Одиночество как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:46, реферат

Описание работы

В настоящее время интерес к проблеме отчуждения и одиночества представляется вполне естественным. Это связано с характером сегодняшней социальной ситуации , которой свойственны неопределенность и нестабильность. Интенсивные изменения в политической, экономической, культурной сферах жизнедеятельности общества активно влияют на структуру межличностных отношений и самосознание человека. Переходный период (от традиционно российской коллективистической культуры - к индивидуалистической идеологии) приводит к трансформации психосоциокультурных структур, определяющих деловое и межличностное взаимодействие, ценности и социальную активность человека, его эмоциональное самочувствие.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….....3
Глава 1. Психологическая феноменология одиночества.
1.1Понятие феномена одиночества…………………………..5
1.2Психологическая характеристика одинокой личности.7
1.3Типология одиночества………..………………………10
Глава 2.Одиночество пожилых людей……………………..14
Глава 3.Матери – одиночки…………………………………18
Глава 4. Одиночество в подростковом возрасте.
4.1 Общение и обособление в ранней юности……………21
4.2 Роль раннего возраста в одиночестве взрослых……….25
Заключение…………………………………………………...28
Список используемой литературы………………………….31

Файлы: 1 файл

одиночество.docx

— 58.37 Кб (Скачать файл)

Только благодаря недюжинному  терпению женщина может ежедневно  нести на себе сразу несколько  ролей и обязанностей. Ей приходится теперь не только выполнять повседневные женские обязанности (стирать, убирать, готовить и т. п.), но и, кроме того, подчас работать уже не на одной, а на двух или трех работах, перебегая из одной организации в другую. Возвращение вечером домой приносит новые хлопоты: надо проверить уроки у младших детей, а также найти возможность поговорить по душам со старшими, вникая в их переживания и проблемы. Все проконтролировать, всех подбодрить, направить и, если нужно, поругать, потом утешить – и при этом самой остаться жизнерадостной и веселой! Свою усталость, свою боль, свое страдание женщине приходится скрывать, прятать от детей, лишь изредка позволяя себе выплакать в молитве тревогу о настоящем и будущем неполной семьи.

Кроме того, женщина после  развода должна быть еще и семи пядей во лбу. Можно сказать, что  она должна выйти за грань своих  естественных способностей, так как  склонность к размышлению и рассуждению  скорее свойственна мужчинам. Теперь, живя в неполной семье, женщина не может позволить себе сугубо эмоциональный  подход к делу, так как за всякое опрометчивое решение, принятое ею, будут расплачиваться дети. 
К числу таких опрометчивых решений, например, относится стремление во что бы то ни стало вновь устроить свою личную жизнь. Настойчивые поиски нового мужа часто приводят ситуацию, и без того очень сложную, на грань психологической катастрофы: находится новый муж, который совершенно не готов проявить великодушие и взять на свои плечи воспитание чужих детей. Вторгаясь в неполную семью, новый "мамин муж" зачастую становится жестоким тираном для детей. Как правило, второй брак, заключенный по соображениям эмоциональным, становится для женщины и ее детей непереносимым испытанием.

 

 

 

 

Глава 4. Одиночество в подростковом возрасте.

4.1  Общение  и  обособление в ранней  юности.

Социальная ситуация сегодняшнего дня создает предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит изменение подростковой субкультуры. Являясь одной из наименее адаптированных и социально не защищенных групп, подростки не могут не нести на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности, тревожности. Результатом этого стал выход  на первый план, в ряду прочих социально-педагогических и психолого-педагогических проблем, проблемы подросткового одиночества. 
Психологи выделяют несколько групп факторов, способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте. 
Первая группа. Это некоторые особенности данного возрастного периода. Прежде всего, развитие рефлексии, которая порождает потребность подростка познать себя как личность, понять себя на уровне собственных требований к самому себе. Играют свою роль в возникновении  одиночества в подростковом возрасте и типичные для этого периода возрастные кризисы: кризис идентичности и самооценки.

Другую группу факторов составляют личностные особенности подростка: застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или  другим, нереалистичные ожидания и  представления о любви, дружбе и общении и т. п.

Выделяются и социальные факторы, приводящие к одиночеству: неприятие подростка группой  сверстников (социальное отношение), разрыв дружеских отношений или отсутствие круга общения и близких друзей, что может  быть следствием как личностных особенностей подростка, так и результатом влияния ситуативных причин: переезда на новое место жительства и смены школы. 
Как новую группу выделяют факторы, связанные с семьёй подростка, в том числе с типом семейного воспитания. Дисгармоничные взаимоотношения в семье (частые конфликты, низкая культура общения, отсутствие уважения и доверия между членами семьи, физическое насилие) формируют представления о межличностных отношениях как непредсказуемых и опасных, которых лучше избегать.

Следует также отметить, что влияние одиночества на подростка  зависит и от длительности переживания.

Принято выделять три типа одиночества:

Временное одиночество (кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворённости общением межличностными отношениями)

Ситуативное одиночество (является следствием стрессовых ситуаций, смерть близкого человека, разрыв отношений и т. д.) 
Хроническое одиночество характеризуется отсутствием у человека удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности. 
Наиболее тяжкие последствия для подростков имеет хроническое одиночество, именно оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям. 
Подростковая субкультура сегодняшнего дня включает в себя целый спектр асоциальных проявлений, расценивающихся подростками как норма. Подобная тенденция указывает на изменение общего мировоззрения в среде подростков, изменение системы норм и ценностей и, как следствие,  изменение поведенческих реакций. Фактическим результатом этого является динамика индивидуальных ощущений подростка в сторону неустойчивости и негатива. Одним из наиболее острых переживаний становится ощущение одиночества.

В социальной педагогике имеется  описание многих состояний, близких  одиночеству, это, в частности, уединение , социальная отчужденность . Однако эти состояния не рассматриваются во взаимосвязи, а также в динамике. Между тем анализ подросткового одиночества позволяет выстроить четкий ряд развития многих сходных состояний, что является базой прогнозирования их социально-педагогических последствий. Детальный анализ многих психолого-педагогических и социально-педагогических проблем позволяет выявить одиночество в качестве базового состояния, на основе которого формируются конфликты, комплексы, напряжение, нарушения коммуникативной сферы.

Социальное одиночество  является результатом состояния  недостаточной социальной организованности, адаптации, а также следствием разрыва  значимых социальных связей, отношений. Психологи выделяют два вида социального  одиночества: дезадаптивный, или конфликтный, и одиночество «потери» (смерть близкого человека, развод родителей и т.п.). 
Психологическое одиночество – комплекс внутриличностных переживаний, связанный с «непохожестью», «инакостью», непризнанием, обидой, а также следствие раскола образа Я.

Характеризуя одиночество  как психологическое состояние, следует сказать о том, что  оно связано, прежде всего, с осознанием и переживанием человеком своей  обособленности и отдалённости от других людей. Болезненным переживание  одиночества становится в том  случае, если человек начинает воспринимать свою отдалённость от других как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого  тепла. Подростки, переживающие такое  одиночество, чувствуют себя оторванными  от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и  страх. Как правило, они  не удовлетворены своим общением со  сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы их понять и, при необходимости, помочь. По ряду разных причин такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению, но, остро нуждаясь в нём, бывают вовлечены в негативные или даже асоциальные группы. Часто они, наоборот, всячески избегают его, что так же может завести в опасный тупик.

Большинство авторов подчёркивают двойственность характера переживания  одиночества и его влияния  на подростка: с одной стороны, оно  обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии или даже к суициду.

Стремление быть в группе, быть «как все» в подростковом возрасте очень велико. Когда молодому человеку предлагают курить, его решение основывается на различных факторах. Один из важнейших  факторов – страх остаться в одиночестве, так как подавляющее большинство  подростковых компаний являются курящими. Сиюминутная выгода имеет значительно  больший вес, чем долговременная. На решение также влияет прежний  опыт молодого человека, полученный в  подобных ситуациях. Хорошо, если молодой  человек сам осознает все факторы  начала курения (как сиюминутные, так  и отдаленные). Тогда он сможет найти  альтернативные действия и понять собственные причины принятия решений. 
Ощущение одиночества в подростковом возрасте очень тягостно; часто оно подталкивает детей к рискованным поступкам, а иногда и к героину. Между прочим, давно замечено, что на иглу легче "подсаживаются" дети из обеспеченных, так называемых благополучных, семей, в которых сын или дочь не испытывают нужды в карманных деньгах, зато обделены душевной заботой взрослых.

«Одиночество подростков растет так же, как и одиночество  стариков, - рассказывает психолог экстренной психологической помощи «Один дома»  Елена Сухопарова. - Семь раз в  неделю к нам обращаются дети, желающие покончить с жизнью: непонимание  на всех уровнях, разлад в семье, бытовые  трудности, несчастная любовь. Частая тема - насилие в школе, драки после  уроков: ребенок не хочет жаловаться, а сам справиться с ситуацией не может. 
Собственное "Я" в подростковом возрасте возрастает до огромных размеров и заслоняет весь остальной мир. Вот и получается, что они очень-очень одиноки! Из-за одиночества у подростков возникают мысли о суициде». 
Основная причина суицида - ощущение человеком бессмысленности своего существования. Оно имеет связь с положением, в котором находится данное общество, в частности с экономической нестабильностью, идеологической неразберихой, переоценкой общественных норм морали. Что касается больших городов, к числу которых относится Москва, то здесь существует такое явление, когда человек ощущает страшное одиночество, имея массу знакомых и приятелей.

 В 13–14 лет одиночество  описывается как состояние физической  изоляции, плохого настроения, скуки,  грусти, печали, страха; в 15 лет –  как ужас , депрессия, обида, огорчение; в 16 лет – как тяжелое переживание, связанное, преимущественно, с отсутствием понимающего близкого человека.

4.2 Роль раннего возраста в одиночестве взрослых.

Длительный опыт одиночества  со своей стороны может отрицательно влиять на самооценку, делая ее более  уязвимой. Последствие одиночества  для самооценки личности ещё больше усугубляются, если одиночество связывается  с личностными характеристиками и недостатками. Если одиночество  наступает в результате утраты значимых взаимосвязей - при разводе или  вдовстве, - у индивида формируется  новое самовосприятие - новое «социальное «Я», замещающее прежнее, утраченное.

Вдовство, развод или разрыв личных отношений - наиболее распространенные социальные причины, ведущие к одиночеству. В подобных случаях оно зарождается  вследствие внезапно возникающей полной или частичной эмоционально-психологической  изоляции человека от людей, составляющих его привычный круг общения.

Не иметь любимого, друзей или семьи - значит потерпеть неудачу, по мнению общества, а зачастую и  по своему собственному мнению. Отсутствие социальных взаимосвязей - не только личное несчастье, но и социальная проблема. В соответствии со стереотипами люди, живущие обособленно, - это «одинокие  неудачники», холодные, недружелюбные  и непривлекательные. Человеку всегда неловко быть единственным «одиночкой» на вечеринке, где все парами, обедать одному в ресторане или пойти в кино в одиночку. В любой общинной культуре недостаток друзей или партнера считается социальной неудачей. Менее очевидно, но не менее важно и то, что наличие неудовлетворительных взаимоотношений - неудачный брак или неестественная дружба - также может рассматриваться как социальная неудача.

Социальные проблемы взрослого  человека - это не что иное, как  последствия проблем в подростковом возрасте. Потеря одного из родителей , в результате развода, что потом часто влечет за собой «повторение истории» или недостаток эмоционально близких доверительных отношений, родительской поддержки в детстве, плохое обращение с ребенком при воспитании (возможно даже избиение), недостаточное уделение времени при воспитании (обращение к услугам няни), могут сделать индивида более чувствительным к одиночеству в зрелом возрасте.

Восприятие мира человеком  формируется с самого первого  контакта с внешним миром (появление  на свет). С первого прикосновения  матери закладывается отношение  к миру, которое потом играет главную  роль общения человека с обществом. От всех вышеперечисленных факторов зависит возникновение чувства  одиночества и обособленности в  общении. Чтобы предотвратить подобные последствия, необходимо осознавать, как  важна роль раннего возраста в  жизни человека. Очень часто родители внушают ребенку, что «он не такой  как все, он лучше», вследствие чего следует трещина в общении  со сверстниками. Родители должны осознавать, как важно заложить ребенку, насколько  необходимым является общение со сверстниками. Обособление в раннем возрасте влечет обособление во взрослом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, превращается в характерологическую  личностную ранимость взрослого  и сохраняется в течение длительного  времени, иногда всю жизнь, заставляя  таких людей острее, чем другие, реагировать на разлуку и социальную изолированность.

Заключение.

Проблема одиночества всегда волновала  человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее  время этой проблеме посвящаются  все новые и новые работы, исследующие  сущность одиночества, причины его  возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории  людей в разные периоды жизни.

Однако в настоящее время  не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или  счастье, норма или патология. Различные  философские течения и психологические  школы рассматривают одиночество  то, как единственно возможную  основу человеческого бытия, то, как  противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то - как социальную проблему, следствие  развития современных общественных сил.

Для одних одиночество - результат  осознания человека оторванности и  конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других - активное творческое состояние, благоприятная возможность общения  с самим собой и источник силы.

Информация о работе Одиночество как социальная проблема