Опросные методы сбора первичной социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

Опрос – это метод сбора первичной информации посредством устного и письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых осуществляет изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 31.57 Кб (Скачать файл)

1. Опросные  методы сбора первичной социологической  информации

 

Одним из наиболее распространенных и популярных методов сбора первичной социологической  информации является опрос.

Опрос –  это метод сбора первичной  информации посредством устного  и письменного обращения исследователя  к определенной совокупности людей (респондентов)  с вопросами, содержание которых осуществляет изучаемую  проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а  также их теоретической интерпретации.

 Основной  процедурой опроса является анкетирование.  По числу опрашиваемых различаются  групповое и  индивидуальное  анкетирование. Чаще всего применяется  групповая его разновидность.

Групповое анкетирование – это метод  единовременного письменного пороса группы опрашиваемых, собранных в  определенное время и в определенном месте (аудитория), осуществляемый в  соответствии с требованиями выборочной процедуры. Использование группового опроса обычно связано с типом выборки. Например, групповое анкетирование трудно и нецелесообразно совмещать со случайной выборкой на основе списков избирателей, т.к. объединить в одну группу респондентов ,у каждого из которых известен только домашний адрес, очень сложно из-за различного времени и места их работы, нежелания людей изменять свои планы на тот или иной день, отсутствии подходящего помещения и т.п. Совсем иное дело, когда строится случайная выборка из работников одного предприятия, т.к. гораздо легче собрать вместе людей, работающих вместе.

При проведении индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты проводящий опрос социолог либо вручает, либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата ее при повторной встрече, либо, объяснив цели опроса и правила заполнения опросного листа, дожидается, когда респондент завершит эту процедуру и вернет анкету.

В зависимости  от характера и способа объединения, опрашиваемых в группы существует несколько  вариантов опросов.

Раздаточный тип опроса, когда анкета раздается  респондентам для индивидуального  заполнения каждым из них.

Довольно  распространенным является почтовый опрос, при котором анкета по предварительному согласию высылается потенциальным респондентом и получается исследователем посредством почты.

Прессовые опросы – это массовый опрос, который  осуществляется посредством публикации анкеты в прессе с одновременной  просьбой, адресованной читателям, ответить на публикуемые вопросы. При определенной эффективности этот метод опроса имеет свою познавательную ограниченность в связи с тем, что здесь  более проблематичным является возврат  заполняемых респондентом анкет.

Социометрический  опрос – это метод опроса, применяемый  при изучении непосредственных контактов  и межличностных отношений в  малых социальных группах.

По уровню компетентности привлекаемых к опросу лиц выделяется два вида опросов:

  • массовый опрос – это способ изучения мнений различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой проблеме, о различных сферах общественной жизни, происходящих в них явлениях, процессах, событиях;
  • экспертный опрос – это такой вид  исследования, при котором опрашиваются специалисты по изучаемой проблеме. Специфика его состоит в том, что данный опрос, в отличие от массового, не анонимный, т.к. ориентирован на активное сотрудничество исследователя и опрашиваемого в выявлении сущности поставленной проблемы. 

Некоторым начинающим социологам нередко проведение массового опроса кажется довольно простой процедурой, однако, такое  мнение ошибочно. Исследователя при  проведении этих социологических процедур подстерегает немало неожиданностей. Чтобы из избежать, необходимо обладать профессиональной компетенцией, чувством ответственности за порученное дело и достаточно длительной практикой участия в проведении опросов.

 

 

 

2. Социологическое  наблюдение.

 

Под наблюдением  понимается метод сбора первичной  социальной информации об изучаемом  объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального  и слухового восприятия и регистрации  значимых с точки зрения целей  и задач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающих контролю и проверке.

Наблюдение  в социологическом исследовании может служить для достижения различный целей. Во-первых, оно может  быть использовано в качестве источника  информации об исследуемом социальном объекте. Во-вторых, с его помощью  можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюдение способно служить в качестве средства проверки данных, полученных другими  методами.

Для, того чтобы наблюдение достигло намеченных целей, необходимо разработать программу  и план его осуществления. В программе  выявляется проблемная ситуация, подлежащая наблюдению, определяются цели и задачи, объект наблюдения, способы осуществления  и регистрации полученной информации. Она определяет следующие основные этапы научного наблюдения:

  • выявление цели и задачи  наблюдения. Цель определяет направленность наблюдения. В зависимости от цели исследования задачи наблюдения могут быть: предварительная ориентировка в объекте наблюдения, получение интересующей наблюдателя информации, уточнение и проверка результатов, полученных при помощи других методов, выдвижение предварительных гипотез и их проверка;
  • выявление объекта и предмета наблюдения. В качестве объекта наблюдения могут выступать отдельные индивиды, их различные общности и группы, способы их деятельности. Предметами наблюдения могут стать вербальные и невербальные акты поведения отдельных индивидов, их групп (семейных, профессиональных и др.), а также более обширных общностей, определенные ситуации, в которых оказываются изучаемые индивиды и социальные общности;
  • выбор способа наблюдения, более эффективно обеспечивающего сбор необходимой информации, - включенное, не включенное и иные виды наблюдения;
  • определение способов регистрации наблюдаемого объекта, его действий и изменений. Регистрация результатов наблюдения может осуществляться в специально разработанных карточках  и протоколах наблюдений, в блокнотах, в звуко- и видеозаписях, в кино- и фотодокументах;
  • осуществление контроля наблюдения. Оно может быть реализовано путем обращения к документам, связанным с исследуемыми событиями и ситуациями, проверки результатов собственных наблюдений с наблюдениями, выполненными другими квалифицированными наблюдателями, и т.п.;
  • обработка и интерпретация полученной информации может осуществляться как традиционными методами – логическое обобщение полученных данных, построение выводов и т.п., так и методами обработки массивов полученной информации посредством компьютеров;
  • составление отчета о результатах наблюдения и полученных выводах. Такой отчет должен содержать документацию об объекте, предмете, времени, месте и обстоятельствах производственного наблюдения; характеристику наблюдаемых индивидов, социальных групп, способов их общения и деятельности в определенных ситуациях; рекомендации по практической реализации, полученной в процессе наблюдения социологической информации.

В зависимости  от целей и задач осуществляемого  социологического наблюдения, положения  и роли наблюдателя в изучаемой  ситуации ,по степени формализации исследовательской процедуры, условиям ее организации выделяется несколько  видов наблюдения. Основные из них  сводятся к следующему.

Нестандартизированное наблюдение – это такой способ изучения социальных явлений и процессов, при котором определен только объект наблюдения, но исследователь  не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса, события, ситуации и т.п.он будет наблюдатель. Этот вид наблюдения чаще всего применяется  на начальной стадии социологического исследования с целью определения  проблемной ситуации.

Стандартизированное наблюдение – такой способ сбора  эмпирической социологической информации, при котором заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса, которые имеют наиболее существенное значение для достижения намеченных целей и решения задач, стоящих перед исследователем. Оно может быть использовано как основной метод исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.

Невключенное (внешнее) наблюдение – это такой  способ социологического исследования, при котором исследователь находится  вне изучаемого объекта, изучает  его как бы со стороны. Оно применяется для описания социальной ситуации, в условиях которой происходят интересующие наблюдателя события.

Включенное  наблюдение – это такой способ социологического исследования, при  котором наблюдатель в той  или степени непосредственно  включен в изучаемый социальный процесс, находится в прямом контакте с изучаемыми индивидами и группами и участвует вместе с ними в  определенной сфере деятельности.

Полевое наблюдение отличается тем, что проводится в реальной жизненной ситуации, в  естественной обстановке, в непосредственном контакте исследователя с изучаемым объектом.

Одномоментное наблюдение – такое наблюдение, в котором фиксируется одно явление  или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое социологом невключенное наблюдение за митингом определенной политической партии или  движения.

Очень важно  при организации и проведении социологического наблюдения учитывать  его достоинства и недостатки.

Достоинства этого метода:

  • непосредственное наблюдения изучаемого объекта, что бывает иногда незаменимым на начальных этапах исследования;
  • гибкость и многовариантность, имеющие важное значение при изучении социальных явлений и процессов;
  • дешевизна, малозатратность проведения социологического наблюдения.

Недостатки  этого метода:

  • возможность неоправданного вмешательства исследователя в ход естественного процесса, т.к. присутствие наблюдателя в большинстве случаев накладывает определенный, чаще всего негативный, отпечаток на поведение исследуемых индивидов и групп;
  • наблюдение дает возможность получать только качественные, а не количественные характеристики изучаемых явлений и процессов социальной действительности.

 

 

3. Социологический  эксперимент

 

Социологический эксперимент – это такой метод  исследования, который позволяет  получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов.

В качестве изучаемых в социологическом  эксперименте зависимых переменных обычно выделяются индивидуальные знания, навыки, мотивы деятельности, групповые  мнения, ценности, качество трудовой деятельности и т.п.

Социологический эксперимент обладает определенной структурой. Ее основные компоненты сводятся к следующему:

Экспериментатор – это исследователь или группа исследователей, которые разрабатывают теоретическую модель эксперимента и осуществляют эксперимент на практике.

Экспериментальный фактор, или независимая переменная, - условие или группа условий, которые вводятся в исследуемую ситуацию социологом.

Экспериментальная ситуация - такая ситуация, которая преднамеренно создается исследователем в соответствии с программой и в которую не включается экспериментальный фактор.

Экспериментальный объект – это группа лиц, оказавшаяся в экспериментальных условиях, вытекающих из программной установки на проведение социологического эксперимента.

По характеру  экспериментальной ситуации эксперименты в социологии подразделяются на полевые  и лабораторные, контролируемые и  неконтролируемые (естественные).

Полевой эксперимент представляет собой  такую разновидность экспериментального исследования, в котором воздействие  экспериментального фактора на изучаемый  социальный объект происходит в реальной социальной ситуации при сохранении обычных характеристик и связей этого объекта.

По степени  активности исследователя среди  полевых экспериментов выделяют контролируемые и естественные. В  случае проведения контролируемого эксперимента исследователь имеет отношение факторов, составляющих в своей совокупности социальный объект, и условий его функционирования, а затем вводит в действие независимую переменную в качестве гипотетической причины предполагаемых в будущем изменений.

Естественный эксперимент – это разновидность полевого эксперимента, в которой исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную и не вмешивается в ход событий. Естественный эксперимент обладает тем преимуществом, что момент искусственности в нем сведен до минимума, а если подготовка к нему проведена тщательно и подумано, то чистота и достоверность выводов, полученных в результате его проведения, обладает высокой степенью достоверности.

Лабораторный эксперимент – это такая разновидность экспериментального исследования, при которой экспериментальный фактор введен в действие в созданной исследователем искусственной ситуации.

По характеру  объекта и предмета исследования, особенностям применяемых процедур различают реальные и мысленные  эксперименты.

Мысленный эксперимент -  разновидность эксперимента, проводимого не в социальной реальности, а на основе информации о социальных явлениях и процессах. Особенностью таких экспериментов является их многофакторность, при которой экспериментатор получает возможность одновременно варьировать значениями не одного вводимого им в действие экспериментального фактора, а целого комплекса таких факторов. Это позволяет ставить и решать задачи комплексного изучения сложных социальных процессов и переходить от уровня описания к уровню объяснения, а затем – к теории, позволяющей осуществлять прогнозирование.

Реальный эксперимент – это такая разновидность экспериментальной исследовательской деятельности, которая осуществляется в сфере функционирования реального социального объекта путем воздействия экспериментатора через введение независимой переменной в реально существующую и привычную для исследуемой общности ситуацию.

По характеру  логической структуры доказательств исходных гипотез выделяются параллельные и последовательные эксперименты.

Параллельный эксперимент – эта такая разновидность исследовательской деятельности, при которой выделяются экспериментальная и контрольная группа, а доказательство гипотезы  опирается на сравнение состояний двух исследуемых социальных объектов в одном и том же временном отрезке. Экспериментальной в таком случае называется группа, на которую исследователь воздействует независимой переменной, т.е. та, в которой реально осуществляется эксперимент.

Последовательный эксперимент обходится без специально выделенной контрольной группы. Одна и та же группа выступает в нем в качестве контрольной до введения независимой переменной и в качестве экспериментальной – после того, как независимая переменная оказала на нее предусмотренное действие.  В такой ситуации доказательство исходной гипотезы опирается на сравнение двух состояний исследуемого объекта в разное время: до и после воздействия экспериментального фактора.

Информация о работе Опросные методы сбора первичной социологической информации