Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 18:44, реферат
Значение общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным. Общественное мнение - это некий общественный позитив, регулирующий отношения между людьми, формулирующий общественные представления о должном и недолжном. Прототипом понятия общественного мнения считается понятие здравого смысла. Происхождение идеи общественного мнения связывается с необходимостью осмысления публичной, или общественной, сферы и ее функций. Общественное мнение может быть как высоким, так и низким, ограничивающим человека как в его злых, так и в его добрых проявлениях
ВВЕДЕНИЕ 3
I ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН 4
1.1 Определение общественного мнения. Его функции 4
1.2 СМИ и его влияние на общественное мнение 6
II МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 8
Прямое наблюдение 8
Документальные источники 9
Опросы 10
III СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В УКРАИНЕ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН 4
1.1 Определение общественного мнения. Его функции 4
1.2 СМИ и его влияние на общественное мнение 6
II МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 8
III СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В УКРАИНЕ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
ВВЕДЕНИЕ
Значение общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным. Общественное мнение - это некий общественный позитив, регулирующий отношения между людьми, формулирующий общественные представления о должном и недолжном. Прототипом понятия общественного мнения считается понятие здравого смысла. Происхождение идеи общественного мнения связывается с необходимостью осмысления публичной, или общественной, сферы и ее функций. Общественное мнение может быть как высоким, так и низким, ограничивающим человека как в его злых, так и в его добрых проявлениях. Общественное мнение как элемент культуры налагает на общество определённые ограничения, нормирует общественную жизнь. Ещё Платон подчёркивал важность общественного мнения как единственного общественного регулятора морального поведения человека, а в качестве критерия указывал стыд общественного порицания за аморальный поступок. Действительно, если правовые отношения в обществе регулирует закон, то моральные отношения могут регулировать только неписаные законы общественного мнения.
Все это говорит о том, что эта тема актуальна и значима. В данной работе рассматривается вопрос, что такое общественное мнение, что влияет на него.
Цель работы - рассмотрение приёмов и методов изучения общественного мнения.
Задачи работы рассмотреть следующие вопросы.
1. Общественное мнение как социальный феномен. Его функции. СМИ и его влияние на общественное мнение.
2. Рассмотреть методы изучения общественного мнения.
3. Современное состояние общественного мнения в Украине.
I ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
1.1 Определение общественного мнения. Его функции
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.
Общественность - это группа людей, во-первых, оказавшихся в аналогичной неразрешенной ситуации, во-вторых, сознающих неопределенность и проблематичность ситуации, и, в-третьих, реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию.
Общественное мнение - это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Общественное мнение - это консенсус.
Функции общественного мнения можно подразделить на главные и производные от них. Так же их различают в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы.
Главное предназначение общественного мнения заключается в том, оно выступает в роли регулятора отношении между людьми в масштабе всего общества.
Механизм регулятивной функции основывается на методе общественного воздействия, который по мере социального развития всё в большой степени превращается в основной метод регулирования жизнедеятельности общества. По мере развития и совершенствования общественного мнения, по мере того, как оно доходит до общества в целом и начинает воздействовать на него регулятивная функция общественного мнения начинает проявлять себя как функция воспитания. Она представляется необходимой в силу важной роли и широкого участия в создании и утверждении между людьми «воспитывающих отношений». Главное же предназначение этой функции общественного мнения – воспитание в каждой личности чувства высокой ответственности за свои дела и поступки перед обществом, проникновение в саму сущность человека, оказание ему помощи.
Сущность контрольной (в более широком смысле – экспрессивной) функции «заключается в том, что народное мнение по заинтересовавшему его вопросу практически всегда занимает определённую позицию и стремиться к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность официальных организаций и лиц».
Что касается директивной (предписывающей) функции общественного мнения, то о её проявлении можно говорить в том случае, когда результатом функционирования общественных суждений выступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности общества и имеющие строго заданный характер. Это означает, что «общественность выносит решения по тем или иным вопросам проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов».
Думаю, самой первой функцией из производных нужно назвать оценочную функцию или оценочное мнение, потому что данная функция является одной из самых распространенных. В её компетенцию входит выражение определенного отношения к тем или иным фактам, событиям, проблемам, процессам социальной действительности.
Также нужно обратить внимание на информационную функцию общественного мнения, т.к. с каждым годом расширяется информационная база выработки и принятия решений, и с каждым годом возрастает потребность во включении в неё сведений, исходящих от широких масс. Своеобразие данной функции определяется тем, что общественное мнение аккумулирует в себе различные виды социальной информации – политическую, экономическую, идеологическую, психологическую и другую, причем такую информацию, которая связана с живым опытом населения, А главное – самые разные пути и способы их разрешения.
В средствах массовой коммуникации работают люди, передающие определённую информацию.
Эта информация адресована людям, находящимся
по другую сторону СМИ–населению. Масс-медиа
являются своеобразным психологическим
усилителем информации. Население склонно
доверять информации, проходящей через
СМИ в большей степени, чем информации,
передающейся из уст в уста. Здесь работают такие пословицы-стереотипы, как «Лучше
один раз увидеть, чем сто раз услышать»
(телевидение), «Написано пером – не вырубишь топором» (газеты,
В структуре влияния СМИ на формирование
общественного мнения первое место занимает
внушение, второе – убеждение, третье
– подражание. То есть, все масс-медиа
в большей степени обладают внушающим
влиянием на население, в меньшей степени
– убеждающим, а подражание выражено достаточно
слабо.
Если психологическое воздействие на
население принять за 100%, то влияние СМИ
на подсознание людей составит 80%, а влияние
на их сознание – 20%. Иными словами, большинство
людей не осознают, что масс-медиа изменяют
их поведение в нужную им (масс-медиа) сторону,
формируя таким образом общественное
мнение.
Следовательно, чтобы сформировать определённое
общественное мнение, необходимо преимущественно
внушить через СМИ определённую информацию.
Способы психологического влияния, которые
используют средства массовой коммуникации
для формирования общественного мнения,
весьма разнообразны.
Из всех СМИ телевидение обладает наибольшим
внушающим влиянием за счёт динамического
(движущегося), цветного изображения, сопровождающегося
словесной, звуковой информацией и музыкой.
Музыка обладает очень сильным влиянием
на подсознание людей и, соответственно,
сильно меняет их поведение. Некоторые
психологи говорят даже о своеобразной
музыкальной зависимости наподобие наркотической.
Сочетание этих четырёх способов влияния
делает телевидение самым мощным средством
массовой коммуникации.
Словесная, звуковая информация и музыка
на радио часто сливаются в восприятии
слушателей воедино. Известно, что любой
словесный текст, произнесённый на фоне
музыки, обладает гораздо большим внушающим
действием, чем без музыки. В наши дни даже
на государственных радиостанциях широко
используют этот приём.
Газеты и журналы применяют идентичные
способы влияния на население: статическое
чёрно-белое или цветное изображение в
форме текстов, фотографий, рисунков. При
этом цветное статическое изображение
способно внушить людям больше, чем чёрно-белое.
Именно поэтому издатели большинства
газет и журналов стараются сделать полноцветными
хотя бы их обложки.
Интернет и другие компьютерные технологии
обладают статическим, динамическим, чёрно-белым
и цветным изображением и достаточно сильно
влияет на общественное мнение. За интернетом,
несомненно, будущее. В перспективе этот
канал коммуникации может превзойти телевидение.
II МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
2.1 Прямое наблюдение
Существует три основных класса методов сбора социологической информации:
1) прямое наблюдение
2) анализ документов
3) опросы, которые делятся на два подкласса:
а) интервью
б) анкетный опрос.
Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем.
Наблюдение может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.
Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что:
а) оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам.
б) научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре.
в) все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.
г) информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.
Преимущества наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком “вживается” в свою роль соучастника событий.
Основным недостатком этого метода является необъективность наблюдателя. Человек очень редко оценивает ситуацию абсолютно беспристрастно (ему свойственно делать выводы). Личностные особенности наблюдателя определенно сказываются на его впечатлениях.
Наблюдению не подлежат события прошлого, многие явления и процессы массового характера, вычленение небольшой части которых делает их изучение непредставительным.
Наблюдение используется в основном как дополнительный метод, который позволяет собрать материалы для начала работы или помогает проверить результаты других методов сбора информации.
2.2 Документальные источники
Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото - или кинопленке. В этом смысле понятие документации отличается от общеупотребительного: обычно мы называем документами официальные материалы.
По способу фиксирования информации различаются рукописные и печатные документы. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые были избраны самим исследователем.
По степени персонификации документы подразделяются на личные и безличные. Личные - документы индивидуального учета (библиотечные формуляры, анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи. Безличные - статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний.
В зависимости от статуса документы делятся на официальные и неофициальные. Официальные - протоколы, правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и т.д., отчетность. Неофициальные - личные документы, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другим исследователем на основе собственных наблюдений).
Не следует путать такие понятия как надежность, подлинность самого документа с достоверностью сообщающихся в нем сведений.
Достоверность в первую очередь зависит от источника доступного документа. Конечно, официальные, личные, документы из первых рук намного надежней, чем какие-либо другие.
2.3 Опросы
Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.
Опрос - почти универсальный метод. при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том что нельзя увидеть или прочитать.
Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространяться.
Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам.
Для исследователя надо в первую очередь уяснить, что в опросе участвует не “средний респондент", а живой, реальный человек одаренный сознанием и самосознанием, который воздействует на социолога так же как и социолог на него.
Респонденты не беспристрастные регистраторы своих знаний и мнений, а живые люди, которым не чужды какие-то симпатии, предпочтения, опасения и т.п. Поэтому, воспринимая вопросы, они на одни из них не могут ответить из-за недостатка знаний, на другие - не хотят отвечать или отвечают неискренне.