Общество как социокультурная система, его признаки и черты
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:39, контрольная работа
Описание работы
Структурными компонентами общества являются социальные группы и общности, которые появляются в процессе дифференциации, присуще всей живой природе. Именно разделение общества на различные группы и их взаимодействие придают любому социуму необходимую динамику, определяющую его развитие. Таким образом, элементы природы, индивиды, социальные группы и культурные универсалии в процессе саморазвития и взаимодействия между собой создают сложную, самонастраивающуюся, динамическую систему – человеческое общество.
Содержание работы
1. Введение…………………………………………………………………...3 2. Общество как социокультурная система, его признаки и черты………5 3. Основные подходы к изучению общества………………………………9 4. Теории возникновения общества……………………………………….15 5. Заключение……………………………………………………………….18 6. Список используемой литературы……………………………………...19
На этот счет существует ряд
интересных догадок, каждая из которых
нашла достаточно развернутое теоретическое
воплощение и имеет свой доказательный
ряд: инструментальная, семантическая,
сексуальная, гендерная, кратическая.
Рассмотрим их в общих чертах.
Инструментальная
концепция, ставит во главу угла человеческую
догадливость и сообразительность, повлекшие
изобретение специальных орудий для удовлетворения
потребностей. Примитивные, а затем все
усложняющиеся, они экономили усилия человека
в добыче тепла и пропитания, обеспечении
защиты и сохранении продуктов. Используя
орудия, люди обучались трудиться, повышалось
их благосостояние. Это привело к функциональному
делению общины и закреплению системы
разделения труда, а также к появлению
экономических различий между людьми
и семейными группами. Возникла и стала
развиваться социальная организация.
Сексуальная концепция базируется на такой особенности
человека, как внесезонный характер размножения
и удовольствие от спаривания. Это сочетание
физиологических характеристик приводит
к спонтанному, неконтролируемому хаосу
вынашиваний и рождений, которые выбивают
жизнь группы из ритма, делают ее непредсказуемой,
требуют обеспечения повышенной физической
защиты слабых членов общины - женщин и
детей - и могут создавать нагрузки, гибельные
для конкретного сообщества. Установление
контроля над рождаемостью связано с формированием
семей и возникновением норм, регулирующих
сексуальные, а вместе с ними и другие
отношения членов общины. Регламент воспроизводства,
развиваясь и принося свои плоды в виде
более предсказуемой перспективы, возможности
планировать хозяйственную жизнь и персональные
взаимоотношения, дает социальную организацию,
которой человечество успешно пользуется
до сих пор.
Кратическая концепция опирается на принципы общей
теории систем и выводит возникновение
человеческих ассоциаций, способных выполнять
сложную целесообразную деятельность,
из развития управляющей подсистемы. Сила
и ум, присущие людям, распределены среди
них неравномерно. Соединяясь с природной
экспансивностью (жадностью и любопытством),
эти качества легко превращаются в «монополии»,
когда приоритет человека по значимому
признаку (физическая мощь, ловкость, изобретательность,
наблюдательность и др.) позволяет ему
занять позицию лидера и прибрать к рукам
сразу все выигрыши: лучшее место, лучшую
пищу, лучших сексуальных партнеров и
т.п. Научаясь повелевать и принимать знаки
подчинения соплеменников, лидеры начинают
формировать и утверждать систему правил
почитания вождей, передачи власти, распределения
привилегий среди остальных членов общины.
Нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения
неравенства (суть: порядка), ложатся в
основу социальной организации, т.е. регламентированной,
упорядоченной, подконтрольной в своей
деятельности и развитии человеческой
ассоциации. Элита, получая желаемое, использует
власть - разнообразные рычаги влияния
на массу, чтобы сохранить привилегию
своего положения и присваивать создаваемые
группой ресурсы, но взамен, в силу своей
же заинтересованности, стремится обеспечить
защиту, рост и процветание общины (продуктами
которой она кормится).
Гендерная концепция основана на анализе распределения
социальных ролей между полами. Рожденная
в русле феминистской социологии, она
отражает гамму теоретических установок
исследователей, изучающих половое неравенство
в обществе. Поскольку женщина обладает
биологической монополией на воспроизводство
рода, а в силу физической недееспособности
человеческих младенцев становится не
только родительницей, но и первым образцом
для подражания, она «по естеству» обладает
значимостью и распорядительной волей.
Мужчина в силу тех же причин индивидуально
незначителен, заменяем и функционально
занимает роль сервера по обслуживанию
процесса воспроизводства, обеспечивая:
зачатие, защиту, тепло, кров и питание.
Неудовлетворенные своей вспомогательной
позицией, мужчины (и в этом состоит их
историческая гениальность) создают искусственный
противовес женской монополии воспроизводства
в виде мужской монополии на установление
порядка. Теоретики феминизма делают вывод,
что в тот момент, когда происходит договор
между мужчинами о распределении женщин,
возникает социальная организация, общность,
в которой действуют правила общежития.
Несмотря на то что мужчины испокон века
нарушали собственные договоренности,
они продолжают держаться своей первобытной
круговой поруки и не допускают женщин
в социально значимые сферы, связанные
с руководством, распоряжением ресурсами,
властью. В этом смысле политика есть порождение
андрогенной цивилизации (которая, кстати,
именно в период нашей жизни потихоньку
приходит в упадок и расслабление, поэтому
роль женщин в современном мире повышается
и существенно видоизменяет сложившиеся
отношения, решения и структуры).
Семантическая концепция строится на признании слабости
человека как биологического существа.
Люди действительно потрясающе уязвимы
и в физическом, и в психическом смысле.
Стоит также допустить, что мы не самые
хитрые и не самые умные на планете (хотя
бы потому, что мы самовлюбленные, т.е.
«слепые», и недальновидные, т.е. «тупые»).
К тому же, для разнообразия, стоит подумать
над тем, что человек - один из относительно
молодых видов, поскольку антропологи
отводят ему самое большее 8-10 миллионов
лет эволюции, в то время как по планете
бегают, ползают и плавают существа, в
десятки раз более «апробированные» разнообразными
циклами земной жизни, поэтому считать
себя достаточно неуязвимыми у нас нет
никаких оснований. В связи с этой биологической
слабостью закон выживания толкает человеческих
индивидов к объединению усилий, к созданию
коллективного «органического тела»,
способного справляться с множеством
разнообразных задач. Групповое взаимодействие
связано с координацией усилий, дифференциацией
и комбинированием функций. Такая сложноорганизованная
деятельность требует предварительного
согласования и непосредственной корректировки.
Это возможно только с развитием общения,
с использованием языка. Разрабатывая
«обозначения» и символы, договариваясь
о правилах толкования знаков, все активнее
используя речь, люди формируют организованный
мир коммуникации, которая предваряет,
опосредует и завершает циклы материальной,
продуктивной, деятельности. В результате
возникает система упорядоченных (договоренных)
коллективных взаимодействий и специальных
групповых функций, формируется общество.
Социологические концепции
происхождения человеческих ассоциаций,
как видим, очень разнообразны. Они апеллируют
к разным факторам формирования наблюдаемой
сегодня общественной реальности. И действительно,
техника, семья, власть, неравенство, язык
являются неотъемлемыми, существенными
факторами организации особого облика
современных обществ в их уникальном воплощении.
Заключение
Учёные по-разному
трактуют понятие “общество“. Это во
многом зависит от той школы или направления
в социологии, которые они представляют.
Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество
как надиндивидуальную духовную реальность,
основанную на коллективных представлениях.
По М. Веберу, общество – это взаимодействие
людей, являющееся продуктом социальных,
то есть ориентированных на других людей
действий. Крупный американский социолог
Т. Парсонс определял общество как систему
отношений между людьми, связующим началом
которой являются нормы и ценности. С точки
зрения К. Маркса, общество – это исторически
развивающаяся совокупность отношений
между людьми, складывающихся в процессе
их совместной деятельности.
Во всех этих определениях,
так или иначе, выражен подход к обществу
как к целостной системе элементов, находящихся
между собой в тесной взаимосвязи.
Структурными компонентами
общества являются социальные группы
и общности, которые появляются в процессе
дифференциации, присуще всей живой природе.
Именно разделение общества на различные
группы и их взаимодействие придают любому
социуму необходимую динамику, определяющую
его развитие.
Таким образом, элементы
природы, индивиды, социальные группы
и культурные универсалии в процессе саморазвития
и взаимодействия между собой создают
сложную, самонастраивающуюся, динамическую
систему – человеческое общество.
Список используемой литературы:
Петрович М. В., Брасс
А. А. Управление организацией:
Словарь-справочник/ — Минск, 2009.
См. Гециу И. И. «О разуме человека»,
СПб, изд-во «Алетейя», 2010 г.
Маннгейм К. Идеология и утопия //Диагноз нашего времени. М., 1994. C. 77.
Теннис Ф. Общность
и общество // Социологический журнал.
1998. № 3-4. С. 226.