Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 08:49, реферат
Исторический подход к пониманию общества связан с выделением конкретного этапа в историческом развитии какого-либо народа или всего человечества (например: первобытное общество, средневековое общество и т.д.). Можно определить общество и как большую, устойчивую группу людей, занимающих определённую территорию, имеющую общую культуру, испытывающую чувство единства и рассматривающую себя как вполне самостоятельное образование (например, российское общество, европейское общество и т.д.) таким образом:
- общество состоит из отдельных людей, обладающих волей и сознанием;
- нельзя назвать обществом просто определённое количество людей. Людей объединяет в общество совместная деятельность, общие интересы и цели;
- любое общество есть способ организации человеческой жизнедеятельности;
- связующим звеном общества, его каркасом, являются связи, устанавливающиеся между людьми в процессе их взаимодействия (общественные отношения).
1.Общество как социальная система, его типы……………………… 4
2.Политическая культура, политическое сознание и поведение…… 10
3.Практическая ситуация…………………………………………….. 15
Список литературы…………………………………………………… 18
Содержание
1.Общество как социальная система, его типы……………………… |
4 |
2.Политическая культура, политическое сознание и поведение…… |
10 |
3.Практическая ситуация…………………………………………….. |
15 |
Список литературы………………………………… |
18 |
1.Общество как социальная система, его типы
Понятие «общество» многозначно. В своём первоначальном значении это некая общность, союз, сотрудничество, объединение отдельных людей. С социологической точки зрения общество - это определённая группа людей, объединённая общими интересами (целью) для совместной деятельности (например, общество защиты животных или, наоборот, общество охотников и рыболовов). Исторический подход к пониманию общества связан с выделением конкретного этапа в историческом развитии какого-либо народа или всего человечества (например: первобытное общество, средневековое общество и т.д.). Можно определить общество и как большую, устойчивую группу людей, занимающих определённую территорию, имеющую общую культуру, испытывающую чувство единства и рассматривающую себя как вполне самостоятельное образование (например, российское общество, европейское общество и т.д.) таким образом:
Существует и широкая, философская точка зрения на общество. Общество - это форма организации индивидуумов, которая возникла в противовес окружающей среде (природе) и живёт по своим собственным объективным законам. В этом смысле общество - это совокупность форм объединения людей, «коллектив коллективов», всё человечество в его прошлом, настоящем и будущем.
В современном мире существуют различные типы обществ, резко различающиеся между собой по многим параметрам. Традиционно наше обществоведение при анализе исторических типов обществ и современных моделей социального развития опиралось на формационный подход, объясняющий процесс развития человечества как восхождение от одной формации к другой. Выделено пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. При этом подходе процесс производства материальных благ рассматривается как основа общественной жизни. Производя, люди воздействуют друг на друга, и эта система взаимодействий людей (непосредственных и опосредованных, сознательных и несознательных), занятых производством, обменом, распределением материальных благ, образует производственные отношения. Характер производственных отношений и их основа - форма собственности - отличают одну формацию от другой. Понятие «цивилизация» имеет важное значение в качестве методологического принципа классификации типов общества. В соответствии с ним в истории выделяются цивилизационные революции - аграрная (она проходила 6- 8 тыс. лет назад и осуществляла переход человечества от потребительской к производящей деятельности, что имело широкомасштабные социальные последствия) и индустриальная. В настоящее время человечество в лице передовых стран вступает в третью цивилизационную революцию - информационную. Отсюда в социологии устойчивым является деление общества на аграрное (традиционное) и индустриальное. Для аграрного (традиционного) общества характерны преобладание аграрного уклада в экономике, низкие темпы развития производительных сил, консервативные структуры, крайне низкая социальная мобильность в социальной сфере; основанный на традиции способ социокультурно и регуляции, жесткий социальный контроль, неприятие инноваций во всех сферах. В традиционном обществе резко ограничена свобода личности. Индустриальное общество сформировалось на основе промышленных, или индустриальных, революций, имеет гибкие социальные структуры, высокий уровень социальной мобильности. В таком обществе свобода личности выступает как высшая ценность. Начиная с 60-х годов активно разрабатываются концепции постиндустриального общества (Д. Белл, А. Турен). В. Ростоу называет его обществом массового потребления, О. Тоффлер говорит о «третьей волне». В последнее время все чаще используется термин «информационное общество». Причина появления концепции информационного общества - в качественных, структурно-функциональных изменениях, произошедших в экономике и культуре наиболее развитых стран и связанных с научно-технической революцией, с превращением науки в непосредственную производительную силу, с возрастанием роли знаний, информации. Технологический, информационный прогресс преобразует общество в целом, все социальные отношения, сферы и формы бытия человека, самого человека, делая приоритетными образование, науку, культуру, в целом сферу Разума. Человек культурный, образованный, имея доступ к знаниям, новейшей информации, многократно способен увеличить эффективность интеллектуальной деятельности, развить свои творческие способности. Однако информатизация, компьютеризация общества не только умножает энергетическую силу человека, но и таит в себе опасность ограничения свободы человека, усиления социального контроля, технократических и авторитарных тенденций, использования новых средств жизнедеятельности людей во зло им. Поэтому без обращения к критериям нравственным, без уважения к человеку, без кантовского императива не только человеку, но и всему человечеству не выжить. Попытаемся обозначить контуры информационного общества. Во-первых, в сфере материального производства происходит такая структурная перестройка, когда информация (а это и наука, и новая технология, и новое соотношение умственного и физического труда, и новое содержание интеллектуального труда) становится доминирующей сферой воспроизводства общественной жизни. Центр тяжести трудовой деятельности постепенно переносится на подготовительную фазу, переработку научных знаний, проектирование, управление. Автоматизация, компьютеризация изменяют характер труда, его организацию, которая становится более гибкой. Так, «расписание по индивидуальному выбору», скользящие графики работы уже в 1980 г. были у 38% «синих воротничков» в ФРГ, у 27% - в США. В результате производительность труда выросла, дисциплина улучшилась. Благодаря персональным компьютерам идет и процесс «одомашнивания труда». Согласно прогнозам в начале XXI в, в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, одна четверть - в сфере материального производства, другая - в сфере производства услуг, в том числе и информационных. Уже сегодня информация, информационные, компьютерные программы превращаются в самый ценный товар. Возникает новый технологический базис производства - электронно-информационная техника, что и обусловливает эффективность материального производства. Все эти изменения в сфере экономики протекают далеко не безболезненно. Тотальная автоматизация и роботизация информационного общества обостряет проблему безработицы, усугубляет все ее негативные последствия, в том числе и те, которые приводят к деградации личности. Смягчить негативные последствия безработицы можно путем формирования способности человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности. Во-вторых, информатизация перспективы упорядочивания социальных взаимодействий влияет на эффективность общения людей. Благодаря компьютерной технике, телевидению, лазерам, волокнистой оптике и другим средствам создается возможность преодоления пространственно-временных барьеров между людьми. (Скорость передачи по радио достигла предельного значения - скорости света.) С освоением космоса возникли глобальные системы связи и навигации. Электронно - вычислительные машины позволяют упорядочивать информацию, мгновенно ее перерабатывать и доставлять пользователю. Так, в США в 1985 г. насчитывалось 20 млн. персональных компьютеров[5, с.154]. Социально-политическая деятельность также преобразуется благодаря свободному доступу к разнообразной информации. Информационная техника открывает новые возможности для демократии, в частности для обмена мнениями, для электронных плебисцитов, для непосредственной связи граждан и политических деятелей. Внедрение ЭВМ подрывает основы существования бюрократии. Информация выступает как глобальный ресурс человечества, превосходящий все имеющиеся энергетические источники, противостоящий энтропии, дезорганизации, хаосу, разрушению социальных связей. В-третьих, в культурной сфере, в сфере образования, науки, искусства, информатизации также происходит переворот. Ведь социальные связи - это связи смысловые. Общество кончается там, где исчезает осмысленная коммуникация. Информационная целостность - основание для целостности социальной. Мысль не знает границ - и это база для всеединства. Информатизация общества, средства массовой коммуникации связаны с духовной сферой, с преобразованием умственного труда, с культурой. Процессы информатизации требуют нового уровня понимания мирового бытия, роли Разума, этики, эстетики. Сегодня развертывается диалог различных идей и учений. Анропоцентризм, вылившийся в противопоставление человека природе, всему сущему, заменяется космизмом в новом, немифологическом понимании.
Познание человеком
мира все более оказывается
В своем значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные философские и социологические школы передают субстанциальную специфику неприродных реалий нашего мира. Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам ученых-естественников — прежде всего биологов — универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов — порождений человека, которых нет в нерукотворной природе. Итак, в самом широком из своих категориальных смыслов термин общество обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.
Целостность, устойчивость, консерватизм отнюдь не означают статичности, косности, неприятия нововведений. Напротив, именно отклонения от принятых в обществе правил и норм побуждают систему находить средства для равновесия, стабильности. И движущими силами могут являться не только противоречия внутреннего развития, но и, согласно синергетике, причинные связи, «втягивание внесистемных элементов в орбиту системности». При этом оказываются чрезвычайно значимыми свойства открытости и закрытости систем. Открытая система в результате информационно-энергетического обмена с окружающей средой, конструктивно-критического восприятия нововведений в результате появления возможностей для диалога, плюрализма мнений и свободного выбора оказывается более активной, способной к самодостраиванию и самоорганизации. Исторически это подтверждается печальным опытом социализма; чрезмерная изоляция от метасистемы мирового хозяйства, закрепленная термином «железный занавес», была одной из причин неустойчивости социалистического общества. Структура общества отражает определенный способ связи и взаимодействия индивидов. Можно выделить социально-территориальные общности (жители города и жители села), социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь и т. д.), социально-этнические, включающие такие элементы структуры, как род, племя, народность, нации, этнос и т. д. Любое общество структурировано и по другим параметрам, связанным с вертикальным расслоением. Для К. Маркса основным критерием было отношение к средствам производства, к собственности (классы имущих и неимущих). М. Вебер включает помимо отношения к собственности и уровня доходов отношение к власти (управляющие и управляемые) и социальный престиж[4, с.121].
Решающими моментами, определяющими собственно структуру социума, являются факторы, сделавшие возможным само рождение человеческого общества: труд, общение и познание. Они лежат в основании выделения трех главных сфер жизнедеятельности общества и общественных отношений: это экономические, социально-политические, правовые, и духовно-культурные (религия, наука, мораль, искусство и пр.) связи-взаимодействия. Личность, являясь своего сюда слепком общества, также выступает как объект и субъект труда, общения, познания. В этих сферах протекает процесс развития общества и человека. Эти сферы и определяют основные функции общества: материально-экономическое обеспечение, воспроизводство человеческого общества (рост материального достатка, благосостояния); социально-политические, этические гарантии выживания человечества, совершенствование политических, правовых, нравственных отношений; духовно-интеллектуальное, научно-эстетическое развитие людей. Каждый элемент структуры выступает в нерасторжимом единстве с целым, хотя и обладает относительной автономной сутью. Целое отражает свойство частей, но и части отражают качественные особенности целого. И поэтому нельзя утверждать, что целое сложнее части. Оно совсем другое. Система - это единство многообразного. Кроме названных оснований определения структуры (естественно-природные факторы и основные сферы социальной жизни) существуют и иные. В частности, социальные общности различаются по объему. Малые группы характеризуются непосредственным (прямым) контактом, общением между людьми «лицом к лицу».
2.Политическая культура,
политическое сознание и
Развитие современной цивилизации, экономики, науки, техники предъявляет необычно высокие требования к профессионализму во всех сферах человеческой деятельности. Профессионализм подразумевает компетентность, высокую квалификацию человека не только в конкретной, узкой сфере деятельности, но и в смежных областях; другими словами, его высокую профессиональную культуру. А подлинная культура личности невозможна без политической культуры. Политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности[6, с.167].
Термин «политическая культура» впервые был использован в западной литературе в 1956 году американским политологом Г. Алмондом. В совместной с С. Вербой работе «Культура гражданина» он так определяет сущность политической культуры: «Политическая культура нации есть особое распределение образцов ориентации в отношении политических объектов среди представителей данной нации». А по мнению политолога М. Башира, политическая культура - это» тип верований, превалирующий среди членов общества, а также образцы, по которым эти верования формируются, будучи функционально взаимосвязанными в интегральные системы «. Характерные черты политической культуры: фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта. Является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества. Имеет тотальный характер, политические отношения «пронизаны, насыщены, пропитаны» политической культурой. Характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения и не сводится к сумме политических субкультур. Политическая культура находит свое выражение в деятельности государства, политических партий и политических движений, общественных организаций, отдельных граждан. Структурно политическая культура представляет собой единство политического сознания, политического поведения, культуры функционирования политических институтов. Структура политической культуры:
Культура политического сознания, которая включает в себя:
Культура политического поведения:
Культура функционирования политических институтов это:
Рассмотрим подробнее составные части политической культуры.
Политическое сознание. Исходным элементом его формирования являются систематизированные теоретические знания. Они составляют научный фундамент преобразующей деятельности людей.
Но сами по себе знания не дают нового качества сознания. Они проходят сложный путь превращения в убеждения и через убеждения в поступки и дела людей, в их осознанное отношение к политике, государству, политическим организациям, политико-идеологическим концепциям.
Политическое сознание включает в себя идеологию и правовое сознание. Сущность и содержание идеологии мы рассматривали ранее. Можно лишь добавить, что с помощью идеологии теоретически осознанные интересы воплощаются в идеалах общественного развития, в практической политике государств и политических партий. Идеологический компонент должен обязательно присутствовать в политической культуре. Правовое сознание, как элемент политического сознания, представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, политических партий к праву, законности и правосудию, а также их представления о том, что является правомерным или неправомерным. Основой правового сознания являются правовые знания. Известно, что право - мера политическая. Правовая норма превращает политические отношения в обязательные для исполнения государственными органами и гражданами, оформляя их в виде закона.
Политическое поведение. Поведенческий элемент политической культуры предполагает осознанное участие граждан: в обсуждении проектов государственных документов; в референдумах и плебисцитах; в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; в работе различных государственных и общественных органов и организаций; в других различных общественно-политических кампаниях и мероприятиях. Культура функционирования политических институтов включает в себя: законную и справедливую организацию выборов субъектов власти; функциональное разведение всех элементов политической системы и строгое следование своим функциям; систему выработки, принятия и реализации политических решений всеми элементами политической системы; способность и возможность регулировать отношения между различными группами людей в обществе (недопущение или позитивное разрешение социально-политических конфликтов).
Политическая культура - явление не однородное, ее можно классифицировать по следующим основаниям. Общая политическая культура - наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения. Субкультуры - совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, характерная для определенных социальных групп и регионов и отличающаяся от доминирующей в обществе. Обычно выделяют следующие субкультуры: социально-классовые; национально-этнические; религиозно - политические; региональные. В процессе формирования политической культуры сформировались и развиваются ее функции . Они являются теми направляющими, по которым политическая культура входит в жизнь и быт человеческого общества. Именно с помощью функций она становится реально осязаемой, понятной, а, следовательно, практически значимой и достижимой.
Политическая культура вооружает людей знаниями, необходимыми для формирования каждым человеком своего собственного, компетентного мнения по вопросам политики и политической жизни, успешной деятельности в сфере политики. Познавательная функция является основой остальных функций политической культуры, ибо всякая функция начинается с овладения определенными знаниями. Особое значение здесь имеют знания политических и правовых норм, законов страны, политических принципов, способов политического управления обществом, структуры и функций политической системы и т. д. Воспитательная функция предусматривает: формирование и развитие у людей политического сознания, умения осмысливать полученные знания; привитие навыков практического участия в политической жизни; формирование умений грамотно анализировать политические и социальные процессы, происходящие в обществе; формирование умного, непредвзятого, неистеричного отношения к политическим лидерам, к политическим партиям.
Регулятивная функция обеспечивает компетентное воздействие граждан на политический процесс индивидуально и через политические и гражданские ассоциации. От уровня и состояния политической культуры зависит - воспримет или не воспримет население страны определенные политические и социальные решения государственных органов; согласится ли оно с этими решениями добровольно по внутреннему убеждению или по принуждению, воспримет их активно или пассивно с одобрением или возмущением, примет на веру или потребует доказательств правильности политических решений.
Политическая культура передается через политические традиции, стереотипы политического мышления и поведения, через социально - политические теории и концепции. Все это усваивается новыми поколениями, используется на практике. Здесь важно использовать опыт других стран, изучать и применять социально-политические учения прошлого. Политическая культура способствует объединению народов страны, граждан страны на примерно единой политической основе. Это, в свою очередь, дает возможность более эффективной интеграции в экономической, социальной, духовной сферах. Политическая культура всегда служит опорой существующей политической системе, и наличие высокого уровня политической культуры у граждан страны объективно интегрирует этих граждан в единое общество путем формирования широкой социальной базы существующей системы власти, существующего политического режима. Политическая культура способствует охране от разрушения политических традиций и ценностей, существующего общественно-политического строя, который является выбором большинства народа. Эта функция политической культуры выглядит как защита экономической, социальной, политической и духовной сфер нашего общества от самих себя, от нашей политической серости, от нашего политического и общего бескультурья. Политическое бескультурье опаснее внешнего нашествия. Подлинная политическая культура защищает от разрушения государственные структуры, демократические институты, право, нравственность. Без политической культуры невозможно обеспечить стабильность политической системы. Наличие политической культуры способствует определению возможных путей развития общества, политической системы, помогает прогнозировать будущее.