Общество как социальная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 12:21, реферат

Описание работы

На протяжении всей истории одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Изначально этим вопросом занималась социальная философия. Результатом социально-философских изысканий к концу XVII века стала конфронтация двух подходов: первый представлен теоретиками, для которых общество – это искусственное образование, плохо совместимое с естественными склонностями людей. Второй содержится в концепциях, где общество выступает как развитие прирожденных влечений и чувств человека, являющихся общественными, а поэтому и моральными по своей сути.

Файлы: 1 файл

рефера.docx

— 43.27 Кб (Скачать файл)

Южный Федеральный Университет

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему

 « Общество как социальная система»

 

 

 

.

 

                                                                       

 

                                                                                 Подготовила: студентка 2 курса                                                                                                                                           

                                                                фак-та Психологии

                                                         

 

 

 

 

 

                                                     Ростов-на-Дону

2011 г.

 

                                       Введение

 

На протяжении всей истории одной из важнейших  проблем была проблема: что представляет собой общество? Изначально этим вопросом занималась социальная философия. Результатом  социально-философских изысканий  к концу XVII века стала конфронтация двух подходов: первый представлен теоретиками, для которых общество – это искусственное образование, плохо совместимое с естественными склонностями людей. Второй содержится в концепциях, где общество выступает как развитие прирожденных влечений и чувств человека, являющихся общественными, а поэтому и моральными по своей сути.

Сторонник первого подхода социальный философ  Т. Гоббс утверждал, что «естественное» состояние людей – это состояние  страха и угрозы насильственной смерти. Такая человеческая природа обусловливает  образование общества, основанного  на необходимости, заставляющей людей  объединиться.

К теоретическим  противникам Гоббса следует отнести  древнегреческого философа Аристотеля, других античных философов, считавших, что человек есть животное, склонное к жизни в обществе, и называвших его политическим животным. Английский философ – моралист А. Шефтсбери настаивает, что человек по природе – существо общественное, моральное, жизнь в обществе неизбежна и естественна для него.

Если  для Шефтсбери этический момент является важнейшим в социальной связи, то философ Б. Мандевиль полагает, что общественная связь в лучшем случае этически нейтральна, человек – общественное существо, но это совсем не значит, что он существо нравственное.

Дальнейшие  поиски социальных оснований привели  к появлению экономически-реалистической тенденции: у Адама Смита общество рассматривается как трудовой и  меновой союз людей, когда каждый, работая на себя, вынужден работать на других. Таким образом, общество предстает как автоматически действующий механизм, состоящий из взаимосвязанных элементов.

Природа общества, как и природа человека – загадка, над которой люди будут  размышлять до тех пор, пока будут  жить.

Общество  крайне многозначное понятие. Обществом  может быть названа небольшая  группа людей, объединенных некоторыми специфическими интересами (общество фотолюбителей), государственное образование или группа в некотором отношении однородных стран (российское общество, западноевропейское общество), наконец, это понятие применяется и для человечества в целом.

Общество  характеризуется следующими признаками:

  • Общность территории их проживания, обычно совпадающий с государственными границами;
  • Целостность и устойчивость складывающихся форм взаимодействия людей;
  • самовоспроизводство, саморегулируемость и самодостаточность;
  • уровень развития культуры, который находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

 На  основе сказанного можно дать  следующее определение общества: это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся саморегулируемостью, саморазвитием, а также наличием системы норм и ценностей, разделяемых большинством индивидов.

 Чтобы представить себе общество с точки зрения предмета социологии, необходимо различать три исходных понятия – страна, государство, общество.

Страна  – это часть света или территории, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом.

Государство – политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима политической власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).

Общество  – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.

 

                           

      1. Сущность общества как системы

Общество  неоднородно и включает ряд разнопорядковых явлений и процессов. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, нормы и ценности. Каждый из этих элементов находится в более или менее тесной связи с другими и играет специфическую роль в функционировании общества как целого. Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается произвольного хаотического скопления людей. Социальная структурированность общественной жизни придает ей устойчивый, закономерный характер, порождает новое интегральное системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их сумме.

Общество  как социальная система – это  такой социальный организм, который  функционирует и развивается  по своим собственным законам. Система  – это определенным образом упорядоченное  множество элементов, взаимосвязанных  между собой и образующих некоторое  целостное единство. Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь – это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды.

Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Социальные отношения - это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений.

              

      1. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь

Общество  — это сложная динамическая система, включающая в себя в качестве подсистем  сферы общественной жизни.

Экономическая, или материально-производственная сфера — это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей.

Социальная сфера — это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями (классами, нациями, социальными слоями и т. п.), их ролью в жизни общества.

Политическая, или политико-правовая сфера — это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой институтов управления.

Духовная сфера — это область, общественной жизни, связанная со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов, в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности.

Развитие  каждой из сфер общественной жизни  подчиняется собственным закономерностям, но самостоятельность сфер относительна. Неполадки в функционировании одной  из них сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает  кризис в политической сфере, напряженность  в социальных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, неуверенность  в настоящем и будущем.

Во взаимосвязях между сферами общественной жизни  выделяют причинно-следственные и функциональные связи. С точки зрения марксизма, главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что все сферы  образуют иерархическую структуру, т. е. находятся в соотношении  субординации, подчиненности. Марксисты  четко указывают на зависимость  всех сфер от экономической сферы  и их обусловленность экономической  сферой, в основе которой лежит  материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений  собственности. При этом марксисты  подчеркивают, что экономическая  сфера является лишь главной причиной, она лишь в конечном счете определяет развитие других сфер общественной жизни. Они не отрицают обратного воздействия, других сфер на экономику.

Предпочтение функциональным связям отдается прежде всего в англо-американской социологии. Главный упор делается на то, что каждая сфера может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции. Например, функцию адаптации обеспечивает экономическая сфера, функцию целедостижения - политическая сфера и т. п.  

 

      1. Типология обществ

 

Социология  уделяет много внимания проблеме типизации обществ.

В обществознании принять выделять несколько типологий. Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на дописьменные, т. е умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки при помощи знаков на материальных носителях. Изобретение письменности свидетельствует о достижении народом высокого уровня развития.

Согласно  другой типологии общества делятся  на простые и сложные. В простых обществах нет разделения на богатых и бедных. В сложных – существует государственный аппарат, наука, техника, социальное расслоение людей.

Основой третьей типологии является способ добывания средств существования, т.е. способ производства. Согласно этому критерию все общества можно разделить на следующие типы:

  • общество первобытных охотников и собирателей;
  • общество огородничества;
  • общество скотоводов;
  • земледельческое общество;
  • индустриальное общество.

В недавнем прошлом в отечественной социологии популярной была марксистская классификация  обществ, в основу которой положен способ производства материальных благ и складывающихся на их основе производственных отношений. На основе данного подхода К.Маркс выделяет следующие основные общественные формации: первобытнообщинную, классовую (рабовладельческую, феодальную, капиталистическую) и коммунистическую, включающую социалистическое общество, как ее начальную, первую фазу.

Широко  известным также является предложенное немецким социологом Ф. Теннисом разделение обществ на два типа: допромышленную, традиционную общину (Гемейншафт) и современное промышленно-городское общество (Газельшафт).

Но наиболее плодотворной следует считать классификацию общества на традиционные, промышленные (индустриальные) и постиндустриальные. При этом традиционным считаются общества, основанные на примитивном сельскохозяйственном труде, характеризующиеся архаическими формами организации социальной жизни, передача знаний от стариков к молодежи, строгое следование установленным обычаям и традициям.

С экономической  точки зрения индустриальным считается общество, ¾ занятого населения которого трудится в промышленности (индустрии); в постиндустриальном обществе, большинство занятого населения трудится не в промышленности, а в сфере обслуживания и информации.

Когда одна стадия сменяет другую, изменяется технология, способ производства, форма  собственности, политический режим, культура, образ жизни, социальная структура.

Доиндустриальный  тип господствует в Африке, Латинской  Америке, Южной Азии, где преобладает  земледелие, рыболовство, скотоводство, горнодобывающая и деревообрабатывающая отрасли промышленности, в которых  занято около 2/3 работоспособного населения.

Индустриальный  тип характерен для Северной Америки, Европы, Японии. Приоритетным является развитие производства товаров массового  потребления за счет широкого применения различного рода техники.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается трансформацией товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному.

 

      1. Социальные институты

Социальные  институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это – государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др. Их возникновение обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности.

Информация о работе Общество как социальная система