Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:38, контрольная работа
Во всем мире, и в России, в том числе, много очагов напряженности, сопровождающихся активными боевыми действиями. Всё большее число военнослужащих вовлекается в решение этих конфликтов, участвует в боях. Опыт боевых действий свидетельствует, что войска, наряду с физическими потерями, несут ощутимые психологические потери. Они связаны с получением военнослужащими боевых психических травм, которые в свою очередь приводят к расстройствам психической деятельности, полной или частичной потере боеспособности. Мировая статистика наглядно свидетельствует о растущей актуальности проблемы психологических потерь в процессе боевых операций. В психологической реабилитации нуждается более 13 тысяч военнослужащих, проходящих службу в МВД РФ, и около 26 тысяч бывших военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, 25% из них необходимы длительные реабилитационные мероприятия.1
Введение..................................................................................................................3
Общие психологические последствия участия в боевых действиях.................................................................................................................4
Социальная реабилитация участников вооруженных конфликтов.............................................................................................................8
Методы и техники, применяемые в работе с участниками боевых действий.................................................................................................................12
Заключение.............................................................................................................18
Список использованных источников...................................................................20
4. Обучение навыкам саморегуляции (приемам снятия напряженности с помощью релаксации, аутотренинга и другим методам).
5. Социально-психологические тренинги с целью повышения адаптивности военнослужащего и его личностного развития.11
В определенных реабилитационных мерах (прежде всего в психологической помощи) нуждаются также члены семей участников боевых действий, которые сами находились в психотравмирующей ситуации, ожидая ежедневно страшной вести. Говоря о работе с семьями участников боевых действий, выделяют два аспекта: а) работу с ними как с одним из наиболее важных и значимых факторов психореабилитации и психологической помощи вернувшимся с войны; б) оказание непосредственной психологической помощи самим членам семей воевавших.12
Средством реабилитации таких семей могут быть специальные центры социально-психологической адаптации участников войн и локальных конфликтов, а также клубы родственников лиц, прошедших через военные действия.
Итак, основными направлениями социальной реабилитации участников боевых действий являются медицинская, профессиональная и психологическая реабилитация. Работа с лицами, вернувшимися из горячих точек, должна включать в себя как психологическую помощь, так и социальную поддержку. Лица, у которых отмечаются реакции дезадаптации, нуждаются в медико-психологической помощи, в специальных мероприятиях психокоррекции и психотерапии.
Методы и техники, применяемые в работе с участниками военных конфликтов
В работе с лицами, вернувшимися из горячих точек, могут быть использованы следующие методы коррекции посттравматических состояний:
1. Метод рациональной
2. Дебрифинг стресса критических ситуаций (психологический дебрифинг) – экстремальная работа с посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР).13 Дебрифинг проводится с группами до 15 военнослужащих, совместно пережившими психотравмирующее событие в ближайшие 48 часов после его окончания с целью коррекции психического состояния и предупреждения развития синдрома посттравматического стресса. Задачи дебрифинга – дать возможность каждому участнику выразить свои переживания и реакции и оценить их характер, психологическая поддержка каждого участника группой, мобилизация ресурсов на преодоление стресса, условия для самовыражения и обретения уверенности в себе. Дебрифинг помогает лучше понять природу травматического стресса, его симптомы, овладеть способами эффективного их преодоления, предупредить возможность возникновения отсроченных отрицательных последствий.14
3. Методы психической
4. Метод личностно-ориентированной психокоррекции. Его основой является то, что человек сам ответственен за сделанный выбор, и если он выбирает быть несчастным и жить в прошлом, то это его право. Основная цель психокоррекционной работы при таком подходе заключается в изменении отношений пострадавшего к наличию в его жизни психотравмирующей ситуации. 15
Все методы ориентированы на:
1. Осознание и осмысление тех событий, которые послужили причиной актуального психического состояния;
2. Отреагирование переживаний, связанных с воспоминаниями о психотравмирующих событиях боевой деятельности;
3. Принятие случившегося как неотъемлемой части жизненного опыта;
4. Актуализацию совладающего поведения, необходимого для преодоления негативных последствий боевого стресса и реадаптации к изменившимся внутренним и внешним условиям жизнедеятельности.16
После начальных этапов индивидуальной психотерапии необходимо подключение групповых форм. Их психотерапевтическими целями являются: 1) эмоциональная стимуляция, социальная активация и налаживание коммуникаций; 2) выработка адекватных стереотипов поведения, тренировка общения и повышение социальной уверенности; 3) достижение правильного представления о болезни и нарушениях поведения, коррекция установок и отношений и оптимизация общения; 4) раскрытие содержательной стороны психологического конфликта, перестройка системы отношений и выработка адекватных форм психологической компенсации.
Г.В. Старшенбаум в качестве показаний для групповой кризисной психотерапии выделяет следующие:
1) Выраженная потребность
в психологической поддержке
и практической помощи, установлении
высокозначимых отношений взаме
2) Готовность обсуждать
свои проблемы в группе, рассматривать
и воспринимать мнение
Основное значение в групповой психотерапии придается таким факторам, как: эмоциональная поддержка, сплоченность, универсальность, идентификация, самоуправление, эмоциональное огреагирование.
Группы являются преимущественно открытыми, т. е. на место закончивших лечение пациентов поступают новые. Открытость группы помогает созданию у пациентов оптимистической лечебной перспективы, обучает конструктивным способам адаптации, познанию себя и других, знанию причин болезненных расстройств, формированию более эффективных когнитивных схем. Поощряется общение участников группы вне занятий, их социализация, в то время как в традиционной групповой психотерапии запрещается обсуждать за пределами группы то, что происходит внутри.
Основным методом групповой кризисной психотерапии является проблемная дискуссия биографической и тематической направленности. В последующем больший удельный вес начинают занимать тренинговые методики с использованием поведенческих процедур ролевого тренинга, психодрамы с разыгрыванием ролевых ситуаций. В фазе окончания групповой кризисной психотерапии суммируются терапевтические достижения пациента, подкрепляется его уверенность в возможности реализовать намеченные планы.18
В работе с военнослужащими, получившими ранения и ставшими инвалидами, могут использоваться методы, как групповой, так и индивидуальной психотерапии. Наиболее эффективной является следующая программа:
1. Установление
2. Работа с болью.
Снятие болевых ощущений. Основными
методами этой работы являются:
телесно-ориентированная
3. Работа со страхами:
а) с присущими всем страхами: за свою жизнь перед операциями; за свою жизнь в будущем; страхом предстоящей новой боли при перевязках и операциях; страх ампутации и невозможности дальнейшего полноценного существования, будущей, инвалидности.
б) с индивидуальными страхами: страх быть убитым во время сна; страх заснуть из-за повторяющихся кошмарных снов; страх преследования. Основные методы работы: техники НЛП, телесно-ориентированной психотерапия.
4. Восстановление смысла жизни. Для тех, у кого нет желания жить, фрустрированных, депрессивных раненых. Методы: духовные практики, логотерапия.
5. Обретение нового
смысла жизни. Принятие
Для решения задач психологической реабилитации необходимым является обучение участников методам психической саморегуляции, и практическое выполнение их в психотерапевтических целях.
В процессе осуществления реабилитационных мероприятий с инвалидами войны было выявлено, что одной из наиболее острых проблем участников является переживание болевых ощущений. В ходе её купирования были практически апробированы методики «Рисунок боли», «Образ боли», «Контекст», «Перегрузка» и др.
Прием «Рисунок боли» предполагает в момент эскалации болевого ощущения детальное изображение образа боли на бумаги. Психологическим механизмом купирования боли является отвлечение внимания от болевого ощущения.
Прием «Образ боли» предполагает работу с субмодальностями – качествами образа боли – последовательное изменение таких качеств образа боли, как температура, цвет, материал от неприятных до приятных. На последнем этапе целесообразно представить боль. Например, в виде воздушного шара, улетающего от болезненного места.
Прием «Перегрузка» предполагает во время переживания боли детально описывать все находящиеся в помещении предметы, последовательно перемещаясь из угла в угол.
Прием «Контекст» предполагает представление такого контекста переживания боли, в которой человек перестает о ней думать, например, при переживании болевого ощущения следует представить ситуацию чрезвычайной опасности (появление в комнате тигра). Важно рефлекторно закрепить («заякорить») болевое ощущение с ситуацией опасности.20
Для избавление от ночных кошмаров применяются приемы «Рисунок сна», «Рассказ о сне», «Диалог со сном», «Модификация сна», «Завершение сна» и др. Главным корректирующим механизмом в этих приемах является инсайт – выход на понимание «функции» сна, его признание и прощание с ним.
Прием «Рисунок сна» состоит в детальной прорисовке сна и «понимании» его с позиции «художника».
Прием «Рассказ о сне» предполагает детальную вербализацию сна с выходом на понимание его «миссии» в жизни ветерана.
Прием «Модификация сна» заключается в таком изменении деталей сна, которые делают его не травмирующим. Например, в наложении на сон успокаивающей музыки.
Прием «Завершение сна» предполагает такое его мысленное окончание, которое разрешает психологическую проблему, например, представить, что сон, на самом деле – съемка фильма, и она благополучно завершена.21
Таким образом, методики
саморегуляции состояний
Итак, сегодня современная медицина и психологическая наука могут предложить большой выбор техник и методик психотерапевтической и психологической помощи участникам боевых действий. К ним можно отнести методы коррекции посттравматических состояний: метод рациональной психокоррекции, психологический дебрифинг, методы психической саморегуляции («Рисунок боли», «Выдыхание боли», «Образ боли», «Контекст», «Перегрузка», «Рассказ о сне», «Модификация сна» и др.), метод личностно-ориентированной психокоррекции. Групповая психотерапия также рассматривается как один из основных методов оказания психологической помощи лицам, перенесшим психотравмирующий стресс на войне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, любая война и участие в ней оказывают мощное воздействие на сознание и психику людей, подвергая их серьезным качественным изменениям, которые могут колебаться от ярко выраженных форм до внешне малозаметных, скрытых, как бы «отложенных» во времени реакций.
Нарушения, развивающиеся
после пережитой
Посттравматический стресс – психическое заболевание, которое возникает вследствие тяжелых потрясений или физически травмирующих событий (например, участия в боевых действиях). Характерными признаками служат повторное переживание травмы, психическое оцепенение и повышенная возбудимость. Те, кому ставят диагноз ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), становятся инвалидами. Человек не может сам справиться с этим недугом, а если ему никто не помогает, появляется алкоголь, наркотики. ПТСР часто вызывает депрессию и приводит к самоубийству или к убийствам.
Мероприятия общей психосоциальной реабилитации должны проводиться структурами по работе с личным составом в комплексе со специальными мероприятиями психологической, медицинской, социальной реабилитации, проводимыми подготовленными психологами, медиками, социальными работниками.
Необходимо разрабатывать и осуществлять мероприятия социально-психологической и социально-профессиональной адаптации данной категории лиц с выделением их в особую группу социального риска. Нужно создавать организационные структуры, непосредственно занятые проблемами участников боевых действий; оказывать содействие уже существующим организациям ветеранов боевых действий, предусмотреть систему психологической и психотерапевтической помощи, ввести ряд льгот.
Информация о работе Общие психологические последствия участия в боевых действиях