки;
в) степень овладения культурными ценностями общества;
г) нравственные нормы, принципы;
д) способ реализации социальных качеств (семейная жизнь, труд, общественно-политическая, культурная деятельность, досуг).
Значительно более существенным в классификации социальных областей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности.
Социальная общность - реально существующее, относительно целостное множество индивидов, которое выступает самостоятельным субъектом социального и исторического действия (народность, нация, социальный слой, класс и т. д.);
Групповая общность (социальная группа) - разновидность, подкласс социальной общности и представляет собой определённый тип целостного объединения индивидов, который имеет внутреннюю и внешнюю структуру, характеризуется устойчивостью временных и пространственных границ, относительно высокой стабильностью существования; осуществляет совместную деятельность, устанавливает и регулирует формы межличностного общения; входит в более широкую общность в качестве структурного образования;
Массовая общность
– разновидность, подкласс социальной
общности, которая существует наряду
с групповой общностью и
Территориальная
общность – совокупность людей, обладающих
единством отношений к
Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса: массовые и групповые общности.
Массовые общности характеризуются следующими признаками:
Типичным образцом массовых общностей являются участники широких политических или экологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.).
Наиболее яркой формой массовых общностей является толпа. Г.Тард определял толпу как «множество лиц, собравшихся в одно и то же время и в определенном месте и объединенных чувством, верой и действием». Критиковать ее нельзя, обращаться к разуму бесполезно. Толпа делает из человека животное, ослабляя или уничтожая его индивидуальность
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в социальную среду. Этот процесс включает в себя три стадии:
1. Адаптация – предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами и средствами деятельности.
2. Индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, как все в группе, – и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой стадии начинается поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации.
3. Интеграция – детерминируется противоречиями между стремлением субъекта проявить свою индивидуальность, с одной стороны, и потребностью общности культивировать лишь те индивидуальные особенности субъекта, которые ей импонируют, способствуют успеху совместной деятельности, – с другой стороны. На стадии интеграции складываются и закрепляются новообразования личности, которые отвечают потребностям, ценностям и стандартам социальной группы. Если противоречие между индивидом и группой не разрешается, то наступает стадия дезинтеграции: личность либо вытесняется из группы, либо изолируется внутри группы, либо заново проходит стадию индивидуализации.
Любое взаимодействие людей,
даже при минимальном их количестве,
начинается с распределения функций.
Без этого невозможно существование
группы как единого целого. А. В. Петровский
считает необходимым при
Иерархия реальных контактных групп:
1. Диффузная группа – группа, в которой взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями;
2. Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;
3. Корпорация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности;
4. Коллектив – группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно и общественно значимым содержанием групповой деятельности.
Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой - как друг, в третьей - как начальник, т. е. выступать в разных ролях.
Информация о работе Общественное мнение как институт гражданского общества