Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:52, лекция
Ещё в древности было замечено, что люди, действуя совместно, могут добиться значительно большего эффекта, нежели действуя поодиночке. Личность, семья, группа, общность выражают человеческий материал социальной структуры. Но люди в обществе не просто механически объединяются, а ещё и определённым образом организуются, одни из них выполняют функции управляющих, другие – управляемых, одни занимаются умственным трудом, другие – физическим и т. д. Дополняя друг друга, они создают определённые социальные единицы, получившие название организаций, которые становятся важным элементом социальной структуры.
Тема: Организационная структура общества. Социальные организации и социальные институты.
1. Природа и сущность социальной организации.
Ещё в древности было замечено, что люди, действуя совместно, могут добиться значительно большего эффекта, нежели действуя поодиночке.
Личность, семья, группа, общность выражают человеческий материал социальной структуры. Но люди в обществе не просто механически объединяются, а ещё и определённым образом организуются, одни из них выполняют функции управляющих, другие – управляемых, одни занимаются умственным трудом, другие – физическим и т. д. Дополняя друг друга, они создают определённые социальные единицы, получившие название организаций, которые становятся важным элементом социальной структуры.
Организованная деятельность – необходимое условие существования людей.
Человек всю свою жизнь проводит в организациях, сталкивается с организациями, зависит от них. Различного рода организации регулируют и направляют человеческую жизнь, во многом облегчая её, они создаются людьми для удовлетворения разнообразных потребностей. Н. Смелзер писал о том, что человек рождается в организации, воспитывается в организации, удовлетворяет свои потребности в организации и именно организация провожает его в последний путь.
Главным действующим лицом любой организации выступает человек. Большую часть своей сознательной жизни он проводит в стенах организаций самого различного профиля, в соответствии со своей профессиональной квалификацией, выполняя в ней круг определённых обязанностей, трудовых действий, занимая в этой организации определенную должность (статус). Как личность, член общества, человек реализует себя в рамках деятельности той или иной организации.
Поэтому одна из важнейших задач
социологической науки –
Однако, не смотря на такое широкое распространение организаций и на столь высокую их роль в нашей жизни, в науке до сих пор не выработаны единые подходы в понимании сущности организаций.
Сам термин «организация» произошёл от позднелатинского “organizo”, что обозначает «сообщаю стройный вид», «устраиваю». В толковом словаре В. Даль определял организацию как «само дело или вещь».
Понятие «организация» часто
Термин «организация» может иметь множество значений. Три самые распространенные общенаучные значения термина «организация» даёт А. И. Пригожин:
Во-первых, организация как
Во-вторых, организация как
В-третьих, организация как структура.
Все три значения понятия «организация» тесно связаны между собой. Наряду с приведёнными общенаучными значениями термина «организация» в каждой науке есть и свои частные специфические подходы в понимании её сущности. Многогранность организаций привлекает к их исследованию представителей многих наук – психологов, экономистов, социологов, специалистов по управлению, разработчиков систем и инженеров.
В обыденном употреблении под организацией обычно понимается практически любая форма совместной деятельности людей.
В социологии под организацией в узком смысле слова понимается объединение людей, которое создаётся ради выполнения определённой цели, с присущей ей социальной структурой, иерархией позиций, нормативной регуляцией поведения, строгим разделением функциональных обязанностей (специализацией), системой управления и координации деятельности, каналами коммуникации и, наконец, собственной системой социального контроля. Главная отличительная черта любой организации заключается в том, что она есть рационально скоординированная и упорядоченная деятельность множества подготовленных специалистов, что позволяет эффективно решать стоящие перед ней задачи.
В любой организации отношения строятся по вертикали (субординация) и по горизонтали (координация), что придаёт её деятельности организованный характер.
Через организации, через разделение их функций и их связи друг с другом определяется целостное строение и функционирование государства и общества в целом. Социальная система предстаёт как иерархия организаций.
2. Типология организаций.
Важным вопросом в понимании сущности и изучении организаций является вопрос их классификации. Выделяют различные критерии классификации организации.
По характеру продукта организации принято делить на:
По институциональному признаку организации делят на:
Формальная организация имеет стабильную структуру, иерархию и роли, строго определённые для каждого члена. Формальная организация создаётся по воле руководства. Но как только организация создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Таким образом, возникает неформальная организация.
Неформальные организации
В большинстве формальных организаций существует не одна неформальная организация. Большинство из них объединены в своего рода сеть. Для образования таких групп благоприятна трудовая среда: люди, которые в других условиях вряд ли встретились бы, собираются вместе каждый день иногда на протяжении нескольких лет, больше времени проводят в кругу коллег, чем в собственной семье.
К главным функциям неформальной организации относятся: коммуникационная, функция поддержания сплочённости, укрепления чувства личного тождества, самоуважения, независимости выбора и иные.
Разница в механизмах образования формальных и неформальных организаций состоит в том, что в основе формирования формальной организации лежит организационный процесс, т.е. её создание планируется руководством, а спонтанное взаимодействие членов формальной организации, не спланированное высшим руководством, способствует возникновению неформальных организаций внутри неё.
Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому как они могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников.
3. Понятие социального института и процесса институционализации.
Практика общественного
Социальный институт – это форма коллективной жизнедеятельности людей, основанная на традициях, нормах и ценностях, это особая форма их организации, которая призвана консолидировать усилия людей для достижения общих целей. Это та сила, которая из отдельных людей создаёт целостную общественную систему.
На этом основании можно считать, что социальный институт – прежде всего некая традиция, обуславливающая существование социальных структур; это своего рода «устав» общественной жизни; это то, что организует людей в целенаправленно действующие объединения и коллективы; это организующая сила.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.
Социальная структура и
Основные типы социальных институтов:
Социальные институты способны выполнить своё предназначение (т. е. выполнять присущие им функции) за счёт упорядочивания, стандартизации и формализации общественной деятельности. Этот процесс называется институционализацией (т.е. становление того или иного социального института).
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Предпосылкой появления социальных институтов является формирование определённых общественных потребностей. Другой предпосылкой процесса институционализации является формирование общих целей, которые, с одной стороны, формируются в ответ на те или иные общественные потребности, а с другой – диктуют условия совместной деятельности и консолидации усилий. И там, где эта консолидация осуществляется быстрее, там наблюдается и ускоренное развитие общества.
Тема: Социологическое исследование: понятие и виды, программа и выборка.
Значимость социологии во многом определяется тем, что в её рамках выработаны весьма надёжные способы и методы изучения такого важного и многообразного феномена социальной структуры как общественное мнение.
Общественное мнение – мнение большинства членов определённого типа сообщества по жизненно важным проблемам. Чаще всего это проблемы экономической, политической и общественной жизни.
Структура общественного
мнения определяется тем, кто его
выражает, т.е. кто является его носителем
(субъект общественного мнения)
Основными функциями общественного мнения являются оценочная, регулятивная и контрольная.
В силу того, что общественное мнение выражает настроения, чувства и чаяния преобладающей части общества, его изучение имеет важное значение для нормального развития как самого общества, так и его отдельных подсистем.
Изучая общественное мнение, социологи выходят на раскрытие таких факторов, которые подспудно формируют интересы различных слоёв общества. Если известна структура общественных интересов, то становится понятной и характеристика социальной ситуации, очевиднее становятся скрытые проблемы, что позволяет выделить первоочередные мероприятия по их устранению, т.е. наметить пути определения основных направлений социальной деятельности и продуманных управленческих решений.
его этапы и виды.
Социология, как и всякая другая наука, имеет свой научный (т.е. теоретический) и практический прикладной характер, пользуется как методами теоретического анализа, так и методами эмпирического исследования.
Социологическое исследование – исследование социальных объектов, отношений и процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов своего осуществления. Все они отличаются друг от друга характером и содержанием, формами и процедурами исследовательской деятельности.
1-Подготовительный этап включает в себя определение темы, целей и задач исследования. Проведение пилотажного (предварительного пробного, репетиционного) исследования и подготовка программы дальнейшего исследования. Определение генеральной (кого изучать?) и выборочной (сколько человек изучать?) совокупности. Организационная и материально-техническая подготовка исследования.