Общественное мнение как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - дать описание общественного мнения.
Задачи:
1. Дать определение общественному мнению;
2. Рассмотреть современное состояние, ресурсы и некоторые аспекты механизмов массового влияния;
3. Рассмотреть методы изучения общественного мнения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава1.Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения………………………………………………………..4-10
1.1 Определение общественного мнения…………………………………..….4-6
1.2 Социальная установка………………………………………………….......7-8
1.3 Социальное и общественное настроения……………………………......9-10
Глава 2. Методы изучения общественного мнения………………….……11-23
2.1 Прямое наблюдение……………………………………………….…….11-14
2.2 Документальные источники……………………………………….……15-16
2.3 Оценка метода документального анализа, опросы……………………17-23
Заключение…………………………………………………………….…..…24-25
Список литературы…………………………………………………………….…………26

Файлы: 1 файл

курсовая по СО.docx

— 69.83 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава1.Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения………………………………………………………..4-10

1.1 Определение общественного мнения…………………………………..….4-6

1.2 Социальная установка………………………………………………….......7-8

1.3 Социальное и общественное настроения……………………………......9-10

Глава 2. Методы изучения общественного мнения………………….……11-23

2.1 Прямое наблюдение……………………………………………….…….11-14

2.2 Документальные источники……………………………………….……15-16

2.3 Оценка метода документального анализа, опросы……………………17-23

Заключение…………………………………………………………….…..…24-25

Список литературы…………………………………………………………….…………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        Значение общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным.

        Общественное мнение - это некий общественный позитив, регулирующий отношения между людьми, формулирующий общественные представления о должном и недолжном. Прототипом понятия общественного мнения считается понятие здравого смысла. Происхождение идеи общественного мнения связывается с необходимостью осмысления публичной, или общественной, сферы и ее функций. Общественное мнение может быть как высоким, так и низким, ограничивающим человека как в его злых, так и в его добрых проявлениях. Общественное мнение как элемент культуры налагает на общество определённые ограничения, нормирует общественную жизнь. Ещё Платон подчёркивал важность общественного мнения как единственного общественного регулятора морального поведения человека, а в качестве критерия указывал стыд общественного порицания за аморальный поступок. Действительно, если правовые отношения в обществе регулирует закон, то моральные отношения могут регулировать только неписаные законы общественного мнения. Поэтому в обществах, где общественное мнение не регулирует мораль, разнузданность, бесстыдство и чувство безнаказанности достигают огромных размеров.

         Важнейшим инструментом формирования общественного мнения, считаются средства массовой информации (СМИ) - печать, радио и телевидение.

         Общественное мнение может формироваться как стихийно, так и целенаправленно. Однако в поле зрения общественного мнения как правило попадают лишь те проблемы и факты, которые вызывают общественный интерес, затрагивают интересы и потребности сейчас живущих людей.

 

        Объектом исследования в данной работе является общественное мнение.

 

        Предмет исследования – методики общественного мнения.

      

Цель работы - дать описание общественного мнения.

     

Задачи:

  1. Дать определение общественному мнению;
  2. Рассмотреть современное состояние, ресурсы и некоторые аспекты механизмов массового влияния;
  3. Рассмотреть методы изучения общественного мнения.

 

 

 

Глава 1. Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения

 

1.1 Определение общественного  мнения

 

      Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

Дело в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей.

Ядром работы PR является воздействие на состояние общественного мнения.

     Большинство акций PR проводятся с целями:

1) убедить  людей изменить свое мнение  по какому-либо вопросу, продукту  или организации,

2) сформировать  общественное мнение, когда его  нет,

3) усилить  уже существующее мнение общественности.

     Общественность - это группа людей, во-первых, оказавшихся в аналогичной неразрешенной ситуации, во-вторых, сознающих неопределенность и проблематичность ситуации, и, в-третьих, реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию.

      Общественное мнение - это такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института.1

     Общественное мнение - это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Общественное мнение - это консенсус.

   Сформированное отношение человека к чему-либо проявляется в форме мнения.

    Отношение можно рассматривать как оценку человеком какой-либо конкретной проблемы или вопроса.

   Отношение определяется рядом факторов:

1) личные - физические и эмоциональные компонента  индивидуума, включая возраст, общественный  статус, физическое состояние

2) культурные - жизненный стиль конкретной  страны (Россия, США или Япония) или  географического района (городского  или периферийного).               

3) образовательные - уровень и качество образования  человека. Апеллирование, обращение  к современной образованной аудитории  требует все более сложных  коммуникаций.

4) семейные - учитывающие происхождение людей. Дети часто приобретают мировоззренческие  особенности родителей еще в  раннем возрасте и сохраняют  их в дальнейшем.

5) социальный  класс - позиция в обществе. Изменение  социального статуса людей влечет  изменение их отношений. Так, студенты  учебных заведений могут изменить  свое отношение к общественным  явлениям после вхождения на  рынок труда и начала профессиональной  деятельности.

6) этническая  принадлежность как стиль жизни 

   

       Научная традиция, связывающая существование в обществе института общественного мнения со свободой в общественной жизни, идет еще от Гегеля, который, в частности, писал в "Философии права": "Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением. Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество.2

 

    Общественное мнение в его современном значении и понимании появилось с развитием буржуазного строя и формированием гражданского общества как сферы жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из формально свободных и независимых индивидов. Наличие таких свободных, независимых от государства индивидов, индивидов-собственников (пусть даже это собственность только на свою рабочую силу) - необходимая предпосылка формирования гражданского общества и общественного мнения как его особого института.

    В условиях тоталитарного режима, где все социальные отношения жестко политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как субъекта независимого, т.е. не совпадающего со стереотипами господствующей идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет и не может быть общественного мнения. В этом смысле наше общественное мнение - это дитя эпохи гласности, имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы перестройки наше общество очень быстро прошло путь от приказного единомыслия через так называемые гласность и плюрализм мнений к реальному политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось и независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение.

    Работа организаций, как крупных, так и небольших в области общественного мнения должна учитывать следующие его особенности:

1) общественное  мнение меняется - недостаточно его  однократно сформировать - с ним  надо работать постоянно,

2) потенциальная  направленность поведения общественности  определяется реальностями действительности,

3) не существует  единой и унифицированной широкой  общественности в работе с  ней - влияние на общественное  мнение должно ориентироваться  на конкретные группы, или сегменты  общественности,

4) общественное  мнение обычно меняется в большей  степени событиями, чем словами,

5) мнение  общественности определяется её  интересами.

 

    Вывод: Работа организаций с общественным мнением на пороге XXI века становится все более профессиональной. Знание эволюционного пути становления PR как области знаний и сферы деятельности даёт специалисту ориентиры в решении сегодняшних проблем. Общественность приобретает свой особый тип единства и возможность действовать благодаря достижению какого-то коллективного решения или выработке какого-то коллективного мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Социальная установка

 

     Говоря об общественном мнении, о настроении больших социальных групп, нельзя не сказать о таком явлении, как социальная установка.

Начало исследования социальных установок было положено работой У. Томаса и Ф. Знанецкого об адаптации польских крестьян-эмигрантов в США в 1918 г. Были выявлены две зависимости, описывающие процесс адаптации: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида. Для объяснения значимости социальной организации для индивида было предложено понятие социальная ценность, а для объяснения психологического состояния индивида по отношению к группе - социальная установка.

 

     Было осуществлено много попыток измерения социальной установки как латентного отношения к социальным ситуациям и объектам, характеризующегося модальностью и вербализирующегося. С этой целью в социальной установке выделяются функции и структура.

К деятельности личность побуждают потребности и мотивы. Социальная установка объясняет почему люди в определенных ситуациях поступают тем или иным образом, почему они выбирают конкретный мотив. Это понятие объясняет особое состояние личности, предшествующее ее реальному поведению.3

    Социальная установка возникает в результате активного освоения личностью всей системы социальных связей. В отличие от кратковременных эмоциональных реакций, социальная установка достаточно долго сохраняется. Понятие социальной установки широко используется при изучении общественного сознания и политического поведения избирателей в ходе выборов (выяснение устойчивости социальных установок избирателей, механизмов влияния средств массовой информации на изменение социальных установок избирателей).

 

    Что же представляет собой социальная установка?

  В современной социальной психологии есть два определения этого явления:

  1. устойчивая предрасположенность, готовность индивида или группы к действию, ориентированному на социально значимый объект;
  2. психологическое переживание индивидом ценности, значения социального объекта, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее влияние на поведение.

 

   Опросы общественного мнения представляют собой распространенные исследования социальных установок массового сознания. У социальной установки, в аспекте удовлетворения потребностей человека, есть четыре функции:

  1. приспособительная (адаптивная) - направление деятельности на объект, удовлетворяющий потребности индивида;
  2. знания - дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к какому-либо объекту,
  3. выражения (саморегуляции) - как средство освобождения индивида от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
  4. защиты - способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Информация о работе Общественное мнение как социальный феномен