Опросные методы сбора первичной социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

Опрос – это метод сбора первичной информации посредством устного и письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых осуществляет изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 31.57 Кб (Скачать файл)

Значимость  эксперимента в социологических  исследованиях определяется тем, что он, во-первых, позволяет получать новые знания об изучаемых социальных объектах, во-вторых, дает возможность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследователями, в-третьих, позволяет получать практически значимые результаты, которые можно реализовать в целях повышения эффективности функционирования изучаемого объекта.

 

 

 

4. Анализ  документов

 

Анализ  документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых  для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач.

Для того чтобы огромный и разнообразный  массив документации можно было успешно и эффективно использовать в целях извлечения из нее необходимой социологам информации, документы следует классифицировать. Такая классификация осуществляется по целому ряду оснований.

По общей значимости документы обычно делятся на:

    1. официальные (законы, указы, декларации, распоряжения и т.п.);
  1. неофициальные (личные заявления, письма, жалобы, дневники и др.).

По форме изложения документы подразделяются на:

  1. статистические (статистические отчеты, сборники статистических материалов, содержание экономического и социальные показатели развития страны, материального благосостояния населения и т.п.);
  2. вербальные, т.е. такие, в которых информация воплощена в словесно выраженной форме (письма, пресса, книги и т.п.).

По способу фиксации информации выделяются следующие разновидности документов:

  1. письменные документы, в которых информация изложена в форме буквенного изображения (рукописи, книги, сообщения прессы и т.п.);
  2. иконографические документы, воспринимаемые визуально 9иконы, картины, видеозаписи);
  3. фонетические, т.е. ориентированные на слуховое восприятия (грампластинки, лазерные диски и др.).

По критерию авторства документы делятся на:

    1. индивидуальные, созданные одним автором (письмо, заявление);
  1. коллективные, созданные несколькими авторами или людей (обращение к депутатам, правительству или населению страны, декларация о намерениях группы, партии, движения и т.п.).

Многообразие  видов документов по-разному используется в социологических исследованиях, однако существуют два основных метода анализа документов. Один из них традиционный, классический, а второй – формализованный, или, как его чаще всего называют, контент-анализ (от англ. анализ содержания).

Традиционный анализ документов – это совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала. При этом необходимо установить, кто является автором документа, с какими целями и в каком социальном контексте создавался данный документ, каково соотношение факторов, отраженных в документе, с изучаемой социологами действительностью, как отражаются на содержании документа взгляды, оценки.

Применение контент-анализа началось в 30-е годы XX века известным социологом Г.Лассуэлом, но широкое распространение начиная с 50-х годов. Этот вид анализа ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся или вовсе не  поддающихся традиционному анализу. Он основан на выявлении определенной совокупности количественных, статических характеристик текстов (или сообщений).

В социологических  исследованиях используются два  вида контент-анализа, различающиеся  в зависимости от характера представления  содержания текста: качественный и количественный.

Качественный  контент-анализ основан на использовании нечастотной модели содержании текста и позволяет выявить типы качественных характеристик содержания текста вне зависимости от частоты встречаемости каждого из этих типов.

Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача – получить количественную характеристику содержания изучаемого текста.

 

Литература

 

1. Общая  социология: учеб.пособие / Е.М. Бабосов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ТетраСистемс, 2010. -608с.

2. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. – Самара, 2001г.

3.Социологическая  энциклопедия / под общ.ред. А.Н. Данилова. –Минск, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Опросные методы сбора первичной социологической информации