Социокультурное единство общества обладает
большой интегрирующей силой. Оно способствует
социализации каждого нового поколения
на основе общепринятых ценностей, норм,
правил поведения и общественного самосознания.
Основные подходы к изучению
общества
Категория «общество» является
одной из ключевых для социологической
науки. Поэтому неудивительно, что разработка
этого понятия, его определения является
очень важной для раскрытия всей социологии.
На сегодняшний день можно выделить
два подхода к пониманию общества. В широком
смысле слова общество – это совокупность исторически
сложившихся форм совместной жизни и деятельности
людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного
и государственного строя, конкретное
национально-теоретическое образование.
Однако данные интерпретации рассматриваемого
понятия не могут считаться достаточно
полными, так как проблема общества занимала
умы многих мыслителей, и в процессе развития
социологического знания сформировались
различные подходы к его определению.
Так, Э. Дюркгейм определял общество
как надиндивидуальную
духовную реальность, основанную на коллективных
представлениях. С точки зрения М. Вебера общество
– это взаимодействие людей, являющихся
продуктом социальных, т. е. ориентированных
на других действий. К. Маркс представляет
общество как исторически развивающуюся
совокупность отношений между людьми,
складывающихся в процессе их совместных
действий. Другой теоретик социологической
мысли Т. Парсонс полагал, что общество
является системой отношений между людьми,
основанных на нормах и ценностях, образующих
культуру.
Таким образом, нетрудно увидеть,
что общество представляет собой сложную
категорию, характеризующуюся совокупностью
различных признаков. Каждое из приведенных
определений отражает какие-то определенные
характерные для этого явления черты.
Только учет всех этих характеристик позволяет
дать наиболее полное и точное определения
понятия общества. Наиболее полный перечень
характерных черт общества выделил американский
социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные
для любого общества:
1) оно не является органической
частью какой-либо более крупной системы;
2) браки заключаются между представителями
данной общности;
3) оно пополняется за счет детей
тех людей, которые являются членами данной
общности;
4) оно имеет свою территорию;
5) у него есть самоназвание и
своя история;
6) оно обладает своей системой
управления;
7) оно существует дольше средней
продолжительности жизни отдельного индивида;
8) его сплачивает общая система
ценностей, норм, законов, правил.
Учитывая все эти признаки, можно
дать следующее определение обществу:
это исторически сложившаяся и воспроизводящая
себя общность людей.
Аспектами воспроизводства
является биологическое, экономическое
и культурное воспроизводство.
Данное определение позволяет
отличить понятие общества от понятия
«государство» (институт управления общественными
процессами, возникший исторически позже
общества) и «страна» (территориально-политическое
образование, сложившееся на базе общества
и государства).
Изучение общества в рамках
социологии основано на системном подходе.
Использование именно этого метода также
обуславливается рядом характерных признаков
общества, которое характеризуется как:
социальная система высшего порядка; сложное
системное образование; целостная система;
саморазвивающаяся система, потому что
источник находится внутри общества.
Таким образом, нетрудно увидеть,
что общество представляет собой сложную
систему.
Система – это определенным образом упорядоченное
множество элементов, взаимосвязанных
между собой и образующих некоторое целостное
единство. Несомненно, общество является
социальной системой, которая характеризуется
как целостное образование, элементами
которого являются люди, их взаимодействие
и отношения, которые носят устойчивый
характер и воспроизводятся в историческом
процессе, переходя из поколения в поколение.
Таким образом, в качестве основных
элементов общества как социальной системы
можно выделить следующие:
1) люди;
2) социальные связи и взаимодействия;
3) социальные институты, социальные
страты;
4) социальные нормы и ценности.
Как и для любой системы, для
общества характерно тесное взаимодействие
его элементов. Учитывая эту особенность,
в рамках системного подхода общество
можно определить как большую упорядоченную
совокупность социальных процессов и
явлений более или менее связанных и взаимодействующих
друг с другом и образующих единое социальное
целое. Для общества как системы характерны
такие признаки, как координация и субординация
ее элементов.
Координация – это согласованность
элементов, их взаимное функционирование.
Субординация – это подчиненность и соподчиненность,
указывающие на место элементов в целостной
системе.
Социальная система самостоятельна
по отношению к составляющим ее элементам
и имеет способность саморазвития.
На основе системного подхода
к анализу общества был разработан функционализм.
Функциональный подход был сформулирован
Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона
и Т. Парсонса. В современной социологии
он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим
подходом (интеракционизмом).
Системный
подход к обществу дополняется в социологии
детерминистским и функционалистским.
Детерминистский подход ярче всего выражен
в марксизме. С точки зрения этого учения,
общество как целостная система состоит
из следующих подсистем: экономической,
социальной, политической и идеологической,
каждую из которых, в свою очередь, можно
рассматривать как систему. Чтобы отличить
эти подсистемы от собственно социальной,
их называют социетальными. Во взаимоотношении
между этими системами главенствующую
роль играют причинно-следственные связи.
Это означает, что каждая из этих систем
существует не сама по себе, а, согласно
марксизму, находится в причинно-следственной
зависимости от других систем. Все эти
системы представляют собой иерархичную
структуру, то есть находятся в соотношении
субординации, подчиненности в том порядке,
как они перечислены. В марксизме четко
указывается на зависимость и обусловленность
всех систем от особенностей экономической
системы, в основе которой лежит материальное
производство, базирующееся на определенном
характере отношений собственности.
Однако марксизм —
противник упрощенной трактовки социального
детерминизма. Он не стремится свести
все богатство общественных отношений
к экономической обусловленности. С точки
зрения марксизма, экономическая система
является лишь главной причиной, она лишь
«в конечном счете» определяет развитие
других систем общественной жизни. В марксизме
подчеркивается обратная связь всех социентальных
систем. Каждая последующая система оказывает
обратное воздействие на предыдущие. Взаимное
воздействие непосредственно связанных
между собой социентальных систем носит
диалектический характер. В результате
такого подхода общество рассматривается
в марксизме как живой, находящийся в постоянном
движении и развитии организм, в изучении
которого ведущую роль играет анализ производственных
отношений.
Детерминистский подход
дополняется в социологии функциональным.
Марксизм также является сторонником
функционального подхода. В марксизме
принято различать суммативные, органические
и целостные системы. Общество как система
складывается при переходе от органической
к целостной системе. Развитие органической
системы состоит в саморасчленении, дифференциации,
которую можно охарактеризовать, как процесс
формирования новых функций или соответствующих
элементов системы. В общественной системе
формирование новых функций происходит
на основе разделения труда. Движущей
силой этого процесса являются общественные
потребности. Производство средств, необходимых
для удовлетворения потребностей, и непрерывное
порождение новых потребностей К. Маркс
и Ф. Энгельс называли первой предпосылкой
человеческого существования. Итак, на
основе этого развития потребностей и
способов их удовлетворения общество
порождает известные функции, без которых
оно не может обойтись. Предназначенные
для выполнения этих функций люди образуют
новую отрасль разделения труда. Тем самым
эти люди приобретают особые интересы,
в том числе и по отношению к тем, кто «уполномочил»
их на этот вид деятельности, т. е. они становятся
относительно самостоятельными по отношению
к ним. Так, по мнению марксистов, над сферой
материального производства надстраиваются
социальная, политическая и духовная сферы,
выполняющие свои специфические функции.
Однако, как
отмечалось выше, для марксизма более
характерен детерминистский подход к
объяснению общественной жизни. Идеи функционализма
в большей мере присущи англо-американской
социологии. Основные положения функционализма
были сформулированы английским социологом
Г. Спенсером (1820 - 1903) в его трехтомном
труде «Основание социологии» и развиты
английским этнографом А. Рэдклифф-Брауном
и американскими социологами Р. Мертоном,
Т. Парсонсом.
Рассмотрим
же вкратце, в чем состоят основные принципы
функционального подхода по Г. Спенсеру: Так же, как сторонники
системного подхода, функционалисты рассматривали
общество как целостный, единый организм,
состоящий из множества частей: экономической,
политической, военной, религиозной и
т. д. Но при этом подчеркивали,
что каждая часть может существовать только
в рамках целостности, где она выполняет
конкретные, строго определенные функции.
Функции частей
всегда означают удовлетворение какой-
либо общественной потребности. Все же
вместе они направлены на поддержание
устойчивости общества и воспроизводство
человеческого рода.
Поскольку
каждая из частей общества выполняет только
ей присущую функцию, то в случае нарушения
деятельности этой части, чем больше функции
отличаются друг от друга, тем труднее
другим частям восполнить нарушенные
функции.
Спенсер придавал
большое значение социальному контролю.
Социальная система, по его мнению, сохраняет
стабильность, главным образом, потому,
что она содержит в себе элементы контроля.
Сюда входят политическое управление,
органы правопорядка, религиозные институты
и моральные нормы.
По мнению
Г. Спенсера, социальный контроль держится
на «страхе перед живыми» и «страхе перед
мертвыми». «Страх перед живыми» создает
государство, «страх перед мертвыми» —
церковь. Главным же условием сохранения
общественной целостности является согласие
большинства общества с принятой в нем
системой ценностей.
Функционализм в социологии
получил свое развитие в работах Р. Мертона.
Разделяя основные принципы функционализма,
сформулированные Г. Спенсером, Р. Мертон
внес в эту концепцию ряд уточнений: Как одно явление может
иметь различные функции, так и одна и
та же функция может выполняться различными
явлениями.
Р. Мертон вводит понятие
дисфункции, то есть разрушающей функции.
Он утверждает, что одни и те же элементы
могут быть функциональными по отношению
к одним системам и дисфункциональны по
отношению к другим.
Р. Мертон
вводит различия между явными и скрытыми
(латентными) функциями. Явная функция
— это то следствие, которое вызвано намеренно
и признано в качестве такового. Латентная
функция — это то следствие, вызвать которое
не входило в намерение действующего лица,
и оно не знает, что вызвало его.
Значительным
этапом в развитии методологии функционализма
является структурный функционализм Т.
Парсонса. По Парсонсу, любая общественная
система имеет две основные ориентации,
которые он называл «осями ориентации».
Первая ось — внешнее-внутреннее. Это
значит, что любая система ориентируется
либо на события окружающей среды, либо
на свои собственные проблемы. Вторая
ось - инструментальное-консумоторное.
Это означает, что ориентация систем связана
либо с сиюминутными, актуальными, либо
с долговременными, потенциальными потребностями
и целями.
Из положения
этих осей в крестообразных таблицах возникает
набор из четырех основных функциональных
категорий: адаптации, целедостижения,
интеграции и воспроизводства структуры.
Эти функции социальной системы, по Парсонсу,
обеспечиваются различными подсистемами.
Так, внутри социальной системы функцию
адаптации обеспечивает экономическая
подсистема, функцию целедостижения —
политическая подсистема, функцию интеграции
— правовые институты и обычай, функцию
воспроизводства структуры — система
верований, мораль и органы социализации,
включая системы и институты образования.
Функционализм
широко используется в эмпирических научных
исследованиях. Однако социологи, придерживающиеся
иных методологических установок, подчеркивают
три главных недостатка функционализма: Внеисторический подход
к изучению общества. Общество в функционализме
рассматривается статично, вне динамики-развития. Неспособность дать
описание и анализ конфликтов, идеологическую
ориентацию на стабильность, в то время,
как в современном обществе происходит
масса социальных конфликтов.
Теории возникновения общества
Сложился ряд научных теорий,
которые, взяв за основу одну из особых
характеристик биологии человека, рассматривают
вытекающие из нее этапы социального конструирования
общественных объединений.
Действительно, если проигнорировать
(за недоказанностью) тезис о том, что организм
такой сложности, как человеческий, просто
не мог сформироваться эволюционным путем
за короткий период существования жизни
на Земле, и тем самым отмести все «демиургические»
и «мутационные» концепции, остается рассмотреть,
каким образом человек воплотил свою собственную
природу в созданную им общественную систему
и социальную организацию.