Оптимизация деятельности профсоюзов по защите социально – трудовых прав и интересов трудящихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:16, реферат

Описание работы

Россия переживает один из самых трудных периодов в своей истории. Нынешняя ситуация на рынке труда почти во всех регионах страны неспокойна. По-прежнему высок уровень безработицы1, увеличивается обнищание трудящихся масс, не прекращается рост нарушений трудовых прав работников, несовершенно трудовое законодательство. По данным Верховного Суда Российской Федерации, за период с 1996 по 2009-11. общее количество дел по нарушениям трудовых прав граждан возросло с 94 тыс. до 1,5 млн., т.е. более чем в 15 раз. А если взять такую наиболее острую проблему, как нарушения в сфере оплаты труда, то здесь количество рассматриваемых дел выросло за этот период с 14 тыс. до 1,3 млн. (в 70 раз)

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 598.00 Кб (Скачать файл)

Первые шаги по организации рабочих в профсоюзные организации  предпринимаются в 1905 году. Первые требования об изменении условий труда были выдвинуты рабочими в январе 1905 года накануне всеобщей городской стачки. В последующие годы Союз расширяет свою деятельность, организуя митинги, создавая дисциплинарный суд для рассмотрения конфликтов с администрацией и в целях борьбы с провокациями, касса взаимопомощи и специальные фонды: на случай болезни работников.

С самого начала своей деятельности Союз металлистов занимается вопросами охраны труда, создаёт «Бюро для приискания мест безработным рабочим – металлистам», организовывает «Фонд взаимопомощи», библиотеку при совете Союза и др. Союз металлистов умело пользуется возможностями средствах массовой информации, помещая в казанских газетах объявления  и короткие сообщения о собраниях металлистов и заседаниях правления Союза, печатая заметки о незаконных действиях хозяев заводов и тяжёлых условиях труда, призывая к бойкоту предприятия и их хозяев, допускающих произвол по отношению к своим рабочим.

Официально Союз просуществовал лишь 9 месяцев, и в 1907 году профсоюз был ликвидирован властями, возобновить свою деятельность он смог только весной 1917 г.

В годы Великой Отечественной войны профсоюзная организация проводили большую работу по размещению эвакуированных рабочих предприятий из западных областей страны в Татарию, был в первых рядах, проводимых в то время кампаний по сбору средств в фонд обороны, на постройку танковых колонн, аэроэскадрилий, сбору тёплых вещей и подарков для фронта. Концерты для раненых бойцов, работа передвижных библиотек, выделение материальной помощи семьям погибших на фронтах и нуждающимся семьям воинов, организация огородничества – вот далеко не полный перечень дел, который курировали профсоюзная организация во время войны.

В послевоенные годы профсоюзы занимаются развитием социалистического соревнования, производственных совещаний, управлением государственным социальным страхованием, заботой об инвалидах и участниках Великой Отечественной войны, учётом нуждающихся и распределением жилья, мест в детских дошкольных учреждениях, организацией отдыха детей, развитием спорта и художественной самодеятельности, клубов и библиотек.

XI век начался для профсоюзов заключением первого республиканского Отраслевого соглашения с Министерством экономики, промышленности  и Ассоциацией промышленных предприятий Республики Татарстан. Согласно которому, в которое время включаются меры по укреплению экономического и финансового положения предприятий и организаций, проведению промышленной политики в пользу предприятий, гарантии рабочим отрасли. Представители Ассоциации промышленных предприятий и Министерства экономики стали участвовать в пленумах, заседаний президиума рескома профсоюза, семинарах – совещаниях по вопросам оплаты труда, охраны труда, работы с персоналом и др. Сегодня Федерация профсоюзов Республики Татарстан объединяет более миллиона членов профсоюза.

Таким образом, можно отметить тот факт, что, несмотря на те сложные события, происходящие в истории, профсоюзы выжили и в системе современной рыночной экономики заняли свою нишу, заявили о себе и ныне, достаточно твёрдо стоят на ногах.

В условиях современной рыночной экономики профсоюзы активно участвуют в работе Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, законодательных и исполнительных органов в субъектах Федерации, органов местного самоуправления, органов управления экономикой и социально-трудовой сферой на принципах социального партнерства. Представляя и защищая там права и интересы наемных работников, профсоюзы  расширяют практику своего участия в рассмотрении проектов законов, постановлений и внесения в них предложений, касающихся социально-трудовой сферы, постоянно участвуют в работе соответствующих структур государственной власти и управления, создании механизма отслеживания состояния социально-трудовой сферы и законодательства. Сегодня в субъектах Федерации заключено 78 трехсторонних региональных соглашений. Кроме того, около 5000 соглашений подписано в них по отраслевому или территориальному принципам. Продолжая славные традиции отечественного профдвижения, независимые профсоюзы России активно включились в процесс совершенствования трудового законодательства, самым значительным эпизодом которого стала работа над Трудовым кодексом. В результате сложных переговоров Федерации независимых профсоюзов России удалось закрепить в Трудовом кодексе основные права и интересы работников – членов профсоюза. Практика действия Трудового кодекса показывает, что он, в целом, направлен на защиту прав работника и позволяет решать многие проблемы в области трудовых отношений, что, по нашему мнению, в значительной степени является заслугой профессиональных союзов.

В наши дни для российских трудящихся профсоюзы стали «школой выживания» в условиях рыночной экономики. И в этих условиях для защиты интересов наемных работников профсоюзы традиционно используют  все законные формы: от переговоров до забастовок. Только в 2004 году целенаправленная правозащитная работа профсоюзов в судах позволила добиться удовлетворения 91% из поданных ими исков по фактам нарушения прав людей труда.

Отметим, что на большинстве старых предприятий профсоюзы сохранились и даже укрепляют свои позиции. Они освоили новые функции и успешно с ними справляются. Однако, вновь созданные предприятия, как правило, обходятся без профсоюзов.

На современном успешном предприятии  нормы взаимоотношений между работодателем и наемным работником скорее неформальны, чем формальны. Работодатель, выплачивая высокую заработную плату, отказывается от социальных пособий, наемный работник в свою очередь, делает выбор в пользу индивидуального способа решения конфликтов, обходится без посредников, отступает перед работодателем чаще, чем продолжает борьбу.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что, работая в современных  условиях, профсоюзы сталкиваются с  такими проблемами, как:

  1. проблемы организационной структуры и повышения эффективности деятельности профсоюзных органов всех уровней;
  2. проблемы кадрового обеспечения и привлечения молодежи;
  3. проблемы социального партнерства и влияния профсоюза на рост заработной платы и занятости.

 

Остановимся на каждой проблемы подробнее.

 

Организационное состояние.

Отмечается тревожная тенденция сокращения численности членов профсоюзов. В России существуют первичные профорганизации, имеющие в своих рядах менее половины численности работников предприятия, часть из которых близки к этому. Задача из задач профсоюзов – прекратить снижение численности, добиваться укрепления и роста своих рядов, потому что только в массовости и единстве действий – сила профсоюзов.

Кадровое обеспечение  и привлечение молодежи.

Профсоюзы России  не имеют крепкого резерва кадров на уровне цеховой и первичной организации, несмотря на то, что молодежь составляет достаточно большое количество, в выборных органах она представлена крайне низко. Для этого необходимо активизировать работу школ профсоюзного актива на предприятиях и в организациях.

Социальное  партнерство и влияние профсоюзов на рост заработной платы и занятости.

Данный вопрос решается только переговорным путём через заключение коллективного договора. От того, как подготовлена сторона работников к проведению таких переговоров, во многом зависит достижение поставленных целей по повышению заработной платы. В этой связи, профсоюзным комитетам необходимо смелее использовать возможности по укреплению своих позиций в переговорах с работодателем.

Актуальными остаются рубежи:

    • доведения минимального тарифа (оклада) до уровня прожиточного минимума трудоспособного человека в России,
    • обеспечения роста доходов членов профсоюза на основе повышения средней заработной платы до уровня не менее четырех прожиточных минимумов.
    1. Правовой статус профсоюзов.

Для защиты своих прав работники могут создавать специальные органы, представляющие их интересы. В соответствие с Трудовым кодексом представителями работников являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации. Профсоюзы представляют собой добровольные независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально – трудовых прав и интересов.

Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъектов правовой деятельности. Их статус (правовое положение) определен законодательством, которое устанавливает общую право- и дееспособность профсоюзов, основные права и обязанности, а также гарантии их осуществления. Данные полномочия закреплены в гл. 58 Трудового кодекса Российской Федерации «Защита трудовых прав работников профессиональными союзами».

Оптимальным методом реализации защитной функции союзов становится организация правового социального партнерства - цивилизованной формы взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями и правительственными структурами. Целью социального партнёрства признаётся согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени должны учитывать необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создание системы гарантий трудовых прав работников. Современное российское законодательство, непосредственно связанное с регулированием социально – трудовых отношений, с социальным партнёрством, на федеральном уровне включает следующие правовые акты:

    • Конституция РФ
    • Трудовой кодекс РФ
    • «Об общественных объединениях» (19 марта 1995г.);
    • «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (12 января 1996 г.);
    • «О некоммерческих организациях» (12 января 1992 г.);
    • «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (24 ноября 1997 г.);
    • «О российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений» (1 мая 1999г.);
    • «Об объединении работодателей» (27 ноября 2002 г.), и др.

Субъектами социального партнёрства являются предприниматели и наёмные работники и государство. Объектами  - социально – трудовые отношения между субъектами партнёрства. Охранительная часть механизма социального партнёрства включает системы разбирательства трудовых споров, как усилиями спорящих сторон, так и с привлечением примирительно – посреднических органов, общих и трудовых судов. 

Механизм социального партнёрства  действует на основе следующих принципов:

  1. полное равенство сторон на переговорах, исключающее ущемление установленных законами прав, как работников, так и работодателей;
  2. приоритетность согласительных методов и процедур в ходе переговоров;
  3. обязательность достигнутых договорённостей и определение ответственности за принятые обязательства;
  4. справедливость и доверие в отношениях партнёров;
  5. регулярность проведения необходимых консультаций в ходе сотрудничества.

Одним из основных законов, регулирующих деятельность профсоюзов России: Федеральный закон от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" устанавливает следующую иерархию профсоюзных органов:

  1. общероссийский профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории РФ или на территориях более половины субъектов РФ либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
  2. общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов - добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории РФ или на территориях более половины субъектов РФ;
  3. межрегиональный профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов РФ;
  4. межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов РФ;
  5. территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта РФ либо на территории города или района;
  6. территориальная организация профсоюза - добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта РФ, либо на территориях нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района.

На уровне организации представителями  работников могут быть:

  1. первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;
  2. иные избираемые работниками представительные органы.

Информация о работе Оптимизация деятельности профсоюзов по защите социально – трудовых прав и интересов трудящихся