Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:25, реферат
Бесконечное многообразие событий, фактов, явлений общественной жизни, т.е. исторический процесс развития общества, порождает и многообразие человеческих суждений. В итоге общественное мнение по своему содержанию оказывается таким же сложным, как и сама жизнь. Объектом этого феномена являются и процесс материального производства, и события в сфере духовной жизни общества, и поведение болельщиков на стадионе, публики в театре, политических лидеров и т.д.Актуальность данной темы не вызывает сомнений, поэтому цель настоящей работы - изучение процесса формирования общественного мнения и динамики его развития в условиях различных политических режимов.
Введение 2
Глава 1. Общественное мнение: механизм формирования, функции, проблемы изучения 4
1.1 Структура, сущность и содержание общественного мнения 4
1.2 Функции общественного мнения 7
1.3 Связи с общественностью 10
Глава 2. Динамика развития общественного мнения в условиях различных политических режимов 12
2.1 Формирование общественного мнения в условиях тоталитарного и авторитарного режима 13
2.2 Демократический режим 16
2.3 Общественное мнение в современной России 18
Заключение 22
Список литературы 24
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
(НОУ ВПО ЗУИЭП)
г. Пермь
Направление «Экономика»
Кафедра философии, истории и гуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
«Общественное мнение»
Проверил: научный руководитель д.соц.н., профессор
___________ Антипьев А. Г. (личная подпись)
Оценка: «___________» «_____» ____________ 2013 года
|
Выполнила: студентка 1 курса Мокрушина Н.А. Группа ЭБ-2013
|
Пермь, 2013
Содержание
Введение
Глава 1. Общественное
мнение: механизм формирования, функции,
проблемы изучения
1.1 Структура, сущность
и содержание общественного
1.2 Функции общественного
мнения
1.3 Связи с общественностью
Глава 2. Динамика развития
общественного мнения в условиях
различных политических режимов
2.1 Формирование общественного
мнения в условиях
2.2 Демократический
режим
2.3 Общественное мнение
в современной России
Заключение
Список литературы
Введение
Словосочетание "общественное мнение"
давно у нас на слуху. На него очень
часто ссылаются политические деятели,
журналисты, парламентарии, даже старушки,
представляющие общественность жилого
дома. Однако в социологии вряд ли найдется
другая категория, содержание которой
было бы столь размыто, сложно и вызывало
бы такие горячие споры. Феномен
"общественное мнение" принадлежит
к числу таких социальных явлений,
которые привлекают внимание мыслителей
с давних времен. Сила общественного
мнения, его активное воздействие
на деятельность субъектов исторического
процесса признавались всегда. Н. Макиавелли
в своем произведении "Государь"
особо указывал на исключительную важность
этого феномена. В том смысле,
в каком данная категория употребляется
нами, она встречается у английского
государственного деятеля и писателя
Джона Солсбери. Происхождение этого
словосочетания - англосаксонское. И
появилось оно в Англии во второй
половине XII в., а точнее, в речи Солсбери
в 1159 г. Из Англии этот термин пришел в
другие страны, а в конце XVIII в. стал
общепринятым. Не обошел этот феномен
своим вниманием и великий философ Г. В.Ф.
Гегель. Он выделил в нем целый ряд структурных
элементов: условия существования; объект
(содержание); носитель; характер суждения,
выступающего; соотношение "всеобщего"
и "особенного" мнений, сочетание
и противоположность истины и лжи [2.789-796
с.]. Общественное мнение и общественное
сознание находятся в сложных связях и
отношениях. Общественное сознание, как
считают многие ученые, - это совокупность
теорий, идей, взглядов, отражающих реальное
общественное бытие, исторический процесс.
Они порождены определенными материальными
условиями жизни людей. Структура общественного
сознания чрезвычайно сложна. В нем выделяют
несколько форм. Чаще всего в качестве
таких форм выступают политические идеи,
правосознание, мораль, наука, искусство,
религия, философия, экология, экономика
и т.д. Эти формы отличаются друг от друга
способом отражения действительности,
особенностями своего развития и т.д.,
но, прежде всего своим предметом. Каждая
форма сознания отражает определенную
сторону действительности: мораль, например,
имеет дело с нормами поведения человека
в обществе, принципами, регулирующими
его, наука рассматривает законы природы
и общества, политическая идеология имеет
дело с политическими отношениями (государственными,
классовыми, национальными и т.д.).Общественное
мнение невозможно отождествить ни с одной
из форм общественного сознания. Предмет
общественного мнения невозможно "втиснуть"
в рамки какой-либо одной формы, тик как
общественное мнение может быть сформулировано
по вопросам политики или права, морали
или искусства, религии или науки и т.д.
Таким образом, общественное мнение - это
отношение социальных общностей к проблемам
общественной жизни, проявляющееся сначала
в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях.
Отличается относительной распространенностью,
интенсивностью, достоверностью и стабильностью.
Эти его качества во многом зависят от
объекта и субъекта общественного мнения.
Объект общественного мнения - это конкретные
явления или темы, по которым высказывается
или может быть высказана точка зрения
индивида, группы или более широкой общественности.
Бесконечное многообразие событий, фактов,
явлений общественной жизни, т.е. исторический
процесс развития общества, порождает
и многообразие человеческих суждений.
В итоге общественное мнение по своему
содержанию оказывается таким же сложным,
как и сама жизнь. Объектом этого феномена
являются и процесс материального производства,
и события в сфере духовной жизни общества,
и поведение болельщиков на стадионе,
публики в театре, политических лидеров
и т.д.Актуальность данной темы не вызывает
сомнений, поэтому цель настоящей работы
- изучение процесса формирования общественного
мнения и динамики его развития в условиях
различных политических режимов.
Глава 1. Общественное мнение: механизм формирования, функции, проблемы изучения
1.1 Структура, сущность
и содержание общественного
Когда же возникает общественное мнение?
Какие факторы детерминируют
его появление и
1.2 Функции общественного мнения
Функции общественного мнения различаются
в зависимости от характера взаимодействия
мнения тех или иных социальных институтов
и отдельных лиц, в первую очередь
от характера воздействия первых
на вторых, от содержания высказываемого
мнения, от его формы. Для общественного
мнения характерны следующие функции:
экспрессивная, консультативная, директивная
[4.389-397с.].
1. Экспрессивная функция - самая
широкая по своему значению. Общественное
мнение всегда занимает
2. Консультативная функция - общественное
мнение дает советы
3. Директивная функция
1.3 Связи с общественностью
Связи с общественностью (public relations) - усилия по налаживанию хороших отношений с общественностью, включающие в себя использование редакционного, а не платного, места в средствах массовой информации, формирование благоприятного имиджа компании и опровержение нежелательных слухов, историй или событий. Основными направлениями установления внешних связей являются поддержание связей с прессой, реклама товаров, корпоративные связи, лоббизм и рекомендации. Раньше использовался термин паблисити - простое распространение разнообразной информации о компании и ее продукции в средствах массовой информации, не имеющее ярко выраженного коммерческого характера. Однако понятие связей с общественностью объединяет более разнообразные виды деятельности, чем те, которые осуществлялись в рамках паблисити. Отделы связей с общественностью выполняют любую из перечисленных ниже функций: установление и поддержание связей с прессой; размещение сведений познавательно-событийного характера в средствах массовой информации; общественные мероприятия; формирование и поддержание взаимоотношений с общественностью в местном или общенациональном масштабе; лоббизм; сотрудничество с представителями законодательной и исполнительной власти для влияния на процессы принятия законов и претворения их в жизнь; отношения с инвесторами; развитие; связи со спонсорами или членами некоммерческих организаций для получения финансовой поддержки или услуг добровольцев [4.389-397с.].Связи с общественностью используются для популяризации товаров, личностей, мест, идей, видов деятельности, организаций и даже целых наций. Торговые ассоциации использовали связи с общественностью для восстановления падающего интереса к таким товарам, как яйца, яблоки, молоко и картофель. Компании могут использовать связи с общественностью как возможность выхода из кризиса: умелое использование связей с общественностью компаний сыграло большую роль. Государства используют связи с общественностью для привлечения туристов, иностранных инвестиций и международной поддержки. С помощью связей с общественностью можно оказать сильное влияние на общественное мнение за гораздо меньшую цену, чем с помощью рекламы. Компания не платит за место или время в средствах массовой информации. Вместо этого она платит персоналу за разработку и распространение материала и за руководство мероприятием. Если компания расскажет интересную историю, ее могут подхватить несколько средств массовой информации, что равносильно рекламе стоимостью в несколько миллионов долларов. И такой информации люди поверят больше, чем рекламе. Профессионалы по организации общественного мнения используют несколько различных инструментов. Одним из основных являются новости. Иногда все происходит естественным образом, а иногда специалисты предлагают провести какое-нибудь мероприятие, которое и станет новостью. Публичные выступления тоже могут создать популярность. Еще одним распространенным средством связей с общественностью является проведение различных специальных мероприятий, начиная от пресс-конференций, дней открытых дверей и выставок с фейерверками, до воздушных шаров, мультимедиа-презентаций и представлений с участием звезд эстрады, чтобы заинтересовать разные слои общественности. Кроме того, специалисты по связям с общественностью готовят печатные материалы, включающие ежегодные отчеты, брошюры, статьи, сборники и журналы с новостями. Все чаще в качестве средств для поддержания связей используются аудиовизуальные материалы: фильмы, слайды, видео - и аудиокассеты. Логотип, канцелярские принадлежности, брошюры, бланки, визитки, здания, униформа и даже автомобили и грузовики - все это может повлиять на общественное мнение, если выглядит привлекательно, оригинально и запоминается. Можно заслужить расположение общественности, вкладывая деньги и время в общественно-полезную деятельность: кампании по сбору средств для решения неотложных проблем - например, кампания по борьбе с неграмотностью, поддержка благотворительных фондов или оказание помощи престарелым и людям с физическими недостатками - способствуют завоеванию признания общественности. Спонсорство - любое действие, посредством которого приобретают признание общественности. В Европе это направление бурно развивается, поскольку считается одним из инструментов маркетинга и проявляется в виде вложений огромных сумм в спортивные и культурные мероприятия различными компаниями. Web-страница также оказывается неплохим средством связи с общественностью. Потребители и другие представители общественности посещают страницу для получения информации или просто ради интереса [2.789-796с.].Принимая решение о том, где и когда использовать связи с общественностью, руководство должно определить цели организации связей с общественностью, выбрать форму сообщения и средства, разработать план и оценить результаты. Реализация плана организации связей с общественностью требует осторожности. Возьмем случай с размещением историй в средствах массовой информации. Отличную историю легко разместить - но большинство историй не отличные, и не заинтересуют занятых редакторов. Поэтому одной из основных задач специалистов по связям с общественностью является установление личных связей с редакторами средств массовой информации. Фактически, профессионалы по внешним связям - это, как правило, бывшие журналисты, которые лично знакомы со многими редакторами и знают, чем можно их заинтересовать. Они рассматривают редакторов как рынок, запросы которого необходимо удовлетворить, чтобы редакторы продолжали использовать их истории. Результаты кампании по организации общественного мнения тяжело измерить, поскольку связи с общественностью используются в сочетании с другими средствами, и их влияние зачастую носит косвенный характер. Если связи с общественностью использовать прежде, чем все остальные средства, оценить их влияние будет легче. Самый легкий способ оценки - подсчитать, сколько раз история появилась в средствах массовой информации. Специалисты по связям с общественностью предоставляют клиенту перечень всех сообщений о товаре, опубликованных в средствах массовой информации, и резюме, похожее на приведённое. Охват средств массовой информации составляет 3500 квадратных дюймов в колонках новостей и фотографии в 350 публикациях с общим тиражом в 79,4 миллионов экземпляров; 2500 минут эфирного времени на 290 радиостанциях с приблизительной аудиторией в 65 миллионов слушателей; 660 минут эфирного телевизионного времени на 160 телеканалах с приблизительной аудиторией в 91 миллион зрителей. В таком отчете также следует указать стоимость купленного времени и площади по текущим рекламным расценкам. Однако такая оценка является не очень удовлетворительной, не показывая сколько людей прочли или услышали сообщение, какое впечатление у них осталось. Оценка не дает представления о том, сколько всего человек было охвачено. Лучше оценивать результаты кампании по связям с общественностью по тому, как она (общественность) изменила представление, знание и отношение. Чтобы увидеть изменения, требуется измерить уровни этих параметров до и после кампании. Обычно привлекают агентства, специализирующиеся на анализе и оценке средств массовой информации, или консультантов по связям с общественностью, которые проводили бы глубокий медиаанализ, выходящий далеко за рамки простых подсчетов или вырезок из прессы или количества дюймов в колонках. Вместо этого происходит анализ освещения в печатных и электронных средствах, выяснение мнения общественности о репутации организации, политика, партии и т.д., а также о конкурентах. Они разрабатывают методики определения эффективности деятельности компании по организации общественного мнения и помогают спланировать коммуникации и построить отношения с общественностью, включая консультации по поведению в кризисной ситуации [4.389-397с.].