Определение Брахманизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:51, реферат

Описание работы

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних, временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизованное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….. 3
Определение Брахманизма……………………………………… 4
Мифология брахманизма………………………………………... 4
Брахманизм……………………..................................................... 6
Социально-политические идеи брахманизма………………….. 7
Учение Чарвака…………………………………………………... 7
Социально-политическое учение Конфуция…………………… 8
О личности и биографии Конфуция……………………………. 10
Место конфуцианства в истории Древнего Китая…………….. 13
Заключение………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 49.04 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Введение…………………………………………………………..  3
  2. Определение Брахманизма………………………………………  4
  3. Мифология брахманизма………………………………………...  4
  4. Брахманизм…………………….....................................................   6
  5. Социально-политические идеи брахманизма…………………..   7
  6. Учение Чарвака…………………………………………………...  7
  7. Социально-политическое учение Конфуция……………………  8
  8. О личности и биографии Конфуция……………………………. 10
  9. Место конфуцианства в истории Древнего Китая……………..  13
  10. Заключение………………………………………………………..15
  11. Список литературы……………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одна из центральных проблем  понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних  культур, отдаленных от нынешних, временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизованное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

С другой стороны, если считать  цивилизацию нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом  исторического пространства на одной  и той же географической территории, то здесь на первый план выходит  своеобразие культур и их способность  сосуществовать, не проникая друг в  друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока  и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление  человека современного типа. Пришел конец  мифологической эпохе с ее спокойной  устойчивостью, началась борьба рационального  опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий. В Индии  в настоящее время возникли Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране  учил Заратустра, в Палестине выступали  пророки, в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.

Именно тогда перед  человеком открылись и собственная  беспомощность и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы, ранее принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение Брахманизма

 

Брахманизм (учение брахманов, священников) - господствующая религия  в Индии, выступающая в настоящее  время в форме индуизма; в своих  догмах эта религия восходит к  ведам, хотя между ними существует большое  расхождение. В брахманизме имеются  различные направления: монотеизм, пантеизм и даже атеизм. Как мировоззрение  брахманизм представляет собой эволюционизм: мир создается Брахмой из несотворимого и непреходящего первовещества (пракрити) и в вечном круговороте снова превращается в эту первоматерию. Брахманизм включает в себя шесть ортодоксальных систем: миманса и веданта, санхья и йога, вайшешика и ньяя. Однако, несмотря на основные требование брахманизма - соблюдать и уважать принцип кастовости, и в особенности высокого положения касты брахманов, - для него характерна терпимость по отношению к др. политическим и теоретическим убеждениям. Стадия формирования индуизма; сложился в результате приспособления местных культов к ведической религии индоарийских племен. Верховные боги - Брахма, Вишну и Шива, большую роль играли анимистические представления, культа предков. Сложный ритуал, совершаемый брахманами, строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались как средства, обеспечивавшие по закону кармы лучшее перевоплощение души (сансара) и конечное освобождение от цепи перерождений.

 

 

Мифология брахманизма

 

Мифология брахманизма в  основном приняла всех божеств ведийского пантеона, однако в ней боги уже  не олицетворялись с явлениями природы, с которыми их поначалу связывали. Одновременно повышался статус самих брахманов: «Есть два вида богов - те, что  являются богами и те, что поют славящие их гимны. Между ними следует разделить  жертву: богам - жертвенные дары, а человеческим богам - учённым брахманам - награду». Брахманы за совершавшиеся ими обряды жертвоприношения получали соответствующую  плату - золотом, быками, лошадьми и  одеждой.

В текстах брахманов делался  сильный акцент на тесную связь между  долголетием и бессмертием, с  одной стороны, количеством и  качеством принесённых жертв - с  другой стороны.

Появившиеся затем отшельники создали свои священные книги - араньяки («лесные книги»), ставшие основой  упанишад - философских книг Древней  Индии. Упанишады рассказывали о  происхождении мира, о жизни и  смерти, о том, как связан человек  с богом, о загадочной загробной  жизни. Согласно упанишадам, высшей объективной  реальностью является БРАХМАН, но это  не бог-творец, каким он предстаёт  у некоторых современных авторов. Брахман не поддаётся словесному описанию и олицетворяет творческое начало, в котором всё возникает, существует и прекращает существование. С ним неразрывен АТМАН - символ субъективного психического начала, индивидуального бытия, души.

Наряду со столь замысловатыми  концепциями, брахманизм дал и свой вариант классической для мифологии  темы - сотворение мира.

ПРАДЖАПАТИ - второстепенный персонаж «Ригведы», стал главным в  брахманизме. В соответствии с древнейшим вариантом мифа, первозданные воды мирового океана, разогревшись, сотворили  золотое яйцо, в котором и был  заключён зародыш Праджапати. Он рос  и, принося себя в жертву, создавал из своих волос, кожи, мяса, костей и  жира пять элементов мира - земля, вода, воздух, огонь, эфир - и пять ступеней жертвенного алтаря. Люди, приносящие жертвы, заново воссоздают Праджапати. В иных вариантах Праджапати, принявший  вид черепахи, порождает все живые  существа. В виде кабана он выносит  землю из океана, в виде рыбы предостерегает первого человека - МАНУ о грядущем всемирном потопе и спасает его. Существуют варианты, в которых Праджапати создаёт иных богов силой собственной  мысли и аскезы.

Так или иначе, породив  богов и людей, он породил и  смерть. Часть его смертна (волосы, кожа, мясо, кости и жир), часть  его нетленна (мысль, голос, дыхание, глаза, уши). Увидев смерть, он сам её испугался, убежал от неё и, только принеся  в жертву, сумел заполучить бессмертие. Остальные боги также боялись  смерти и тоже приносили жертвы, но благодаря совету Праджапати им удалось избежать смерти. Для простых  людей Праджапати был слишком  заумным божеством, и его популярность не соответствовала рангу высшего  божества. Вишну и Рудра были гораздо  понятней, и постепенно они стали  выполнять функции богов из канонического  пантеона и из древних неарийских верований. Обновился и сам образ  Вишну.

ВИШНУ БРАМИНОВ - это прежде всего бог солнца и жертвы. Поскольку  мир существует лишь благодаря солнцу и жертве, главной заботой Вишну  стало поддержание существования  Вселенной. Миф одной из упанишад рассказывает, как боги на жертвенной церемонии решили, что сильнейший из них должен стать первым из богов. Таковым оказался Вишну, однако он возгордился  и стоял, высокомерно опираясь на свой лук. Боги, не смея напасть на него сами, решили обратиться за помощью  к муравьям, пообещав им, что взамен за оказанную услугу муравьи во веки веков смогут находить пищу и воду даже в пустыне. Муравьи согласились  на сделку и перегрызли тетиву лука Вишну, которая лопаясь, отсекла  голову бога, ставшую солнцем на небе. Остальные боги бросились к  телу. Индра добежал первым и, прильнув к телу, принял от него всё содержащееся в теле Вишну могущество.

РУДРА БРАМИНОВ приобрёл ещё  более высокий ранг, чем Вишну, но теперь его чаще стали называть ШИВА. Внешность Шивы мало отличается от описываемого в ведах облика Рудры, однако подчёркивается его многогранность, вездесущность и всеведение. Будучи всепроникающим, Рудра-Шива одновременно находиться и ручейках, и в песнях, в островах и озёрах, в корнях деревьев и в порогах домов, в листьях, звуках, в молодой траве, в морской пене, песке. Ему принадлежат все существа, в водах земных, и для него же текут реки небесные. Нет для него далёких и близких расстояний, нет для него слишком большой глубины или высоты.

Постепенно начинают приобретать  большее значение божества, близкие  и понятные простонародью, - женские  божества плодородия, змеи, демоны. Растёт влияние Сурьи, продолжают занимать высокое положение Индра и  Агни.

Главной темой мифов становиться  борьба между богами и демонами, символизирующая единство противоречий, сосуществование добра и зла. Демонов нельзя однозначно назвать  отрицательными персонажами. Они, как  и боги, являются потомками Праджапати и столь же мудры и сильны. Однако они злонамерены, занимаются магией, колдовством, не гнушатся лжи, ненавидят  богов и людей. Тем не менее  они приносят жертвы, хотя в гордыне  своей приносят их самим себе. Побеждаемые, они вновь идут в бой, мешают богам, уничтожают алтари и храмы. Очень  помогает демонам их умение перевоплощаться.

 

 

Брахманизм

 

Брахманизм был следующей  ступенью в развитии религиозного мышления древней Индии. Ведийские арии, продвигаясь  вглубь Индии, смешивались с местным  населением, впитывали новые представления, привыкали к оседлому образу жизни. В свою очередь, местные племена  либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо принимали их образ  жизни, став членами их общества. Его  состав усложнялся; постепенно сложилась  кастовая система, ставшая неотъемлемой частью индуизма. Религия освящала и закрепляла существование кастовых различий и правил. Они же, в свою очередь, сохраняли незыблемость религиозных  основ.

Первостепенная роль в  индуистском обществе отводилась брахманам -знатокам вед и исполнителям обрядов. Они помнили древние гимны  и толковали их: ведийский язык становился непонятным для большинства  людей и темным даже для некоторых  жрецов.

Ведийский ритуал с каждым столетием становился все более  сложным, громоздким и запутанным, усложнялся и видоизменялся пантеон и  т.п. Брахманы старались приспособить древнее ведийское наследие к  новым условиям жизни, убедительно  истолковать и оправдать его  существование в прежних несокрушимых границах. Все изменения происходили  на старом фундаменте ведийских верований. Центральным моментом изменений  было последовательное возведение множественности  явлений природы и феноменального мира к некоей единой сущности. Упорядочивались также космогония теология, пантеон.

 

 

 

Социально-политические идеи брахманизма

 

Зачатки идеологии брахманизма  встречаются уже в ряд древнеиндийских  памятников II тыс. до н.э., именуемых  в целом ведами (санскр. "знание"), там говорится о делении людей  на 4 варны, которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа, первочеловека): "…брахманом стали его уста, руки - кшатрием, его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра" Это определило на многие века кастовое деление индийского общества.

Среди вед можно выделить "Ригведу" (собрание гимнов) и "Атхарваведу" (сборник заговоров и заклинаний).

Строение общества (т.е. права  и обязанности представителей различных  варн) определяет мировой закон ("рита"). Все члены варн лично свободны (рабы находились вне кастового строя), но неравноправны. В привилегированном  положении находились брахманы (жрецы, духовная власть) и кшатрии (воины, светская власть).

В древнеиндийских ведах  содержалось 2 подхода к появлению  царской власти: или создание правителя  богами (учреждение его власти по воле богов); или избрание правителя людьми с последующим утверждением богами.

Господствовала патриархальная концепция государственной власти: правитель является отцом для  своих подданных, он должен заботиться о них, однако несет ответственность  не перед ними, а перед богами.

Учение Чарвака

Чарвака (санскр.), материалистическое учение древней и средневековой Индии, поздняя разновидность локаяты, с которой иногда вообще отождествляют Чарвака. Собственных сочинений представителей Чарвака не сохранилось. Отвергая ортодоксальные системы индийской религиозно-философской мысли, лежащий в их основе авторитет Вед и проповедуемые ими принципы (не только существование бога-абсолюта и души — учение о брахмане и атмане, но и концепции дхармы и кармы как основы идей нравственной целесообразности), Чарвака считает истинным лишь то, что постигается с помощью непосредственного восприятия, существующим — только этот мир, единственной реальностью — материю. Сосредоточивая своё внимание на разработке этичной концепции, Чарвака видит в понятиях добра и зла иллюзию, созданную человеческим воображением; согласно Чарвака, реальны только страдание и наслаждение чувственного бытия. Отрицая необходимость каких-либо аскетических ограничений, налагаемых правилами индийских религиозно-философских систем, Чарвака утверждает в качестве единственной цели человеческого бытия — получение наслаждения, причём то, что оно может быть сопряжено со страданием, не должно останавливать стремления к его достижению. Последовательный материализм и гедонизм Чарвака делает её уникальным явлением в истории индийской мысли, в том числе и среди неортодоксальных философских систем.

Информация о работе Определение Брахманизма