Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:38, контрольная работа
Во всем мире, и в России, в том числе, много очагов напряженности, сопровождающихся активными боевыми действиями. Всё большее число военнослужащих вовлекается в решение этих конфликтов, участвует в боях. Опыт боевых действий свидетельствует, что войска, наряду с физическими потерями, несут ощутимые психологические потери. Они связаны с получением военнослужащими боевых психических травм, которые в свою очередь приводят к расстройствам психической деятельности, полной или частичной потере боеспособности. Мировая статистика наглядно свидетельствует о растущей актуальности проблемы психологических потерь в процессе боевых операций. В психологической реабилитации нуждается более 13 тысяч военнослужащих, проходящих службу в МВД РФ, и около 26 тысяч бывших военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, 25% из них необходимы длительные реабилитационные мероприятия.1
Введение..................................................................................................................3
Общие психологические последствия участия в боевых действиях.................................................................................................................4
Социальная реабилитация участников вооруженных конфликтов.............................................................................................................8
Методы и техники, применяемые в работе с участниками боевых действий.................................................................................................................12
Заключение.............................................................................................................18
Список использованных источников...................................................................20
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Общие психологические
последствия участия в боевых
действиях.....................
Социальная реабилитация участников
вооруженных конфликтов........
Методы и техники, применяемые в
работе с участниками боевых действий......................
Заключение....................
Список использованных
источников....................
ВВЕДЕНИЕ
Во всем мире, и в России, в том числе, много очагов напряженности, сопровождающихся активными боевыми действиями. Всё большее число военнослужащих вовлекается в решение этих конфликтов, участвует в боях. Опыт боевых действий свидетельствует, что войска, наряду с физическими потерями, несут ощутимые психологические потери. Они связаны с получением военнослужащими боевых психических травм, которые в свою очередь приводят к расстройствам психической деятельности, полной или частичной потере боеспособности. Мировая статистика наглядно свидетельствует о растущей актуальности проблемы психологических потерь в процессе боевых операций. В психологической реабилитации нуждается более 13 тысяч военнослужащих, проходящих службу в МВД РФ, и около 26 тысяч бывших военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, 25% из них необходимы длительные реабилитационные мероприятия.1
Всё это делает актуальной, теоретически и практически значимой задачу разработки целостной концепции и технологии психологической реабилитации участников войны, и, прежде всего, инвалидов и раненых.
Общие психологические последствия участия в боевых действиях
Воздействие войны на сознание сражающихся изучалось военными психологами еще в начале XX в. «Острые впечатления или длительное пребывание в условиях интенсивной опасности, – отмечал Р.К. Дрейлинг, – так прочно деформируют психику у некоторых бойцов, что их психическая сопротивляемость не выдерживает, и они становятся не бойцами, а пациентами психиатрических лечебных заведений...».2
По экспертным оценкам военных медиков, на психогенных расстройствах в российской армии сказывается современная специфика, связанная с тяжелой общественно-политической и экономической ситуацией в нашей стране: кризис социальных ценностей, тяжелое положение армии, падение материального уровня жизни и бытовая неустроенность офицерского состава, неуверенность в завтрашнем дне, криминогенная ситуация в войсках, падение престижа военной службы и т.п. Всё это неизбежно ведет к увеличению числа психических расстройств среди военнослужащих.3
В обычной мирной жизни оказывается невостребованным экстремальный опыт участников войны, от которого они отказаться не могут, в соответствии с принципом необратимости развития психики. Армейская дисциплина, необходимость беспрекословного выполнения приказа, подчинения старшим по званию, конечно же, ведут к подавлению личной свободы. Однако экстремальные условия войны вырабатывают в рамках этой жесткой военной системы и такие качества, как решительность, инициативность, находчивость, способность к самостоятельным действиям в сложных обстоятельствах – ведь выживает тот, чья реакция окажется быстрее, а принятое решение будет наиболее адекватным конкретной ситуации. Здесь возникает психологическое противоречие: послушный исполнитель, привыкший к армейскому распорядку и обеспечению всем необходимым, плохо приспособленный к жизни на гражданке (что особенно заметно при массовых послевоенных мобилизациях), в то же время нередко является сильной, волевой, независимой личностью, сознающей свою значимость, обладающей весьма специфическим опытом и особой системой взглядов. В мирной обстановке такие люди оказываются неудобными для начальства именно своей самостоятельностью, смелостью и фронтовым максимализмом, т.е. теми качествами, которые помогли им уцелеть на войне. Жизненный опыт тех, кто прошел войну, сложен, противоречив, жесток. Прямым следствием этого становится конфликтное поведение человека в социальной среде: неспособность принять новые правила игры, нежелание идти на компромиссы, попытки разрешить споры мирного времени привычными силовыми методами. Многим фронтовикам трудно сдержаться, проявить гибкость, отказаться от привычки чуть что хвататься за оружие – в прямом или в переносном смысле. Возвращаясь домой, бывшие солдаты подходят к мирной жизни с фронтовыми мерками и переносят военный способ поведения на мирную почву, хотя в глубине души понимают, что это недопустимо. Некоторые начинают приспосабливаться, стараясь не выделяться из общей массы. Другим это не удается, и они остаются «бойцами» на всю жизнь.4
Душевные надломы, срывы, ожесточение, непримиримость, повышенная конфликтность, с одной стороны, усталость, апатия – с другой – эти естественные реакции организма на последствия длительного физического и нервного напряжения, испытанного в боевой обстановке, становятся характерными признаками так называемых фронтовых (потерянных) поколений.5
Особо трудным возвращение к мирной жизни оказывается и для тех, кто до войны не имел никакой гражданской профессии и, вернувшись с фронта, почувствовал себя лишним, никому не нужным. Пройдя суровую школу жизни, имея боевые заслуги, вдруг оказаться ни на что не годным или учиться заново с теми, кто значительно младше по возрасту (а главное — по жизненному опыту), – это болезненный удар по самолюбию.
Согласно результатам
Согласно исследованиям, основными проблемами бывших солдат являются страх (57 %), демонстративность поведения (50 %), агрессивность (58,5 %) и подозрительность (75,5 %). К их поведенческим особенностям относятся конфликтность в семье, с родственниками, коллегами по работе, вспышки гнева, злоупотребление алкоголем и наркотиками. Кроме того, отмечается неустойчивость психики, при которой даже самые незначительные потери, трудности толкают человека на самоубийство; особые виды агрессии; боязнь нападения сзади; чувство вины за то, что остался жив; идентификация себя с убитыми. Для участников боевых действий характерны также эмоциональная напряженность и эмоциональная обособленность, повышенная раздражительность и агрессивность, беспричинные вспышки гнева, приступы тревоги.
К другим психическим явлениям, присутствующим у ветеранов войн, относятся состояние пессимизма, ощущение заброшенности другими; недоверие к другим людям, неспособность говорить о войне; потеря смысла жизни; неуверенность в своих силах; ощущение нереальности того, что происходило на войне; ощущение того, что ты погиб на войне; ощущение неспособности влиять на ход событий; неспособность быть открытым в общении с другими людьми; потребность иметь при себе оружие; неприятие ветеранов других войн; негативное отношение к представителям власти; желание выместить на ком-либо злость за то, что был послан на войну, и за всё, что там происходило; отношение к женщинам только как к объекту сексуального удовлетворения; потребность участвовать в опасных «приключениях».7
Война еще долго оказывает свое влияние на участников боевых действий. Поэтому следует обратить особое внимание на необходимость проведения психосоциальной работы с ними. Медико-психологическая реабилитация и социальная поддержка должны являться основными направлениями работы с данной категорией населения.
Социальная реабилитация участников вооруженных конфликтов
Социальная реабилитация, как комплекс мер, направлена на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье и дееспособности. Важнейшими задачами социальной реабилитации военнослужащих – участников военных конфликтов являются обеспечение им социальных гарантий, контроль над реализацией социальных льгот, правовая защита, формирование позитивного общественного мнения и вовлечение военнослужащих в систему социальных отношений.8
С лицами, вернувшимися из горячих точек необходимо проводить комплекс реабилитационных мероприятий, включающих медицинскую, профессиональную, социальную и психологическую реабилитацию.
Медико-психологическая реабилитация предполагает мобилизацию психологических возможностей военнослужащих в преодолении последствий ранений, травм, инвалидизации, купирование болевых ощущений, психологическую подготовку пострадавших к операциям и в послеоперационный период.
Профессионально-
Социально-психологическая реабилитация ориентируется на создание вокруг ветеранов боевых действий реабилитирующей социальной среды. Несомненно, получение ранения в ходе боевых действий является дополнительным фактором, затрудняющим социально-психологическую адаптацию военнослужащих. Отмечено, что симптоматика ПТСР среди раненых и инвалидов значительно выше (до 42%), чем среди физически здоровых ветеранов. Таким образом, ветераны локальных вооруженных конфликтов, получившие в ходе боевых действий серьезные ранения, являются группой, неблагополучной в социально-психологическом отношении. Эта группа населения характеризуется более высоким уровнем различных девиаций, таких как алкогольная и наркотическая зависимость, правонарушения, суицидальное поведение.
Для военнослужащих, ставших инвалидами в горячих точках, наряду с реализацией принципа безбарьерной архитектуры в градостроительстве и транспорте (бордюры, аппарели, лифты и др.) должен быть реализован принцип «безбарьерных» отношений в обществе.
Психологическая реабилитация решает широкий круг задач психологической помощи участниками боевых действий. И, прежде всего, таких как:
То есть, по существу целью психологической реабилитации ставится восстановление психического здоровья и эффективного социального поведения.
Психологическая помощь военнослужащим – участникам боевых действий должна включать несколько направлений:
1. Диагностика синдрома социально
2. Психологическое
3. Психокоррекционная работа. Психологическая коррекция – это деятельность по исправлению тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют норме. Квалифицированная психотерапевтическая помощь необходима тем военнослужащим, у которых отмечаются резко выраженные и запущенные нарушения адаптации (депрессия, алкоголизм, девиантное поведение и т. д.).
Информация о работе Общие психологические последствия участия в боевых действиях