1. Сущность и
содержание социальной терапии
Социальная терапия тесно
связана с психотерапией, в которой
используются методы воздействия на
психику. Эти воздействия основаны
на психологических теориях и
методах и включают в себя систематические,
целенаправленные меры по оказанию помощи
лицу или группе лиц в вопросах
урегулирования чувств, импульсов, мыслей,
отношений и снятия психологических
симптомов, которые вызывают беспокойство,
дискомфорт у пациентов. Врач-психотерапевт
работает в основном с неврозами,
пограничными состояниями и другими
нервно-психическими патологиями человека.
Известны 4 основные модели
психотерапии:
— психотерапия как
метод лечения, т. е. воздействие
на соматическое и психическое
состояние клиента (медицинская
модель психотерапии);
— психотерапия как
метод манипулирования, носящий
характер инструмента и служащий
целям общественного контроля (социологическая
модель);
— психотерапия как
метод, приводящий в действие
процесс научения личности (психологическая
модель);
— психотерапия как
комплекс явлений, возникающих
в ходе взаимодействия между
людьми (философская модель).
Социальный работник
в процессе работы с индивидами
или социальными группами постоянно
сталкивается с соматическими
и психологическими проблемами,
поэтому ему необходимо владеть
основными терапевтическими и
практическими методами, применяемыми
психотерапевтами. Это помогает
ему выявить внутренние факторы
развития человека, причины и
мотивацию его поведения. На
первом этапе контакт социального
работника с клиентом осуществляется
в виде терапевтического консультирования,
беседы или совета. Для оказания
первой помощи он должен сам
проводить терапевтическую работу
или организовывать ее совместно
с другими специалистами. Если
же выявлены серьезные отклонения
в здоровье пациента, то социальный
работник рекомендует обратиться
к врачу или психотерапевту
для более полного проведения
необходимого лечения.
Реалии жизни таковы,
что клинический подход иногда
имеет весьма ограниченные возможности
и не всегда учитывает широкий
социальный контекст развития
индивида, социально-экономические,
духовно-нравственные условия его
жизнедеятельности, — поэтому
лечение подчас не может принести
заметных реальных результатов.
Иногда человеку, страдающему неопределенным
желудочным заболеванием, которому трудно
найти какое-либо медицинское объяснение,
следует задать простой вопрос: "Как
дела дома?", у него проявляются такие
чувства, эмоции и переживания, о которых
пациент, возможно, и не подозревал, но
именно в них кроется истинная причина
его тяжелого состояния. Сама жизнь содержит
порой целый ряд "терапевтических"
ситуаций, благоприятствующих нормальному
здоровью людей: счастливое детство, любовные
и дружеские взаимоотношения, удовлетворение,
получаемое от работы, вера или убеждения,
помогающие лучше понять смысл жизни и
многое другое.
Итак, термин "терапия"
все больше приобретает широкий
социальный смысл, и преимущество медиков-психотерапевтов
в применении терапевтических методов
в настоящий момент носит относительный
характер: там, где у человека есть,
были или будут нерешенные социальные
проблемы, активную роль предстоит
играть специалистам социальной работы.
Именно специалист
в области социальной работы,
овладев современной технологией
терапевтического воздействия, способен
преодолеть узкую трактовку причин
соматических и психических недугов.
Воспринимая человека целостно
как индивидуальную самоценность,
с его переживаниями, проблемами
и трудностями, социальный работник
имеет возможность творчески
использовать лучшие, апробированные
методы в своей практике, сделать
терапевтическую помощь более
действенной и гуманной.
В настоящее время
имеется несколько направлений
социальной работы, которые основываются
на различных функциональных
подходах.
Первый подход, который
применяют социальные работники
многих западных стран, основывается
на лечебной функции социальной
работы. Так, в США социальные
работники часто работают в
клиниках и центрах психического
здоровья, где придерживаются ориентации
на индивидуальное лечение. Роль
социального работника как специалиста
заключается в оказании помощи
клиенту в решении его общих
проблем совместно с медиками.
Второй подход в
социальной работе — социальное
развитие. Эта модель предполагает
включение клиента в активную
групповую деятельность, например,
для решения социальных проблем
по месту жительства, на работе
и т.д. Деятельность таких групп
рассматривается как процесс
"совместного развития", положительно
влияющий на социальное здоровье
клиентов.
Третий подход в
социальной работе — основан
на функции отстаивания интересов
клиента. Главная задача сводится
к тому, чтобы разъяснить нужды
притесняемых или социально уязвимых
людей обществу, например, организациям,
в которых работают; людям, рядом
с которыми они живут.
В основе терапевтического
воздействия лежит процедура
социальной помощи, оказание клиенту
поддержки со стороны окружения,
ликвидация негативных последствий
взаимоотношений. "Социальная терапия"
предполагает и прямое вмешательство
с целью устранения препятствий,
мешающих полноценному социальному
развитию индивида, социальной группы.
Социальная терапия
как определенная форма вмешательства
(интервенции) в мир клиента
может быть рассмотрена как
метод "лечения", влияющий на
психические и соматические функции
организма; как метод влияния,
связанный с обучением и профессиональной
ориентацией; как инструмент социального
контроля; как средство коммуникации.
Объектом социальной терапии
могут быть не только сам
клиент с его проблемами и
его самые близкие люди, но
и работа, жилье, соседи, друзья, знакомые
и т.д.
2. Методы и приемы
социальной терапии
Любой из методов
терапевтического воздействия включает
два компонента: интеллектуальный,
связанный с информационным воздействием
слова, и эмоциональный — выражение
лица, тембр и интонации голоса,
характер и особенности жестов
социального работника. Он должен
быть для клиента авторитетом,
образцом поведения, экспертом
и эмоционально близким человеком
через "связь", возникающую
в рамках терапевтического процесса.
Рассмотрим некоторые
наиболее важные терапевтические
общие и частные методы.
Трудовая терапия.
Она основана на тонизирующем
и активизирующем действии труда
на психофизическую сферу человека.
Работа поднимает жизненный тонус.
Как метод восстановительного
лечения имеет важное значение
для постепенного возвращения
больных к обычному жизненному
ритму, повышает социальный статус
человека. Эта проблема особенно
остро встает в пенсионном
возрасте — периоде, иногда
ошибочно понимаемом как бессрочный
отпуск, на фоне которого может
развиться комплекс "никчемности
существования". Терапия посильной
занятостью должна в качестве
обязательного компонента входить
в комплекс социально-терапевтических
мероприятий с лицами пожилого
возраста.
Особое значение трудовая
терапия приобретает при психических
расстройствах. Трудовая терапия
позволяет организовать совместную
деятельность, облегчая при этом
взаимоотношения между людьми, снимая
состояние напряженности и беспокойства,
болезненные переживания. В целом
трудовая терапия является универсальным
видом социального развития, поддержки
и помощи различным категориям
населения. Терапия самовоспитания.
Самовоспитание — это активный
процесс формирования человеком
себя как личности в соответствии
с поставленной целью на основе
социально обусловленных представлений
об идеале собственного "я".
Метод самовоспитания
наиболее успешен, если применять
его на базе аутогенной тренировки.
В технологическом аспекте этот
метод включает следующие приемы:
1) самоизучение, самооценка; 2) переоценка
собственной личности; 3) самоанализ,
переоценка прошлого, выявление
индивидуальных "психологических
барьеров"; 4) создание желаемого
образа "Я"; 5) формирование индивидуальных
формул намерения; 6) использование
приемов самоубеждения, самопоощрения
и самовнушения; 7) сюжетная сенсорная
репродукция поведения "Я-образа"
в различных ситуациях деятельности
и общения; 8) "наложение" стереотипов
"Я-образа" на реальное поведение
в процессе повседневной жизни
и деятельности.
Исследования показывают,
что уже через месяц систематического
применения метода самовоспитания
отмечаются положительные перемены
в личности клиентов. При этом
происходит трансформация таких
глубоко индивидуальных особенностей,
как мимика, речь, походка, стиль
общения, руководства и т. д.
Методы поведенческой
терапии в группе используются
достаточно широко и касаются
тренинга социальных навыков.
К обучению навыкам социального
функционирования относятся следующие
методы:
— выполнение клиентом
разных функций в терапевтическом
сообществе, в частности таких,
как функции подчинения, наведения
порядка, дежурство по уборке;
руководящие функции в самоуправлении
и связанные с этими функциями
ответственность и умение руководить
другими, а также сотрудничество
с коллективом (дежурство в
группе, отчет об активности группы);
— организация свободного
времени, своего и других, инициатива
в общих развлекательных мероприятиях;
— терапия занятостью,
самостоятельность, сотрудничество,
инициатива, заинтересованность;
— беседы о профессии,
рассказ на собрании клиентов
о своей профессии, занимаемой
должности, своих стремлениях,
достоинствах работы, публичное
выступление.
Важную роль здесь
играют различные виды тренинговых
занятий, такие как тренинг
преодоления робости, тренинг
активности, выражения собственного
мнения, преодоления повышенной
чувствительности к критике и
оценкам окружающих, проведение
дискуссии на определенную тему
в группе или упражнения в
навыках конструктивного спора.
Используются различные поведенческие
тренинги, в основе которых лежат
разнообразные упражнения, например,
создание ситуаций возрастающих
трудностей или различные методики
оценки реакций пациента группой
и др.
Дискуссионная терапия
является основным методом социального
работника и используется регулярно
с различными клиентами. На
практике активность группы бывает
разной; в дискуссии могут быть
затронуты как актуальные проблемы,
так и темы, связанные с биографическими
данными клиентов.
Социотерапия — воздействие
на социальное окружение клиента
с помощью государственных и
общественных организаций. Например,
применяется в отношении родителей
асоциального поведения и т.д.
Музыкотерапия — один
из старейших методов воздействия
на психику человека, который
может использоваться и в лечебных
целях. Групповые, индивидуальные
музыкотерапевтические занятия
включают в себя, с учетом актуальной
ситуации в группе, музыкальную
тему, вызывающую у слушателей
переживания, связанные с их
прошлым, настоящим и будущим.
Отмечено, что этот метод наиболее
эффективен, если музыкальное произведение
исполняет сам терапевт, так как
это способствует возникновению
обстановки спонтанного взаимодействия,
большей аутентичности, доверительности.
Вместе с тем, возможны здесь
и отрицательные моменты, —
у клиентов возникает повышенная
тревожность, утомляемость, раздражительность
и т.д. Составление музыкальной
программы требует определенной
режиссуры, знания потребностей,
уровня культуры подопечных, участвующих
в данном терапевтическом действии.
Для некоторых клиентов метод
музыкотерапии является трудной
формой, особенно если подопечный
ощущает недостаточность музыкального
образования или не имеет музыкального
слуха.
Ритмотерапия тесно
связана с музыкотерапией и
другими средствами искусства,
ритмом природы, присущими человеку
естественными биоритмами жизни.
Например, красивая ритмичная музыка
способствует гармоничному эмоциональному
развитию человека в труде,
быту и т.д. В целом ритмотерапия
дает возможность клиентам выполнять
различные социальные роли и удовлетворять
потребности в эмоциональных связях, развивает
эстетические потребности и обогащает
новыми средствами эмоционального выражения.
Арттерапия — лечение
искусством. Существует несколько
вариантов этого метода:
— использование уже
существующих произведений искусства
через их анализ и интерпретацию
клиентами;
— побуждение клиентов
к самостоятельному творчеству;
— использование произведений
искусства и самостоятельное
творчество клиентов;
— творчество самого
специалиста — лепка, рисование
и др., направленное на взаимодействие
с клиентом.
Цветотерапия. Психологи
давно заметили влияние цвета
на производительность труда:
например, производительность труда
(физического) при красном свете
на короткий срок увеличивается,
при синем — снижается. Такое
влияние наблюдается и при
умственном труде. Воздействие
цвета на человека постоянно
учитывается профессиональными
дизайнерами.
Известно, что у каждого
человека имеется более или менее
отчетливое собственное отношение
к тому или иному цвету и
их различным сочетаниям. Это позволяет
использовать цветовые предпочтения в
качестве диагностического метода. В
плане диагностики существенное
значение имеет отношение к тем
или иным цветам самих клиентов,
информацию о котором можно получить
не только путем тестирования или
расспроса, но и наблюдения (цвет одежды,
галстука и т.д.) В отдельных случаях
"социализированные" (и потому
приобретающие знаковый характер) цвета
могут оказывать такое же сильное
воздействие, как и слова (например,
портрет близкого человека в черном
обрамлении, цвет флага и т.п.).
Психогимнастика — одна
из форм психотерапии, при которой
взаимодействие основывается на двигательной
экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения
направлены на достижение двух целей:
уменьшение напряжения и сокращение
эмоциональной дистанции участников
группы, а также выработку умения
выражать чувства, желания, — свои и
другого человека. Например, упражнения
по снятию напряжения состоят из простейших
движений: я иду по воде, по горячему
песку, спешу на работу, возвращаюсь
с работы и т.п. Соединение мимики,
жеста, движения и осязания создает
более полную возможность выражения
и передачи своих ощущений и намерений
без слов. Для клиента это является
необходимым переживанием и познанием
того, что своим телом можно выразить мысль
чаще убедительнее, чем словом.