Оккупациональная терапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:52, контрольная работа

Описание работы

Социальная терапия тесно связана с психотерапией, в которой используются методы воздействия на психику. Эти воздействия основаны на психологических теориях и методах и включают в себя систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психологических симптомов, которые вызывают беспокойство, дискомфорт у пациентов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 33.57 Кб (Скачать файл)

 Натурпсихотерапия, или  лечение природой. Иногда этот  метод называют ландшафттерапией. Значение этого метода будет  возрастать вследствие урбанизации  социальной среды, ухудшения экологической  обстановки, роста отчужденности  человека от природы.

 Логотерапия, или разговорная  психотерапия. Специалист беседует  с клиентом, стремясь вербализировать  для него его эмоциональное  состояние, чтобы с помощью  этого клиент сам справился  с трудной ситуацией. В личности  клиента должна произойти перестройка,  которую он самостоятельно обнаруживает  как конструктивные изменения  в самом себе. Это приносит  удовлетворение, повышает степень  самоуважения, способствует становлению  зрелой личности.

 Библиотерапия. В процессе  чтения книги клиент ведет  записи, анализ которых помогает  объективно оценить его состояние.  Список книг психотерапевт подбирает  в соответствии с проблемой  клиента.

 Имаготерапия — использование  в целях терапии игры образами (лат. imago — образ). Человек создает  динамический образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные  конкретные приемы: пересказ литературного  произведения в заранее заданной  ситуации, пересказ и драматизация  народной сказки, театрализация  рассказа, воспроизведение классической  и современной драматургии, исполнение  роли в спектакле.

 

 

3. Оккупациональная  терапия в реабилитации инвалидов

 

Оккупациональная терапия  является интегральной частью комплексной  программы медицинской, социальной и психолого-педагогической реабилитации. Это необходимый компонент эффективной  помощи людям, испытывающим трудности  функционирования в повседневных ситуациях. Применение оккупациональной терапии  достаточно широко — начиная от стимуляции рефлексов недоношенного  младенца до обеспечения безопасности и независимости слабого пожилого человека.

 Термин «трудотерапия»  входит сегодня в профессиональную  лексику сферы социально-реабилитационных  технологий.

 Министерство труда  и социального развития в центрах  социальной реабилитации вводит  ставки трудотерапевтов. Специалисты,  работающие в этой области,  нередко называют себя «инструкторами  по труду», способствующими посредством  труда ускорить восстановление  утраченных жизненных функций  человека и его выздоровление  или способность самостоятельно  обслуживать себя в бытовой  среде.

 Однако трудотерапия, используемая как вид реабилитационной  деятельности, это далеко не оккупациональная  терапия. За рубежом специалистов  этого направления готовят уже  почти 70 лет. Особенно большое  развитие оккупациональная терапия  получила в Великобритании, а  также в США.

 Оккупациональная терапия  начинается с функциональной  диагностики, необходимой для  определения числа и степени  затруднений, которые испытывает  человек, а также его ресурсов. Вместе с клиентом и другими  членами команды оккупациональный  терапевт разрабатывает план  реабилитации, зачастую используя  обычные повседневные занятия  в качестве средств восстановления  или развития навыков. Например, когда человек оправляется от  перенесенного инсульта, он возвращается  к обычным ежедневным занятиям: умыванию, купанию, одеванию, приготовлению  пищи, уходу за домом, возобновляет  социальные контакты. Все эти  элементы будут являться средствами  реабилитации, и во многих случаях  необходим совет специалиста,  чтобы не допустить слишком  резких нагрузок.

 Часто важным средством  реабилитации для детей, которым  необходимо улучшение координации  зрения и рук, развитие мелкой  моторики, для того, например, чтобы  добиться успеха в школьных  занятиях, становится игровая деятельность. На протяжении курса реабилитации  статус пациента часто пересматривается, при этом изменения в реабилитационной  программе обсуждаются с членами  команды, врачом, самим пациентом  и его семьей.

 Ключевой элемент оккупациональной  терапии — это выбор видов  занятий, которые не только  формируют навыки, важнейшие для  независимого функционирования, но  и имеют значение для человека, нуждающегося в реабилитации. Скажем, достижение самостоятельности в  приготовлении пищи является  жизненно важной целью лишь  для людей, которые прежде делали  это или должны делать сейчас, чтобы оставаться независимыми. Успешное удовлетворение потребностей  индивида в контексте его окружения  есть как бы некий товарный  знак оккупациональной терапии.

 Таким образом, как  направление в реабилитологии  оккупациональная терапия имеет  две стороны: реабилитационную, направленную  на продуктивную деятельность  по собственному обслуживанию, терапевтическую, направленную на восстановление утерянного навыка с помощью использования разных методов и специального оборудования.

 Оккупациональная терапия  за рубежом, например, является  интегральной частью основного  комплекса услуг здравоохранения,  которые оплачиваются многим  людям за счет мощных государственных  программ и частных страховок.  Программы услуг по охране  психического здоровья и лечения  алкогольной и наркотической  зависимости, программы компенсаций  государственным работникам.

 Оккупациональная терапия  выгодна не только с социально-психологической,  но и экономической точки зрения.

 В ряде стран оккупациональные  терапевты и их ассистенты  работают в разнообразных учреждениях  и организациях.

 Таким образом, оккупациональная  терапия представляет собой профессиональную  деятельность в сфере социального  развития, здравоохранения и реабилитации. Специалисты по ОТ оказывают  услуги людям любого возраста, имеющим физическую, эмоциональную,  социальную недостаточность и  вследствие этого нуждающихся  в особой помощи, обучении функциональным  навыкам, позволяющим вести независимую,  продуктивную и удовлетворяющую  их жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

 Социальная терапия  – это целенаправленный процесс  влияния соответствующих государственных  структур, общественных организаций  и объединений, в том числе  и религиозный, на конкретные  формы проявления социальных  отношений и действий. Социальная  терапия осуществляется на фоне  общего сложного положения личности  или социальной группы, социального  неблагополучия, когда социальная  проблема рассматривается с точки  зрения социальной болезни, которая  требует излечения.

 Социальная терапия  как технология социальной работы  использует приемы, техники влияния  на личность и ее окружение,  исходя со специфики социальной  ситуации, сущности, заданий социальной  терапии, уровня социальной структуры  общества, на основе которой она  проводится.

 В технологии социальной  работы не рекомендуется отдавать  предпочтение какому-либо одному  терапевтическому методу, считая  его панацеей. Воздействие наиболее  эффективно, если оно применяется  с учетом условий и ситуации, приобретенного опыта, факторов, усиливающих мотивацию подопечного.  Клиент, нуждающийся в целенаправленной  терапевтической помощи, должен  осознавать, что терапия является  одним из важнейших методов  решения его проблем. При понимании  этого клиентом терапевтическая  помощь наиболее результативна.  Социально-терапевтическое воздействие  зависит от организационной структуры  социального учреждения, его кадровых  возможностей и личных предпочтений  персонала.Вместе с тем хорошим  социальным работником является  не тот, кто просто изучает  различные терапевтические методы  и методики, а тот, кто благодаря  глубоким контактам с каждым  клиентом будет все лучше понимать  другого человека и обогащать  свой собственный мир переживаний,  ибо понимание другого человека  зависит не столько от метода, сколько от человеческих качеств  социального работника.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1.Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.

заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

2. Технологии социальной  работы: Учебник под общ. ред.  проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001.

3. Справочное пособие  по социальной работе / Под ред.  Павлова А.М., Холостовой Е.И., М., 1997.

4.Актуальные проблемы  теории и технологии социальной  работы.

Материалы научной конференции. Под общей редакцией проф. Е.А.Сигиды, М.: 2000.

5. Долгушин А.К. Введение  в социальную реабилитологию. М.: Социально-технологический институт  МГУС, 2000.

6. Комли М. Учиться  слушать: Азбука общения для  работающих с пожилыми людьми / Пер. с англ., комент. М. Нехорошева. Редактор А. Николаевская. М.: Рандеву-АМ, - 1999.

7. Развитие социальной  реабилитации в России. Под общей  редакцией проф. Е.А.Сигиды, Москва, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Оккупациональная терапия