Организационная структура общества. Социальные организации и социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:52, лекция

Описание работы

Ещё в древности было замечено, что люди, действуя совместно, могут добиться значительно большего эффекта, нежели действуя поодиночке. Личность, семья, группа, общность выражают человеческий материал социальной структуры. Но люди в обществе не просто механически объединяются, а ещё и определённым образом организуются, одни из них выполняют функции управляющих, другие – управляемых, одни занимаются умственным трудом, другие – физическим и т. д. Дополняя друг друга, они создают определённые социальные единицы, получившие название организаций, которые становятся важным элементом социальной структуры.

Файлы: 1 файл

Немного из лекционного курса.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

2-Полевой этап – сбор первичной социологической информации с помощью процедур, методов и инструментария, определённых программой исследования.

3-Этап подготовки и обработки первичной социологической информации – собранные на этапе полевых исследований материалы проверяются и подготавливаются к обработке на ЭВМ. Осуществляется сам процесс обработки и обобщения информации, получение различных зависимостей.

4-Результирующий этап – этап обобщения данных, их объяснения и истолкования, получение практических выводов и рекомендаций. Оформление результатов исследования.

(5)-Внедренческий – этап внедрения рекомендаций, основанных на результатах исследования, и принятие управленческих решений.

 

Примерное распределение времени  на организацию социологического исследования:

подготовительный этап – 30-40%;

полевой этап – 10-15%;

этап подготовки социологической информации к обработке; этап обработки первичной социологической информации – 15-25%;

результирующий этап (анализ материалов, написание отчётных документов) – 30-40%.

Конечно, такая структура не является обязательной. Всё зависит от глубины и масштабов исследования.

 

Виды прикладных социологических исследований:

в зависимости от глубины и целей  исследования:

  • разведывательное (пилотажное) – пробное исследование, осуществляемое с целью проверки качества подготовки основного исследования. В ходе его проведения уточняются цели, задачи и гипотезы исследования, осуществляется доработка и исправление инструментария;
  • описательное – с его помощью изучается эмпирическая (реально существующая) информация, дающая относительно целостное представление об изучаемом социальном объекте, его структуре и основных признаках;
  • аналитическое – не только описывает элементы изучаемого социального явления, но и даёт анализ причин, лежащих в его основе; главная задача – поиск причинно-следственных связей;

по частоте проведения, т.е. изучение социального объекта в статике  или динамике:

  • разовое (точечное) – описывает изучаемый социальный объект в статическом состоянии,  не в развитии и изменении во времени;
  • повторное – исследование одного и того же социального объекта через некоторые промежутки времени;
  • социальный мониторинг – непрерывное и оперативное получение информации о социальных явлениях и процессах;

по масштабам проведения исследования: международное; общенациональное; региональное; отраслевое; локальное;

по срокам: экспресс-исследование – проведение социологического исследования в течение нескольких дней, изучаются простые проблемы, не требующие длительной подготовки и проработки; краткосрочные – проведение исследования в течение 1-2 месяцев; среднесрочные – 3-4 месяца; долгосрочные – проведение исследования занимает1 год и более (порою даже исследования проводятся в течение длительного периода времени 20 лет).

 

  1. Программа прикладного социологического исследования.

В любом самостоятельном исследовании всё начинается с программы. Это теоретический документ, определяющий пути, приёмы и сроки изучения социальных проблем, т.е. своего рода стратегический план проведения исследования. Тщательно разработанная программа – гарантия успеха всего исследования.

Программа социологического исследования включает два основных раздела:

  • теоретико-методологический – формулируются проблемы, производится описание проблемной ситуации, даётся указание объекта и предмета исследования, определение цели и задач, формулировка гипотез исследования, интерпретация основных понятий;

Исходным пунктом социологического исследования является анализ и выработка  рекомендаций к решению сложившейся  в обществе, регионе, производственном коллективе, городе или другой сфере  общественной жизни проблемной ситуации. Она может проявляться в социальной дезорганизации, противоречии, конфликте интересов социальных групп, общностей, институтов. Причём часто конкретными людьми социальная проблема может и не осознаваться, так как провоцирующие её противоречия ещё не достигли соответствующего уровня.

На первом этапе разработки программы  и соответственно подготовки социологического исследования формулируются проблемные ситуации, узлы противоречий, которые надо разрешить.

Формулировка проблемы влечёт за собой выбор конкретного объекта исследования. Им могут быть социальный процесс или область социальной жизни, социальные взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие. Иными словами, всё то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию социального характера. Объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс социологического анализа.

Помимо объекта выделяется также  предмет исследования, т.е. те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые предстоит исследовать.

В программе также обозначаются цель, задачи исследования. Они вытекают из сформулированной проблемной ситуации. Чаще всего цели и задачи исследования формулируются заказчиком. Цель – желаемый результат исследовательской деятельности. Задачи – конкретные меры по достижению цели. По сути, каждая стадия развёртывания программы и анализа полученных данных предваряется постановкой конкретных задач.

Выделяются основные и дополнительные задачи исследования. Основные задачи исследования должны отвечать его целевой установке, дополнительные ставятся для подготовки будущих исследований, проверки побочных гипотез и т. п.

Следующая важнейшая часть работы над программой – выдвижение гипотез исследования. Гипотезы – предположения о структуре изучаемых объектов, характере их социальных связей, возможных подходах к решению социальных проблем, истинность которых необходимо проверить в ходе исследования, а также по его результатам.

Как создаются гипотезы? Первоначально социолог на основе анализа литературы, бесед с экспертами, знакомства с другими исследованиями, своего знания жизни или пилотажного исследования мысленно выдвигает возможные причинно-следственные связи. Гипотеза должна быть научной, непротиворечивой и проверяемой в ходе исследования. Отрицательный результат в науке – тоже результат. Следует также помнить, что гипотеза не должна противоречить ранее установленным научным фактам. К примеру, есть достаточно оснований выдвинуть такую гипотезу: «Чем разнообразнее труд, тем больше удовлетворённость от его выполнения у работника». Однако при определённом психофизиологическом типе личности именно однообразная и монотонная работа доставляет удовлетворение, а разнообразная – нет.

При разработке программы социологического исследования важно выделить и чётко уяснить суть ключевых понятий, выражающих узловые моменты, точки изучаемой проблемы. К примеру, изучение текучести кадров обязательно потребует использования такого понятия, как адаптация людей к новому месту работы, жительства.

Работа начинается с анализа  соответствующей литературы по теме исследования, выявления сущности понятий. Затем предполагается проверить  измеряемость тех признаков, которые  были выделены исследователем. Например, с помощью каких показателей можно измерить процесс адаптации, отношение к учёбе, труду, качество жизни и т. п.

  • организационно-методический (процедурный) раздел программы социологического исследования – предусматривает выбор изучаемой совокупности, приёмов и методов сбора информации, разработку инструментария, способы и схемы обработки информации, сроки её анализа,  определение плана исследования и графика работ.

Рабочий план исследования – органическая часть программы. В нём поэтапно намечаются сроки проведения работы, если нужно фиксируются исполнители, составляется смета расходов, обосновывается численность сотрудников. Здесь определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов исследования.

Таким образом, программа прикладного  социологического исследования – своеобразный инструмент, который организует и направляет исследовательскую деятельность по пути наиболее рационального достижения целей, который также согласует интересы заказчика и исполнителя.

Требования к программе исследования

Первое и главное требование – программа исследования должна быть. Без программы исследование напоминает поиск методом проб и ошибок, расход средств и времени и часто не оправдывает полученных результатов.

Второе требование – чёткость и  продуманность программы.

Третье требование – логическая последовательность всех элементов  программы. Например, нельзя начать с  выбора принципиального плана, не видя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться сформулировать гипотезы, не представляя объект в целом. Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования. Короче говоря, все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечёт за собой ошибки в последующих операциях.

Четвёртое требование – гибкость программы (т.е. её способность к изменениям или корректировке). Отдельные её положения могут уточняться по мере обнаружения ошибок.

 

  1. Понятие выборки в социологии.

Социология изучает общество и  протекающие в нём процессы и  явления, однако их участниками являются не отдельно взятые индивиды, а многочисленные социальные сообщества. Таким образом, чаще всего объектом социологического исследования выступают большие совокупности людей (например, население страны). Весь массив социальных объектов, имеющих отношение к изучаемой проблеме, называют генеральной совокупностью. Однако представители генеральной совокупности дифференцированы по различным социально-демографическим признакам (полу, возрасту, профессии и т.п.) и рассредоточены по различным социальным и поселенческим структурам, в связи с чем сложно доступны для изучения. Поэтому социологические исследования обычно бывают выборочными, т.к. сплошное исследование занимает много времени, денежных затрат, организационных усилий и в целом является нецелесообразным. Т.е. для исследования берётся какая-то часть, точно так же, как при анализе крови берется одна капля.

Выборка – это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая её часть (т.е. обладает всеми свойствами генеральной совокупности) (выборочная совокупность), и только эта часть подвергается обследованию. Т.е. социолог выделяет некую часть генеральной совокупности в надежде, что сумеет выявить и доказать свойства всего объекта исследования в целом.

Выборочная совокупность – часть  социального объекта (т.е. генеральной  совокупности), которая адекватно отражает его структуру и подлежит непосредственному изучению.

Выборочная совокупность должна адекватно отражать структуру генеральной совокупности и соответствовать требованию репрезентативности.

Репрезентативность (представительность) выборочной совокупности – её способность правильно отражать и воспроизводить состояние дел и значимые параметры генеральной совокупности. Чаще всего в качестве таковых выступают половозрастной, социально-профессиональный, имущественный состав обследуемых, их пространственная локализация.

Прежде всего, надо уяснить, какие  из имеющихся сведений о характеристике генеральной совокупности (т.е. объекте  исследования) существенны для целей исследования. Пол и возраст замыкают на себе многие показатели семейного состояния: возраст, к примеру, указывает на жизненный опыт, профессиональный стаж. Пространственная локализация (по территории, по месту работы) важна с точки зрения адресности выводов и рекомендаций, которые должны быть привязаны к административным или производственным показателям. При сочетании этих трех параметров: половозрастной структуры, социального состава и пространственной локализации выборка будет представительной для изучения многих социальных проблем. Например, при изучении политических ориентаций населения уже не обойтись без учёта имущественного положения, а студенческих проблем – без знания ВУЗа и курса обучения студентов. Понятно и то, что чем больше размер выборки, тем больше и достоверность.

Существуют специальные формулы  и статистические теории для определения  размера выборки. Наряду с этим при проведении социологических исследований для повышения степени надёжности полученной информации производится предварительный расчёт их возможных отклонений (погрешностей).


Информация о работе Организационная структура общества. Социальные организации и социальные институты