Опрос в социологическом исследовании: основные виды опросов и их специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 06:55, контрольная работа

Описание работы

Опрос - метод получения первичной социологической информации, осно-ванный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования.
Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой - исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

Файлы: 1 файл

социологияd.docx

— 47.89 Кб (Скачать файл)

Применение

Может применяется для решения широкого круга маркетинговых задач.

Методика проведения

Интервью проводятся на улице, или на выходе из торговых точек/ в торговых точках, или в местах скопления потребителей.

Достоинства уличного опроса

-Высокая скорость проведения  опроса.

-Относительно низкая  стоимость проведения опроса.

-Кроме того, при проведении  опроса в местах продаж и/или  опроса в местах скопления  потребителей появляется возможность  опросить некоторые специфические  группы респондентов

Недостатки уличного опроса

-Ограничения на продолжительность  интервью (до 10 минут)

-Относительная сложность  организации контроля за работой интервьюеров

-Сильное влияние погодных  условий (снег/ дождь/ мороз/ветер)

-Сложность получения  разрешения на проведение опроса  в торговых точках (для магазинных  опросов/ опросов в местах скопления  потребителей), этот процесс может  занять продолжительное время  и стоить достаточно дорого.

Телефонный опрос

Применение

Данный способ проведения опроса незаменим в случае проведения установочных исследований. Кроме того, часто применяется в случае сильной географической разрозненности объектов исследования (например, на В2В-рынках)

Методика проведения

На первом этапе формируется максимально полная база данных телефонных номеров потенциальных респондентов. На втором этапе, из сформированной базы данных, случайным образом выбираются номера для проведения опроса.

Достоинства телефонного опроса

-Высокая скорость проведения  опроса.

-Относительно низкая  стоимость проведения опроса.

-Возможность широкого  географического охвата.

-Возможность добраться  до труднодостижимых для других  видов опроса групп респондентов (молодые специалисты, главные бухгалтера, и т.д.)

-Легкость контроля качества  работы интервьюеров

Недостатки телефонного опроса

-Серьезное ограничение  продолжительности интервью (до 7 минут).

-Невозможность использования  стимульных материалов

-Низкий уровень телефонизации  средних и небольших городов  России

Анкета на самозаполнение

Применение

Иногда это единственный адекватный способ опросить свою целевую группу. В целом, можно выделить два способа сбора информации. В первом случае анкеты собираются сразу после заполнения (например, на выставках и презентациях). Во втором случае анкеты собираются через некоторое время после заполнения (как разновидность – почтовый опрос).

Достоинства анкет на самозаполнение

-Относительно низкая, в  некоторых случаях, стоимость проведения

-Отсутствие «эффекта  интервьюера»; более высокая откровенность  респондентов.

Недостатки анкет на самозаполнение

-Недостаточная скорость  сбора данных

-Проблема возврата анкет.

-Проблема репрезентативности  выборки

 

Интернет-опросы

Применение

При существующем количестве пользователей Интернета – может применяться либо для изучения интернет-аудитории, либо для изучения аудитории состав которой можно контролировать (например, опрос сотрудников предприятия, опрос с предварительным оффлайн-рекрутингом и т.д.)

Достоинства интернет опросов

-Оперативность результатов.

Недостатки интернет опросов

-Стоимость и время  опроса практически полностью  зависит от посещаемости площадок, на которых проводится опрос

-Стихийность выборки

-Нерепрезентативность выборки

-Отсутствие контроля за действиями респондента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время  метод опроса является наиболее распространенным способом получения первичной социологической информации. В силу этого опрос порой отождествляется со всеми социологическими исследованиями в целом, а иногда и с самой социологией как наукой (то есть происходит отождествление науки с одним из ее методов). Метод опроса является весьма эффективным способом получения универсальной информации объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей) и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках,  ценностных ориентациях). Главное достоинство данного метода - массовость, репрезентативность  и возможность использования при проведении оперативных социологических исследований. Разумеется, данный метод не является универсальным: его роль  и значение  тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и чем они меньше доступны непосредственному наблюдению. Степень значимости метода опроса связана с изучением сферы общественного сознания. Именно поэтому следует постоянно иметь в виду, что социолог постоянно получает информацию о социальных явлениях только в том виде, в каком она отражается в сознании людей и вербализуется респондентом в ситуации опроса.

На качество  полученной методом опроса информации влияют факторы,  связанные, с одной стороны, с личностью  самого респондента  (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы  психики, отношение  к исследуемой проблеме и к человеку  или организации, проводящей опрос), а с другой  - факторы,  связанные с деятельностью  самого исследователя (начиная с профессионализма  в составлении опросного листа и заканчивая мастерством  работы анкетера  или интервьюера  с респондентом по получению искомой информации). На результаты опроса негативно влияет присутствие при опросе посторонних лиц, неудачно выбранное время и место опроса, несоблюдение принципов анонимности, плохая организация  самой процедуры опроса.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Социология. Волков Ю.Г. Учебник для студентов узов;  Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2007-572 с.
  2. Методы социологических исследований. Добреньков В.И., Кравченко А.И. М.: Изд-во МГУ, 2009.- 860с.
  3. Социология: Учебник для вузов, Казаринова Н.В. М..: NOTA BENE, 2008.-269с.
  4. Общая социология: учебное пособие для вузов ,Кравченко А.И. – М.: Юнити, 2007.- 479с.
  5. Социология: Учебник  для студентов несоциологических специальночтей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2008 -431с.
  6. - Социологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп, Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С..- М.:Экономика. 2004. 620 с.
  7. Использование новых технологий при опросах // Социологические исследования. Бутенко И.А.2007. С. 118-124
  8. Создании Российской социологической сети // Социологические исследования. Бутенко И.А. О, 2007.  6. С. 72
  9. Методы изучения функционирования и развития новых моделей образовательных учреждений // Создание методического пространства в образовательном учреждении - условие развития профессионального мастерства педагога. Димитриева С.В 2009. 65 с.
  10. Социология: наука об обществе/ Под ред. Андрущенко В. П. и Горлега Н. И. - Харьков, - 1996 С. 269
  11. Социология. Гидденс Э. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.
  12. . Социология в Интернете. // Социологические исследования. Филиппова Т.В 2009.  5. С.24
  13. Измерение в социологии: Курс лекций. Толстова Ю.Н. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 288 с
  14. Опрос - Яковлев С.И. – М., 2004, С. 33

 

 

Содержание

  1. Опрос в социологическом исследовании…………………………………..3
  2. Виды опросов…………………………………………………………………7
  3. Анкетирование………………………………………………………………..7
  4. Интервью……………………………………………………………………….9
  5. Критерии классификации опросов…………………………………………13
  6. Особенности основных видов опросов…………………………………….14

 

 

 

 


Информация о работе Опрос в социологическом исследовании: основные виды опросов и их специфика