Общество как социальная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 12:21, реферат

Описание работы

На протяжении всей истории одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Изначально этим вопросом занималась социальная философия. Результатом социально-философских изысканий к концу XVII века стала конфронтация двух подходов: первый представлен теоретиками, для которых общество – это искусственное образование, плохо совместимое с естественными склонностями людей. Второй содержится в концепциях, где общество выступает как развитие прирожденных влечений и чувств человека, являющихся общественными, а поэтому и моральными по своей сути.

Файлы: 1 файл

рефера.docx

— 43.27 Кб (Скачать файл)

В современном  обществе существуют десятки социальных институтов: государственных, правовых, культурных, религиозных, идеологических.

Ключевыми институтами с точки зрения организации  общества являются наследование, власть, собственность и семья.

Институциональная структура общества является сложным  и разветвленным образованием. Так, внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые Деления  на более мелкие, неосновные институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество особых устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты.

В системе  политических институтов современного общества выделяются, наряду с ведущими институтами власти, демократические  институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и  т. д.

В системе  правовых институтов выделяются такие  составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.

В структуру  религиозных институтов (на примере  христианства) входят институты целибата (безбрачия священников в католичестве), епископата, крещения, исповеди, монашества и т. п.

Внутри  социального института родства, наряду с основными институтами  семьи и брака, развиваются институты  материнства и отцовства, побратимства, наследования, имя наречения и  др.

Социальные  институты определяют общество в  целом, каждый институт выполняет общественно  значимую функцию.

 

5.     Социальная стратификация

 

Понятие социальной стратификации тесно связано с делением общества на социальные слои, а стратификационная модель общества строится на основе такого явления, как социальный статус.

Социальный  статус – это положение, занимаемое человеком или группой в обществе и связанное с определёнными правами и обязанностями. Это положение всегда соотносительно, т.е. рассматривается в сравнении со статусами других индивидов или групп. Статус определяется профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением, расовой и национальной принадлежностью. Социальный статус характеризует место человека или социальной группы в социальной структуре общества, в системе общественных взаимодействий и обязательно содержит оценку этой деятельности со стороны общества (других людей и социальных групп). Последняя может выражаться в различных качественных и количественных показателях – авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, награда, звание, слава и т.п.[4]

Существуют  различные виды статусов.

Личный  статус – положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Социальный  статус – положение человека, которое он занимает автоматически как представитель большой социальной группы или общности (профессиональной, классовой, национальной).

У каждого  человека в обществе имеется не один статус, а скорее статусный набор – совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду. В этой связи возникает необходимость выделять главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

Принято также выделять предписанный статус (независящий от желаний, стремлений и усилий данного человека) и достигаемый статус (положение, которое человек достигает благодаря своим собственным усилиям).

Таким образом, социальная стратификация – это расположение людей в статусной иерархии сверху вниз. Термин “стратификация” позаимствован из геологии, где он обозначает вертикально расположенные слои земли, обнаруживаемые при разрезе. Стратификация – определённый срез социальной структуры общества, или теоретический угол зрения на то, как устроено человеческое общество. В реальной жизни люди, конечно, не стоят над или под другими.

В социологической  науке можно встретить различные  концепции (теории) социальной стратификации. Так, немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие “авторитет”, которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого подхода Р. Дарендорф представляет структуру общества состоящей из управляющих и управляемых. Первых он в свою очередь делит на управляющих-собственников и управляющих-несобственников, или бюрократов-менеджеров. Вторых он также подразделяет на две подгруппы: высшую или рабочую аристократию и низшую – низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя основными группами он помещает так называемый “новый средний класс”.

Американский  социолог Л. Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков страты он выделил 4 параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. Другой же американский социолог Б. Барбер провёл стратификацию по шести показателям:

1) престиж,  профессия, власть и могущество;

2) уровень  дохода;

3) уровень  образования; 

4) степень  религиозности; 

5) положение  родственников; 

6) этническая  принадлежность.

Французский социолог Ален Турен (р. 1925) считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять страты по доступу к информации.

Господствующее  положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к  наибольшему количеству информации.

Кроме названных  концепций выделяют ещё и функционалистскую теорию стратификации. Например, К. Дэвис и У. Мур утверждают, что нормальное функционирование общества осуществляется как реализация различных ролей и их адекватное исполнение. Роли же различаются по степени своей социальной важности. Некоторые из них более важны для системы, и исполнять их сложнее, что требует специальной подготовки и вознаграждения.

С точки  зрения эволюционизма, по мере усложнения и развития культуры происходят разделение труда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются более важными, требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения, другие же – менее важные и поэтому более массовые, легко заменяемые.

Российский  социолог А.И. Кравченко предлагает своего рода обобщающую модель социальной стратификации. Статусную иерархию сверху вниз он располагает по четырём критериям неравенства:

1) неодинаковые  доходы,

2) уровень  образования, 

3) доступ  к власти,

4) престиж  профессии. 

Индивиды, обладающие приблизительно одинаковыми  или сходными признаками, относятся  к одному слою, или страте.

Неравенство здесь является символическим. Оно  может выражаться в том, что бедные слои имеют минимальный доход, определяемый порогом бедности, живут на государственные  пособия, не в состоянии покупать предметы роскоши и с трудом покупают предметы длительного пользования, ограничены в проведении полноценного отдыха и досуга, имеют низкий уровень  образования и не занимают властных позиций в обществе. Таким образом, четыре критерия неравенства отражают кроме всего прочего различия в уровне, качестве, образе и стиле  жизни, культурных ценностях, качестве жилища, типе социальной мобильности.

Указанные критерии принимаются за основу типологизации социальной стратификации. Выделяют стратификации:

  • экономическую (доходы),
  • политическую (власть),
  • образовательную (уровень образования),
  • профессиональную.

Каждую  из них можно представить в  виде вертикально расположенной  шкалы (линейки) с нанесёнными делениями.

В экономической стратификации делениями измерительной шкалы выступает количество денег, приходящихся на индивида или семью за год или за месяц (индивидуальный или семейный доход, выраженный в национальной валюте). Каков доход респондента, такое место на шкале экономической стратификации он и занимает.

Политическую  стратификацию трудно строить по единому критерию – такого в природе не существует. Используются его заменители, например, должности в государственной иерархии от президента и ниже, посты в компаниях, организациях, посты в политических партиях и т.д. либо их комбинации.

Образовательная шкала строится по количеству лет обучения в школе и вузе – это единый критерий, свидетельствующий, что в обществе есть единая система образования, с формальной сертификацией его уровней, квалификации. Человек, имеющий начальное образование, расположится внизу, имеющий диплом колледжа или университета – в середине, а получивший степень доктора или профессора – наверху.

Престиж профессий можно определить только путём социологического опроса. Чтобы получить сведения в масштабах всего общества, опрос следует проводить на общенациональной выборке. Например, в США престиж профессий регулярно изучается с 1949 г. На общенациональной выборке определяется престиж 90 профессий и видов занятий от министра до сантехника. Поскольку спрашивают рядовых граждан, то получают срез общественного мнения, а не оценку экспертов. К наиболее престижным профессиям в США относятся: профессор университета, врач, юрист, учёный; к средним – менеджер, мелкий собственник, инженер; к низшим – водитель, сантехник, сельскохозяйственный рабочий.

Исходя  из стратификационных теорий, в социологии принято различать четыре исторических типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Самый жёсткий  тип – рабство. Раб – человек, являющийся собственностью другого человека. Такая форма собственности существовала один раз в истории.

Более мягкий тип – касты. Принадлежность к касте была пожизненной, закреплялась религиозно, но не экономически или политически. Собственность на человека отсутствовала. Касты основывались на пожизненном прикреплении к одной профессии.

Сословия  – юридическое закрепление положения человека в социальной иерархии. Переход из низшего сословия в высшее возможен ещё при жизни, но при исключительных обстоятельствах. Так, в России за особые заслуги перед отечеством человеку мог быть пожалован дворянский титул.

Классы, появившиеся позже всех, знаменуют переход к открытому обществу. Принадлежность к классу никак не оформляется. Существует свободный переход из одного класса в другой. Доход становится главным определителем социально-экономического положения в обществе. Описанная выше четырёхмерная модель социальной стратификации характеризует именно современное общество.

В целом  концепции стратификации рассматривают  неравенство как естественное состояние  общества, поэтому страты не только различаются по своим критериям, но и размещаются в жесткой  системе подчинения одних слоёв другими, привилегированного положения высших и подчинённого положения низших. В дозированной форме допускается даже идея некоторых социальных противоречий, которые нейтрализуются возможностями социальной мобильности.

Социальная  мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса. Различают вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной страты (сословия, класса) в другую и в зависимости от направления бывает восходящей и нисходящей. Если индивид переходит из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, то это – горизонтальная мобильность.[1]

Важное  место в системе социальной стратификации  современного общества занимает так  называемый средний класс. Это – социальный класс, состоящий из людей, обладающих средним для данного общества стандартом жизни. Классической моделью общества среднего класса считаются США. Сегодня здесь выделяют 4 основных класса: высший, средний, рабочий и низший. Каждый из них (за исключением рабочего класса) разбивается на 2–3 слоя. Средний класс в США составляет более 60%. Во всех экономически развитых странах, несмотря на культурные и географические различия, доля среднего класса достигает 55–60%. В странах же экономически слаборазвитых можно говорить лишь о процессе формирования среднего класса. Так, в современной России средний класс составляет по разным оценкам от 12 до 25% населения. Схожие цифры называют и белорусские социологи, оценивая долю среднего класса в Республике Беларусь в 18–20%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в результате анализа, выполненного в данной работе, мы видим, что общество становится целостной  системой с качествами, которых нет  ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению  к составляющим её элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

Информация о работе Общество как социальная система