Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 06:55, контрольная работа
Опрос - метод получения первичной социологической информации, осно-ванный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования.
Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой - исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.
При использовании индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты анкетер либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. Ясно, что при первом варианте респондент получает больше времени на заполнение анкеты, обдумывание ответов, но при этом осложняются проблемы возврата и появляются возможности для обсуждения темы опроса с посторонними людьми, для замены респондента.
Почтовый опрос также достаточно популярный метод опроса больших совокупностей людей. Его слабые стороны - низкий процент возврата без применения специальных приемов (около 30%). Не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет (кто и в каких условиях заполнял анкету) и связанные с этими особенностями трудности обоснования репрезентативности выборки целевой совокупности.
Публикация анкеты в газетах или журналах активно используется в журналистской практике, однако познавательные возможности этого вида опроса ограничены в связи с проблемой возврата заполненных анкет. Среди других существенных недостатков раздаточного анкетирования следует указать на необходимость использования в этом случае очень простых по структуре анкет.
Интервью.
Интервьюирование - способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого.
Интервью как метод сбора социологической информации во многом лишено перечисленных выше недостатков, но платой за это является сравнительно высокая стоимость. Привлечение интервьюеров увеличивает затраты времени и средств на их обучение, отбор, контроль качества их работы. Однако хорошо обученный интервьюер обеспечивает точность реализации процедуры отбора респондентов для опроса, опытный интервьюер - благоприятную ситуацию опроса, контроль влияния третьих лиц на формирование ответов респондента. Он способен также адаптировать текст анкеты к индивидуальным психологическим особенностям опрашиваемого: снять психологические барьеры или предубежденность, вызывающие нежелание участвовать в опросе, или уклонение от ответов на отдельные вопросы. Влияние интервьюера на качество получаемых данных значительно выше, чем анкетера. Поэтому при использовании интервью особое внимание уделяется изучению влияния (эффекта) интервьюера, которое может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от подготовки, строгости отбора интервьюеров и проверки качества их работы.
Виды интервью.
Стандартизованное и свободное интервью в зависимости от того, насколько жестко и подробно разработаны для интервьюера правила установления контакта с респондентом, последовательность вопросов и их формулировка, возможности в ходе беседы принимать собственные методические решения. Степень стандартизации интервью определяется целями исследования, характером ожидаемой информации и объемом выборки.
Когда социолог планирует опрос значительной совокупности людей (нескольких сотен или тысяч), когда содержательная структура исследуемой проблемы четко определена и адаптирована к уровню обыденного сознания опрашиваемых, тогда наиболее подходящим методом сбора данных является стандартизованное (формализованное) интервью с закрытыми вопросами. Эта разновидность интервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от разработанного стандартного плана беседы со стороны как респондента, так и интервьюера.
Стандартизованное интервью с открытыми вопросами предоставляет человеку больше самостоятельности в формулировке ответов и требует от интервьюера их максимально подробной точной регистрации. Все остальные элементы ситуации опроса остаются стандартными: вводная беседа, последовательность вопросов, их формулировки. Подробная запись ответов на открытые вопросы подразумевает на стадии обработки построение классификации полученных ответов и их кодирование. (Часто используется диктофон).
Применяется также сочетание техники открытых и закрытых вопросов в интервью при опросе больших совокупностей людей.
Направленное (фокусированное) интервью - следующая ступень к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. План такого интервью предусматривает только перечень вопросов, которые следует обязательно рассмотреть во время беседы. Однако последовательность и формулировка вопросов могут меняться в зависимости от конкретной ситуации, индивидуальных особенностей опрашиваемого. Цель интервью - “сфокусировать” внимание респондента на обсуждаемой проблеме, явлении, его следствиях и причинах. Часто основой такой беседы становятся книга, фильм, ситуация, с которыми предварительно знакомят будущих респондентов.
Свободное интервью предполагает предварительную разработку примерных основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов, их последовательность сказываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого. Ответы респондента фиксируются с максимальной полнотой, включая особенности лексики, смысловые ассоциации и отклонения от темы опроса.
Применение технических средств при проведении опросов связано с использованием вместо анкет, напечатанных на бумаге, “электронных” анкет - текст анкеты считывается с экрана портативного компьютера. Другое направление - это телефонное интервью. Существенным ограничением, связанным с применением телефонного интервью, оказался уровень телефонизации населенных пунктов России. В настоящее время лишь Москва и Санкт-Петербург являются хорошей сферой применения этого метода.
Основными достоинствами метода телефонного интервью является оперативность опроса, низкая стоимость, возможность прямого контроля за работой интервьюера. Общение по телефону предъявляет свои специфические требования к построению вопросника и ситуации беседы. Интервью по телефону должно быть достаточно коротким (до 40 минут). Вопросы должны быть более краткими и конкретными по сравнению с личным интервью или анкетированием. Не рекомендуется включать в формулировки вопросов длинные перечни ответов.
Обеспечение качества вопросника было рассмотрено выше. В связи с участием интервьюера следует добавить, что вопросник должен включать четкие и однозначные инструкции и указания для интервьюера по его заполнению: пересылки от вопросов-фильтров карточка к вопросам с перечнями ответов. Формулировки вопросов в плане интервью должны быть удобными для произнесения, следовательно, не должны включать громоздких синтаксических конструкций. В противном случае интервьюер все равно перескажет их “своими словами”, возможно, сместив смысловые акценты или даже исказив смысл.
Кроме минимального инструктивного материала в тексте вопросника необходим специальный документ “Инструкция интервьюеру”. Обычная структура такой инструкции:
- объяснение целей и задач исследования; создание мотивации на добросовестную работу; объяснение роли, задач, обязанностей, прав и ответственности интервьюера; правила поиска респондента, установление контакта с ним и получение согласия на интервью, т.е. примерный текст вступительной беседы, описание возможных ситуаций при поиске респондента и установлении контакта с ним и способов их решения (отказ от интервью, вопросы по поводу выборки, правила замены и т.п.);
- организация ситуации интервью (указание времени, повторные посещения, устранение влияния третьих лиц и т.п.); правила заполнения отдельных видов вопросов; правила стимулирования внимания респондента; правила завершения беседы.
При разработке вопросника и “Инструкции интервьюера” следует учитывать, что чем больше стандартизирована ситуация интервью и чем выше качество разработанной методики, тем меньше не учитываемое влияние интервьюера.
Интервью как вид социально-психологического взаимодействия может оказывать смещающее воздействие на получаемую информацию в зависимости от психологических особенностей собеседников. Например, возможно взаимовлияние взглядов и убеждений интервьюера и респондента на содержание получаемых данных. В ряде случаев респонденты стремятся “угадать желаемый ответ”, т.е. ответить таким образом, чтобы произвести благоприятное впечатление на интервьюера. Это явление наблюдается в том случае, когда интервьюер воспринимается как выразитель официальных норм и требований, как человек более опытный, авторитетный, образованный, компетентный. Подобное психологическое “давление” опытный интервьюер заметит и сумеет снять, подчеркнув значимость и ценность для исследования учета именно индивидуальных мнений и позиций каждого человека, попавшего в выборку. Ситуация опроса должна быть скорректирована в сторону равноправного сотрудничества в пользу достоверности искомой информации.
Критерии классификации опросов
Все опросы можно классифицировать по следующим критериям:
По способу получения информации и ее интерпретации:
1) анкетный опрос (когда опросный лист напечатан и непосредственно социологом или опосредованно - через почту, прессу - вручается респонденту для заполнения);
2) социологическое интервью (как наиболее гибкую форму работы с респондентом, основанной на непосредственной беседе (очной) или заочной (телефонное интервью) социолога и респондента по заданной проблеме;
3) экспертный опрос (когда
в качестве респондентов
По степени охвата генеральной совокупности:
1) сплошные опросы (ситуация, когда опросом охвачена вся генеральная совокупность);
2) выборочные опросы (ситуация, когда опросом охвачена часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки).
По процедуре проведения:
1) индивидуальные опросы
(проходят в индивидуально-
2) групповые опросы (когда
социолог работает не с одним,
а сразу с несколькими
По форме проведения:
1) устные опросы (разные виды интервью);
2) письменные опросы (анкетный опрос).
По способу коммуникации социолога и респондента:
1) контактные опросы (интервью и некоторые виды анкетных опросов, основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе проведения опроса);
2) бесконтактные опросы (почтовые
или прессовые опросы, основанные
на непосредственно личном
По частоте проведения:
1) разовые опросы населения по определенным проблемам;
2) повторные (мониторинг, лонгитюд).
Особенности основных видов опросов
Итак, в зависимости от способа контакта с респондентом, всю совокупность опросов можно разбить на следующие основные группы:
Face-to-face опросы (личные опросы):
-опрос по месту жительства (квартирный опрос),
-уличный (в т.ч. магазинный) опрос,
-опрос с центральной локацией (in-hall, hall-test),
Дистанционные опросы:
-телефонный опрос,
-интернет-опрос,
-анкеты на самозаполнение (в т.ч. почтовый опрос).
Опрос по месту жительства респондента (квартирный опрос)
Применение
Данный способ проведения опроса подходит для решения большинства задач связанных с изучением потребителей.
Методика проведения
Территория населенного пункта, в котором проводится опрос, разбивается на участки примерно одинаковой площади. На каждом из участков выбирается стартовая точка. Интервьюер движется по маршруту согласно набору заранее установленных правил движения.
Достоинства квартирного опроса
-Возможность проведения продолжительных (до 40 минут) интервью.
-Возможность демонстрации респонденту стимульных материалов (карточек, образцов продукции и т.д.).
-Простота проведения контроля работы интервьюеров.
Недостатки квартирного опроса
-Высокие требования к квалификации интервьюеров
-Относительно высокая стоимость проведения интервью
-Проблемы, связанные с недоверчивостью/ подозрительностью респондентов
Опрос с центральной локацией (Холл-тест)
Применение
Данный способ проведения опроса чаще всего применяется для тестирования рекламных материалов, упаковки продукта, вкуса продукта (hall-test).
Методика проведения
Интервью проводится в арендуемом помещении со свободным доступом (библиотека, кинотеатр, ресторан и т.п.). Респонденты могут рекрутироваться как на улице, непосредственно перед началом интервью, так и заранее.
Достоинства холл-теста
-Возможность проведения достаточно продолжительных (до 35 минут) интервью.
-Возможность использования стимульных материалов (карточек, плакатов, упаковок продукта, самого продукта).
-Простота проведения контроля работы интервьюеров
Недостатки холл-теста
-"Качество" респондентов
сильно зависит от
-Неслучайность выборки (в выборку попадают, как правило, жители одного района, либо респонденты, работающие в одном районе)
-Сложность рекрутирования отдельных групп респондентов (автомобилисты, активно работающие и т.п.)
Уличный опрос, опрос в местах продаж (опрос покупателей в магазине), опрос в местах скопления потребителей
Информация о работе Опрос в социологическом исследовании: основные виды опросов и их специфика