Общие психологические последствия участия в боевых действиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:38, контрольная работа

Описание работы

Во всем мире, и в России, в том числе, много очагов напряженности, сопровождающихся активными боевыми действиями. Всё большее число военнослужащих вовлекается в решение этих конфликтов, участвует в боях. Опыт боевых действий свидетельствует, что войска, наряду с физическими потерями, несут ощутимые психологические потери. Они связаны с получением военнослужащими боевых психических травм, которые в свою очередь приводят к расстройствам психической деятельности, полной или частичной потере боеспособности. Мировая статистика наглядно свидетельствует о растущей актуальности проблемы психологических потерь в процессе боевых операций. В психологической реабилитации нуждается более 13 тысяч военнослужащих, проходящих службу в МВД РФ, и около 26 тысяч бывших военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, 25% из них необходимы длительные реабилитационные мероприятия.1

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Общие психологические последствия участия в боевых действиях.................................................................................................................4
Социальная реабилитация участников вооруженных конфликтов.............................................................................................................8
Методы и техники, применяемые в работе с участниками боевых действий.................................................................................................................12
Заключение.............................................................................................................18
Список использованных источников...................................................................20

Файлы: 1 файл

Психосоциальная работа.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

4. Обучение навыкам  саморегуляции (приемам снятия  напряженности с помощью релаксации, аутотренинга и другим методам). 

5. Социально-психологические тренинги с целью повышения адаптивности военнослужащего и его личностного развития.11

В определенных реабилитационных мерах (прежде всего в психологической помощи) нуждаются также члены семей участников боевых действий, которые сами находились в психотравмирующей ситуации, ожидая ежедневно страшной вести. Говоря о работе с семьями участников боевых действий, выделяют два аспекта: а) работу с ними как с одним из наиболее важных и значимых факторов психореабилитации и психологической помощи вернувшимся с войны; б) оказание непосредственной психологической помощи самим членам семей воевавших.12

Средством реабилитации таких семей могут быть специальные центры социально-психологической адаптации участников войн и локальных конфликтов, а также клубы родственников лиц, прошедших через военные действия.

Итак, основными направлениями  социальной реабилитации участников боевых действий являются медицинская, профессиональная и психологическая реабилитация. Работа с лицами, вернувшимися из горячих точек,  должна включать в себя как психологическую помощь, так и социальную поддержку. Лица, у которых отмечаются реакции дезадаптации, нуждаются в медико-психологической помощи, в специальных мероприятиях психокоррекции и психотерапии.

 

 

 

 

 

 

 Методы и техники, применяемые в работе с участниками военных конфликтов

 

В работе с лицами, вернувшимися из горячих точек, могут быть использованы следующие  методы  коррекции посттравматических состояний:

1. Метод рациональной психокоррекции. В основе его лежит правильная, доступная пониманию человека трактовка характера и причин возникновения травматического стресса. Основные методики: разъяснение, внушение, логическая аргументация, эмоциональное воздействие авторитетом. Цель коррекционной работы – разъяснение человеку характера, причин, механизмов постстрессовых состояний с тем, чтобы убедить его, что такие состояния являются нормальной, естественной реакцией человека на ненормальные обстоятельства.

2. Дебрифинг стресса критических ситуаций (психологический дебрифинг) – экстремальная работа с посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР).13 Дебрифинг проводится с группами до 15  военнослужащих,  совместно пережившими психотравмирующее событие в ближайшие 48 часов после его окончания с целью коррекции психического состояния и предупреждения развития синдрома посттравматического стресса. Задачи дебрифинга – дать возможность каждому участнику выразить свои переживания и реакции и оценить их характер, психологическая поддержка каждого участника группой, мобилизация ресурсов на преодоление стресса, условия для самовыражения и обретения уверенности в себе. Дебрифинг помогает  лучше  понять   природу   травматического стресса, его симптомы,  овладеть способами эффективного их преодоления, предупредить возможность возникновения отсроченных  отрицательных последствий.14

3. Методы психической саморегуляции.  Нервно-мышечная релаксация, аутогенная  тренировка, гипносуггестивная терапия с элементами саморегуляции особенно нужны на ранних этапах развития травматического стресса, когда наблюдаются симптомы нарушения баланса вегетативной нервной системы: нарушения сна, тремор конечностей, головные боли, общая мышечная скованность и т. д.

4. Метод личностно-ориентированной психокоррекции. Его основой является то, что человек сам ответственен за сделанный выбор, и если он выбирает быть несчастным и жить в прошлом, то это его право. Основная цель психокоррекционной работы при таком подходе заключается в изменении отношений пострадавшего к наличию в его жизни психотравмирующей ситуации. 15

Все методы ориентированы на:

1. Осознание и осмысление тех событий, которые послужили причиной актуального психического состояния;

2. Отреагирование переживаний, связанных с воспоминаниями о психотравмирующих событиях боевой деятельности;

3. Принятие случившегося как неотъемлемой части жизненного опыта;

4. Актуализацию совладающего поведения, необходимого для преодоления негативных последствий боевого стресса и реадаптации к изменившимся внутренним и внешним условиям жизнедеятельности.16

После начальных этапов индивидуальной психотерапии необходимо подключение групповых форм. Их психотерапевтическими целями являются: 1) эмоциональная стимуляция, социальная активация и налаживание коммуникаций; 2) выработка адекватных стереотипов поведения, тренировка общения и повышение социальной уверенности; 3) достижение правильного представления о болезни и нарушениях поведения, коррекция установок и отношений и оптимизация общения; 4) раскрытие содержательной стороны психологического конфликта, перестройка системы отношений и выработка адекватных форм психологической компенсации.

Г.В. Старшенбаум в качестве показаний для групповой кризисной психотерапии  выделяет следующие:

1) Выраженная потребность  в психологической поддержке  и практической помощи, установлении  высокозначимых отношений взамен утраченных, необходимость создания жизненной оптимистичной перспективы, разработки и опробования новых способов адаптации;

2) Готовность обсуждать  свои проблемы в группе, рассматривать  и воспринимать мнение участников  группы с целью терапевтической  перестройки, необходимой для  разрешения стрессовой ситуации  и профилактики ее рецидива  в будущем.17

Основное значение в групповой психотерапии придается таким факторам, как: эмоциональная поддержка, сплоченность, универсальность, идентификация, самоуправление, эмоциональное огреагирование.

Группы являются преимущественно  открытыми, т. е. на место закончивших  лечение пациентов поступают новые. Открытость группы помогает созданию у пациентов оптимистической лечебной перспективы, обучает конструктивным способам адаптации, познанию себя и других, знанию причин болезненных расстройств, формированию более эффективных когнитивных схем. Поощряется общение участников группы вне занятий, их социализация, в то время как в традиционной групповой психотерапии запрещается обсуждать за пределами группы то, что происходит внутри.

Основным методом групповой  кризисной психотерапии является проблемная дискуссия биографической и тематической направленности. В последующем больший удельный вес начинают занимать тренинговые методики с использованием поведенческих процедур ролевого тренинга, психодрамы с разыгрыванием ролевых ситуаций. В фазе окончания групповой кризисной психотерапии суммируются терапевтические достижения пациента, подкрепляется его уверенность в возможности реализовать намеченные планы.18

В работе с военнослужащими, получившими ранения и ставшими инвалидами, могут использоваться методы, как групповой, так и индивидуальной психотерапии. Наиболее эффективной является следующая программа:

1. Установление психотерапевтических  отношений. И  именно на базе  установления таких теплых, дружеских,  поддерживающих терапевтических  отношений  и  должна строиться дальнейшая психореабилитационная работа.

2. Работа с болью.  Снятие болевых ощущений. Основными  методами этой работы являются: телесно-ориентированная психотерапия, техники НЛП, медитации, релаксационной  техники с музыкальным оформлением.

3.   Работа со  страхами:

а) с присущими всем страхами: за свою жизнь перед операциями; за свою жизнь в будущем; страхом  предстоящей новой боли при перевязках и операциях; страх ампутации и невозможности дальнейшего полноценного существования, будущей, инвалидности.

б) с индивидуальными  страхами: страх быть убитым во время сна; страх заснуть из-за повторяющихся  кошмарных снов; страх преследования. Основные методы работы: техники НЛП, телесно-ориентированной психотерапия.

4. Восстановление смысла  жизни. Для тех, у кого нет желания жить, фрустрированных, депрессивных раненых. Методы: духовные практики, логотерапия.

5. Обретение нового  смысла жизни. Принятие ранеными  смысла их боевой деятельности  и гибели их друзей. Методы: логотерапия,  сказкотерапия, библио- и кинотерапия, встречи с «афганцами», знакомство с «военной» субкультурой (стихи, песни).19

Для решения задач  психологической реабилитации необходимым является обучение участников методам психической саморегуляции, и практическое выполнение их в психотерапевтических целях.

В процессе осуществления  реабилитационных мероприятий с  инвалидами войны было выявлено, что  одной из наиболее острых проблем  участников является переживание болевых ощущений. В ходе её купирования были практически апробированы методики «Рисунок боли», «Образ боли», «Контекст», «Перегрузка» и др.

Прием «Рисунок боли»  предполагает в момент эскалации  болевого ощущения детальное изображение  образа боли на бумаги. Психологическим  механизмом купирования боли является отвлечение внимания от болевого ощущения.

Прием «Образ боли» предполагает работу с субмодальностями – качествами образа боли – последовательное изменение  таких качеств образа боли, как  температура, цвет, материал от неприятных до приятных. На последнем этапе  целесообразно представить боль. Например, в виде воздушного шара, улетающего от болезненного места.

Прием «Перегрузка» предполагает во время переживания боли детально описывать все находящиеся в  помещении предметы, последовательно  перемещаясь из угла в угол.

Прием «Контекст» предполагает представление такого контекста переживания боли, в которой человек перестает о ней думать, например, при переживании болевого ощущения следует представить ситуацию чрезвычайной опасности (появление  в комнате тигра). Важно рефлекторно закрепить («заякорить») болевое ощущение с ситуацией опасности.20

Для избавление от ночных кошмаров применяются приемы «Рисунок сна», «Рассказ о сне», «Диалог со сном», «Модификация сна», «Завершение сна» и др. Главным корректирующим механизмом в этих приемах является инсайт – выход на понимание «функции» сна, его признание и прощание с ним.

Прием «Рисунок сна» состоит  в детальной прорисовке сна и  «понимании» его с позиции  «художника».

Прием «Рассказ о сне» предполагает детальную вербализацию сна с выходом на понимание его «миссии» в жизни ветерана.

Прием «Модификация сна»  заключается в таком изменении  деталей сна, которые делают его  не травмирующим. Например, в наложении  на сон успокаивающей музыки.

Прием «Завершение сна» предполагает такое его мысленное  окончание, которое разрешает психологическую проблему, например, представить, что сон, на самом деле – съемка фильма, и она благополучно завершена.21

Таким образом, методики саморегуляции состояний направлены на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния и преодолению стресса. По своему содержанию и направленности эти методы являются формами активного самовоздействия.

Итак, сегодня современная медицина и психологическая наука могут предложить большой выбор техник и методик психотерапевтической и психологической помощи участникам боевых действий. К ним можно отнести методы коррекции посттравматических состояний: метод рациональной психокоррекции, психологический дебрифинг, методы психической саморегуляции («Рисунок боли», «Выдыхание боли», «Образ боли», «Контекст», «Перегрузка», «Рассказ о сне», «Модификация сна» и др.), метод личностно-ориентированной психокоррекции. Групповая психотерапия также рассматривается как один из основных методов оказания психологической помощи лицам, перенесшим психотравмирующий стресс на войне.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, любая война и участие в ней оказывают мощное воздействие на сознание и психику людей, подвергая их серьезным качественным изменениям, которые могут колебаться от ярко выраженных форм до внешне малозаметных, скрытых, как бы «отложенных» во времени реакций.

Нарушения, развивающиеся  после пережитой психологической  травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия) и приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у членов их семей.

Посттравматический стресс  – психическое заболевание, которое возникает вследствие тяжелых потрясений или физически травмирующих событий (например, участия в боевых действиях). Характерными признаками служат повторное переживание травмы, психическое оцепенение и повышенная возбудимость. Те, кому ставят диагноз ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), становятся инвалидами. Человек не может сам справиться с этим недугом, а если ему никто не помогает, появляется алкоголь, наркотики. ПТСР часто вызывает депрессию и приводит к самоубийству или к убийствам.

Мероприятия общей психосоциальной реабилитации должны проводиться структурами по работе с личным составом в комплексе со специальными мероприятиями психологической, медицинской, социальной реабилитации, проводимыми подготовленными психологами, медиками,   социальными работниками.

Необходимо разрабатывать  и осуществлять мероприятия социально-психологической и социально-профессиональной адаптации данной категории лиц с выделением их в особую группу социального риска. Нужно создавать организационные структуры, непосредственно занятые проблемами участников боевых действий; оказывать содействие уже существующим организациям ветеранов боевых действий, предусмотреть систему психологической и психотерапевтической помощи, ввести ряд льгот.

Информация о работе Общие психологические последствия участия в боевых действиях