Общество как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:20, реферат

Описание работы

Известный югославский социолог Д.Маркович выделяет три основные особенности человека - творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек - это "общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия". Цель данного реферата заключается в изучение общества как системы.
Для изучения моей темы я поставила перед собой следующие задачи: Раскрыть понятие общества, его структуру общества. Рассмотреть общество как политическую систему. Рассмотреть общество как особую систему.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Понятие общества………………………………………………..4
Общество как политическая система……………………………7
Общество как особая система…………………………………..10
Заключение……………………………………………………………...15
Список литературы……………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 41.44 Кб (Скачать файл)

     Ко второй  группе относят организации, которые,  не будучи непосредственно политическими,  осуществляют при этом и политические  функции. К ним относятся профсоюзы,  добровольные спортивные общества  содействия армии, авиации и  флоту и т.д.

     Наконец, третью  группу составляют организации  неполитические, такие, как творческие  союзы, спортивные общества, общества  филателистов и т.д. Правомерность  включения их в политическую  систему общества порой обосновывают  тем, что условием получения  возможности для их легальной  деятельности является санкционирование  ее со стороны государства.

Государство рассматривается  в марксизме как противоречивое единство двух сторон. Оно является классово ориентированной организацией политического господства. Связующей  силой цивилизованного общества,—  писал Ф. Энгельс,— служит государство, которое во все типичные периоды является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса” В то же время государство характеризуется как всеобъемлющая, универсальная политическая организация классового общества, как политическая оболочка последнего, как устройство общества.

Соответственно дифференцируются задачи и функции государства. С  одной стороны, как обосновывается в марксизме, государство является выразителем интересов и воли экономически господствующего класса, содействует сохранению его доминирующего  положения в обществе, охраняет условия  эксплуатации и удерживает в узде классовых противников, с другой — государство как официальный  представитель гражданского общества осуществляет “выполнение общих  дел, вытекающих из природы всякого  общества”. Эти общие дела определяются самим фактом существования общества как целостного социального организма, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих  для него проблем.

Следовательно, государство  выполняет две группы функций, их соотношение в деятельности государства  не остается раз и навсегда данным. Они зависят от природы общества и государства, от конкретно-исторических условий.

Значительную роль в жизни  современного общества играют политические партии. Это атрибут любой развитой политической системы. Они являются выразителями интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании политической власти либо оказывают на нее опосредованное влияние. Характерным для деятельности партий является их стремление интегрировать различные социальные силы вокруг своих идеалов и программ, оказать идеологическое воздействие на население, на формирование его политического сознания.

 

 

 

 

 

 

 

3 Общество как особая  система

Общество неотделимо от природы, оно часть природы. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу.

Природа  -это «фундамент» общество. На  сегодняшний день ясно, что без природы как базиса у общества нет будущего.

Общество - особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия  состоит прежде всего в том, что  историю общества делают люди.

В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные  границы и подчиняется в своем  движении. наряду с общими, особенным и специфическим законам.

Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или  их состояний построение идеальной  модели общества с использованием целой  системы философских категорий. К ним относятся категории  деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т.д. объект в предельно развитой форме, выявить законы его движения.

Реальное общество индивидуализировано, в нем все предельно переплетено, взаимосвязано. В модели же, поскольку  она вскрывает и представляет сущность реального общества, индивидуальное оставлено в стороне, связи и  зависимости представлены в чистом, свободном от деталей и случайных  наслоений виде и т.д. Основания  выработки подобной модели в различных  философских учениях неодинаковы. В основном можно говорить о трех главных позициях. Натурализм в своих  построениях отождествляет общество с организмом и пытается объяснить  социальную жизнь биологическими закономерностями, подменяя конкретно-историческое изучение социальных явлений произвольными  аналогиями . Идеализм в своих моделях общества исходит из духовного, идеального начала. Так, Н.А.Бердяев утверждает, что историческая действительность есть "...особая и высшая духовная действительность" 1. Наконец, материалистическая модель имеет своим исходным моментом социальную форму материи.

Логическая схема беднее живой истории, но она схватывает ее суть, что и позволяет, отталкиваясь от этой сущности, глубже разобраться в конкретном историческом материале, помогает найти правильное решение той или иной проблемы, вставшей на повестке дня в определенной конкретной ситуации. Философская методология сама по себе не претендует на непосредственное раскрытие причин тех или иных социальных процессов и явлений во всем их конкретном многообразии, но она помогает правильно поставить проблему и дает ориентиры в научном поиске ее решения.

Взять хотя бы соотношение  материальной основы общества и сознания. Различное решение вопроса об этом соотношении - необходимый компонент  построения идеальной модели общества. Если за исходное берется сознание и в нем видится конечная причина  всего происходящего в истории, то это один исходный пункт в анализе  определенной ситуации, а значит, и  в решении той или иной возникшей проблемы.

Напротив, если за основу общества берутся его материальные устои, то и результаты анализа и предлагаемые пути решения той же проблемы окажутся совершенно иными. Все это превращает выработку идеальной модели общества в задачу первостепенной важности. Понятно, что речь идет не об использовании  теоретической модели общества как  мертвой схемы, под которую остается лишь подгонять живые факты, а  тем более не о ее применении для  оправдания сомнительных установок  тех или иных деятелей, случайно оказавшихся у кормила правления.

Речь идет о том, чтобы  философско-социологическая теория общества, его идеализированная модель применялись в ходе конкретного  анализа каждой конкретной ситуации .

Ясно прежде всего, что  общество - это определенная целостность, особая подсистема объективной реальности. Но если это система, то ее основу как  всякой системы составляют элементы.

Ключевым, решающим элементом является человек как субъект истории. Можно сказать, что человек- это главный устой общества. Но свою роль субъекта истории человек реализует в форме активного отношения к миру в виде деятельности, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность выступает в самых различных формах, причем формы деятельности и ее виды с ходом истории становятся все более разнообразными. Деятельность и предстает в качестве второго элемента общества как системы. Наконец, третий элемент социальной системы - общественные отношения, складывающиеся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности.

Сторонники системного подхода к анализу общества считают, что общество ─ это не суммарная, а целостная система. Это означает, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое, системное качество. Общественные взаимодействия и отношения носят надындивидуальный, надличностный характер, то есть общество ─ это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застаёт определённую структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в неё.

Целостной системе присуще  множество связей, взаимодействий и  отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию  и субординацию элементов.

В социологии понятия “социальная  структура” и “социальная система” тесно связаны между собой. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы. Понятие “социальная структура” есть часть понятия социальной системы, и объединяет два компонента ─ социальный состав и социальные связи.

Социальная структура  означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные  по их социальному положению, по их отношению к способу производства.

Другой тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены  объединениями организаций. Такие  социальные связи называются институциональными, а социальные системы ─ социальными  институтами. Последние действуют  от имени общества как целого. Институциональные  связи можно называть еще и  нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом  в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.

Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение  которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные  нормы, обычаи, административные решения  и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой ─ к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов  обусловлено их потребностями. Эти  потребности могут быть удовлетворены  различными способами, и выбор средств  для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом  в целом. Принятие определенной системы  ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы  передать индивидам установленные  в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

Социальные институты  руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности ─ свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными  средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны ─ это определенная система  целесообразно ориентированных  стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и  материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки  зрения ─ это совокупность стандартизированных  образцов поведения правомочных  лиц, обеспечивающих данную социальную функцию.

Социальный институт определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Важнейшими социальными  институтами являются политические. С их помощью устанавливается  и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения  благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Институциональные связи, как  и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную  систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное  поведение их членов, согласовывают  и направляют в определенное русло  стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни. И ещё они обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации об интенсивном проявлении нежелательных явлений .

Информация о работе Общество как система