Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 02:13, реферат
Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций
Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации. То есть, структура организации устанавливает некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений.
Для каждой социальной организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура. Организационная структура характеризуется распределением целей и задач между подразделениями и сотрудниками организации.
Основная (производственная) деятельность
осуществляется в рамках действующих
структур с помощью функций и методов
традиционного менеджмента. Деятельность,
связанная с выживанием и развитием организации
требует управления проблемами организации
и управления развитием, для чего необходимы
разработка и принятие управленческих
решений. Наконец, поскольку управление
осуществляется путем законодательного
закрепления принимаемых управленческих
решений, то необходимы также функции
управления правоохранительной деятельностью.
Таким образом, функции социального управления
включают как функции традиционного менеджмента,
так и функции подготовки и принятия управленческих
решений, а также функции законодательного
закрепления управленческих решений и
контроля за их выполнением. Как следует
из таблицы, традиционные функции управления
(функции управления исполнительской
деятельностью) составляют менее половины
всех функций управления, что во многом
объясняет неудачные попытки управления
обществом с помощью в основном функций
классического менеджмента.
Многие из указанных функций (в частности,
функции управления проблемами организации
и функции развития) имеют скрытый (неявный,
латентный) или полускрытый характер,
что приводит к неадекватным представлениям.
В частности, популярное представление
об организации как целенаправленной
системе является следствием недостаточной
осознанности нетрадиционных функций
управления. В результате многие руководители
не видят большой разницы между управлением
обществом и большой фабрикой. А разница
между тем огромна – как между человеком
и машиной (роботом). Если машину (фабрику)
конструировал сам человек, хорошо знающий
как она функционирует и что можно от нее
ожидать, то общество никто не конструировал
и законы его развития нам пока почти не
известны, поэтому, в отличие от фабрики,
целеполагание к нему может быть применимо
лишь когда будут получены объективные
знания о законах функционирования общества.
Итак, социальная организация, независимо
от ее происхождения, обладает способностью
выявлять и решать проблемы с помощью
многообразных средств, которые она создает
сама или использует в готовом виде. Эта
уникальная способность требует уникального
механизма, осуществляющего сложные управленческие
и производственные функции. В некоторых
небольших естественных организациях
(семьи, неформальные группы, эгалитарные
общества), а также искусственных организациях,
социальный механизм совпадает с самой
организацией. Однако, в больших естественных
и естественно-искусственных организациях
такого совпадения не наблюдается и социальный
механизм являются частью организации.
Правда, не всегда легко бывает «увидеть»
этот механизм, так как часто он имеет
скрытый (латентный) характер. Социальный
механизм складывается из двух механизмов.
Первый механизм, называемый механизмом
управления, осуществляет традиционное
(рутинное) управление. Этот механизм действует
постоянно. Второй механизм, называемый
механизмом развития, «включается» только
тогда, когда обнаружится отклонение от
цели. Он осуществляет решение проблем
и при необходимости изменяет (совершенствует)
механизм управления. Этот специальный
механизм, осуществляющий стратегическое
управление, согласно И. Ансоффа, должен
состоять из трех групп:
- «штабной», в обязанности
- группы общего руководства; она должна
заниматься оценкой относительной важности
проблем, составлением их перечня, разработкой
методов их рассмотрения и распределения
обязанностей, связанных с решением;
- целевых групп, которым поручается решение
соответствующих проблем.
Социальные механизмы имеются во всех
организациях как естественных, так и
искусственных. Однако, это не исключает
возможности совпадения социального механизма
с самой организацией. Особенно это характерно
для искусственных организаций.
В крупных современных фирмах роль
механизма выживания и развития
играют отделы маркетинга, играющие
ведущую роль в организациях. Производственные
и обеспечивающие производство службы
играют роль исполнительных механизмов,
перестраиваемых в зависимости от изменений
рыночной конъюнктуры. Многие искусственные
организации проектируются без механизмов
выживания и развития, что резко снижает
их устойчивость и жизнеспособность. Они
создаются как исполнительные механизмы,
однако в процессе функционирования к
ним явно или неявно «достраиваются» механизмы
выживания и развития, что продлевает
жизнь таким организациям на некоторое
время в зависимости от случайных факторов.
Таким образом, социальный механизм
выполняет главную функцию в организации:
он выявляет и решает социальные проблемы
с помощью рассмотренных выше функций
социального управления, некоторые из
которых (функции управления проблемами,
структурного регулирования, ценностного
регулирования), как известно, имеют скрытый
(латентный, теневой) характер. Последнее
означает, что такие функции имеют неинституциональный
характер: они не являются общепризнанными
и выполняются недостаточно осознанно,
по ним не готовят специалистов, в отношении
них не разработан соответствующий научный
инструментарий.
Например, в организациях, как правило,
отсутствуют специализированные подразделения,
осуществляющие выявление проблем организации.
Такие функции неявным образом берут на
себя официальные руководители организаций.
Хотя указанные функции имеют скрытый
характер, они все - же выполняются. Это
означает, что в организациях существуют
люди и (или) структуры, осуществляющие
указанные функции неформально, часто
не подозревающих об этом. При этом некоторые
из этих людей и структур могут не входить
в явную (формальную) часть социального
механизма.
Социальный институт (лат. inst
Процесс институционализации.
Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов. Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.
При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. (Дополнение 1) Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется.
Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:
1. возникновение потребности,
2. формирование общих целей;
3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;
6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7. создание системы статусов и ролей, охватыващих всех без исключения членов института.
Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко-формализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину - в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь - в крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.
Люди всегда стремятся
Индивидуальные роли в институциональном поведении. Далеко не все социальные роли внутри института могут быть институциональными. "Плохой мальчик" или "мамин маленький помощник" - это роли в семье, но они не институционализированы. В то же время сын или дочь – это институционализированные роли. В чем же состоит различие? Институционализированная роль это наиболее постоянная в данном институте совокупность поведенческих ожиданий, отступление от которой наиболее сурово наказывается. Отклонение от таких ожидаемых ролей опасно, а потому социально осуждается. Даже президенты и короли, обладающие значительной силой, вынуждены признавать рамки институциональных ролей. Если они пытаются управлять без учета ролевых ожиданий, то довольно быстро теряют свое влияние в институте. Очевидно, что роли сына и дочери в семье, с их обязанностями по отношению к родителям и друг к другу должны в целом выполняться неукоснительно, и отклонения сурово осуждаются.
Институциональные роли удивительно постоянны. Например, руководитель сопоставляет, как ловко и умело предупреждает его потребности секретарь на службе в отличие от жены дома. Недовольный муж разводится с женой и женится на своем секретаре, но тут же обнаруживает, что секретарь в роли жены начинает действовать так же, как его прежняя жена. Или, например, многие служащие, которые постепенно добиваются руководящей роли, стараются сохранить свои прежние отношения с бывшими коллегами, ставшими подчиненными Но этот путь редко приводит к успеху, так как для роли босса нужны совершенно иные, новые отношения.
Устойчивостью институциональных
ролей обусловливается