Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:20, реферат
«Общество» - основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой исторически развивающуюся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле - как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения.
Введение………………………………………………………………………2
Общество как целостная система…………………………………………...4
1.Сущность понятия «общество», его основные признаки……………… 4
2. Структура и исторические типы обществ. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества…………………………..7
3.Система современных обществ: тенденции и перспективы развития…13
Заключение………………………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………….18
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Общество как целостная система…………………………………………...4
1.Сущность понятия «общество», его основные признаки……………… 4
2. Структура и исторические типы обществ. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества…………………………..7
3.Система современных
обществ: тенденции и
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Общество как целостная система.
1.Сущность понятия
«общество», его основные признаки.
Во-вторых, - это самая большая группа людей, проживающих на данной территории и существующая относительно автономно от всей совокупности людей. Исходя из этого, важнейшим признаком общества считают территорию. Территория - это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и социальные взаимодействия между индивидами;
Важнейшим признаком общества считается его устойчивость, связанная с интеграцией и стабильностью. Причину этой устойчивости социологи объясняют по-разному. Э. Дюркгейм считал, что устойчивость достигается благодаря единству воли, коллективному сознанию, которое способствует обузданию человеческого эгоизма. Р. Мертон считал, что устойчивость достигается благодаря фундаментальным ценностям, которые усваивает большинство населения, и благодаря этим ценностям происходит регуляция поведения и соблюдение норм совместной жизни. Э. Шилз считает, что устойчивость достигается благодаря воздействию власти, обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру. Все это говорит о том, что однозначно определить факторы устойчивости нельзя.
На ранних этапах
развития человеческого общества она
достигалась за счет межличностного взаимодействия.
Людей связывали узы родства, соседства,
основанные на привычке, влечении, эмоциональной
основе. По мере роста населения устойчивость
связей не могла обеспечиваться только
системой межличностного взаимодействия.
Главным стабилизирующим фактором становятся
социальные структуры, которые обладали
более устойчивыми социальными связями
и отношениями. Социальные структуры общества
формировались на основе межличностных
контактов, составляя устойчивые взаимодействия
и отношения. Постепенно шел отбор наиболее
оптимальных принципов и норм регулирования
совместной жизни, которые позволяли наиболее
эффективно решать собственные задачи.
Например, институт денег позволял регулировать
товарообмен, институт семьи - брачные
отношения, социально - профессиональные
общности поддерживают разделение труда.
Важнейшей отличительной
чертой общества является его автономность
и высокая степень
Саморегуляция общества достигается тем, что общество управляется и регулируется внутренними структурами, на основании собственных норм и принципов поведения, без вмешательства извне.
Кроме того, любое общество
развивается через обновление и
преемственность. Это достигается
за счет того, что каждое новое поколение
людей, включается в сложившуюся
систему отношений и
Таким образом, общество - это не механическая сумма индивидов, а совокупность социальных связей и социального взаимодействия, поддерживающих и развивающих их институтов и норм.
Исходя из важнейших признаков общества, можно дать следующее определение: общество - это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей, живущих на данной территорией, обладающих автономностью, и устойчивостью к саморегуляции на основе биологического, экономического и культурного воспроизводства.
Понятие "общество” следует отличать от понятий "государство” (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и "страна” (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).
2.Структура и
исторические типы обществ.
Впервые в истории философской мысли Г. Гегель поставил вопрос о наличии в историческом процессе объективной закономерности. Он нарисовал объективно-историческую картину исторического процесса, где реализуется содержание Мирового Духа. В дальнейшем было предпринято множество попыток объяснить историю.
На сегодняшний день определились
два методологических подхода к
анализу исторического
Коренная идея монистического подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Коренная идея второго — отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития.
Результаты титанического
труда К. Маркса и Ф. Энгельса по изучению
и критическому анализу всемирно-
Высокие претензии марксизма на революционное изменение мира вызвали широкую оппозицию по отношению к нему. По степени критического настроя к формационному учению можно условно выделить два основных направления. Представители первого настаивают на необходимости замены марксистского подхода как не выдержавшего проверки историческим опытом новым, в корне отличным подходом. Представители второго отрицают необходимость такой замены, настаивая лишь на обновлении марксистского подхода, т. е. на ликвидации ряда его недостатков. Основным же недостатком формационного подхода к истории является выпадение из исторического познания вообще множества элементов и связей общества как системы, которые не находят в монистическом взгляде на историю своего адекватного объяснения. Прежде всего, как отметил М. А. Барг, при формационном подходе картина социальной структуры настолько объединяется, что вся многоплановая социальная структура так или иначе подтягивается к классам-антагонистам, а духовная культура сводится, несмотря на все свое богатство, к отражению интересов основных классов, к отражению первичной стороны и не рассматривается как самостоятельный, генетически независимый фактор .
Cамостоятельное значение приобретает вопрос о «географических» границах применения формационной теории. Эта теория, разработанная на материале истории Западной Европы, верно охватывает некоторые особенности развития западной цивилизации. Применительно к восточным обществам этот подход выглядит менее убедительно. Реальные тенденции и формы развития на Востоке и еще многих регионах мира не укладываются в схему пяти формаций. Это почувствовал еще сам Маркс, выдвинувший проблему азиатского способа производства, но так и не решивший ее.
Если формационный (монистический) подход к истории раскрывается достаточно легко, то с цивилизационным подходом дело обстоит сложнее, поскольку единой цевилизационной теории не существует, как не существует единого понятия «цивилизация». Этот термин весьма многозначен. В настоящее время цивилизация рассматривается в трех аспектах. В первом аспекте понятия «культура» и «цивилизация» трактуются как синонимы. Во втором цивилизация определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организа-ционных инструментов, обеспечивающих людям достойную их социально-экономичес-кую организацию общественной жизни, относительно высокий уровень потребления комфорта. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.
На основании цивилизационного подхода выделяется множество концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют плюралистическим. По логике этого подхода существует множество исторических образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом. Все эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как уникальны они сами. Главное отличие цивилизационного подхода — отсутствие решающей детерминации в развитии общества. Если формационная теория начинает постижение общества «снизу», выдвигая на первое место материальное производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества, его истории «сверху», т. е. с культуры во всем многообразии ее форм и отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика и проч.). И здесь важно, избегая жесткой привязки к способу производства, не упустить из виду опасность другого монизма — не менее жесткой привязки к духовно-религиозному или психологическому началу.
Значительный вклад в развитие цивилизационного подхода внесли О. Шпенглер, М. Вебер, А. Тойнби. Этот подход базируется не на выделении уровня производительных сил и экономического базиса, а на определении преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей системы ценностей в жизни общества. Здесь отсутствует абсолютизация социально-экономических законов, господствующих над людьми, принимается во внимание сложное переплетение технического, экономического, политического, религиозного и других социокультурных факторов в реальной деятельности людей, провозглашается право каждого народа на собственный социально-исторический эксперимент, на реализацию своей культурной программы.