Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 02:13, реферат
Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций
Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации. То есть, структура организации устанавливает некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений.
Для каждой социальной организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура. Организационная структура характеризуется распределением целей и задач между подразделениями и сотрудниками организации.
3. Условия необходимые для возникновения социальных институтов.
Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т. д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми, необходимыми моментами институционализации. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством.
Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.
Что то же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.
Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов.
Интернализация индивидам всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации. Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенно совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).
Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института.
4. Понятие социальной общности.
Социа́льная о́бщность (англ. community — общность, сообщество, объединение, единство, неразрывность) — реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия.
Нередко категория социальная общность трактуется как слишком широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны лишь некоторые одинаковые черты, похожесть жизнедеятельности и сознания. Этимологически слово «общность» восходит к слову «общее». Философская категория «общее» — это не похожесть, не повторяемость и не одинаковость, а единство различий, связанных между собой в рамках единого целого, или единое во многом (единство многообразного).
Cоциальная общность выступает
родовым понятием по отношению
к понятию «общество». Под обществом
(в широком смысле) понимается
исторически сложившаяся
Социальная общность объективно задана реальным способом социальной взаимосвязи людей и отражает повседневную форму их коллективной жизнедеятельности — объединение. Социальные общности различного типа определяются тем или иным способом (типом) взаимосвязи людей. В концепции К. Маркса и Ф. Тённиса выделяются два таких типа[1]:
Первый тип взаимосвязи людей характерен для архаического (первобытнообщинного) и традиционного (рабовладельческого, феодального) общества, второй — для общества индустриального типа (капиталистического).
При более детальной типологизации
выделяются следующие типы связей:
органический(
Данные типы связи возникли в социогенезе, в процессе исторического развития общества :
Общности разных видов и типов — это формы человеческого общежития, совместной жизнедеятельности людей, отличающихся в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов, и благодаря этому — более или менее одинаковыми свойствами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, сознания, психологических черт.
Для социальных общностей характерно
не только наличие общих объективных
характеристик, но и по сравнению
с другими человеческими
Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (напр., в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности).
Часто под социальной общностью понимают классификацию людей. Классификация — это объединение людей на основе ряда общих признаков, их совпадения, повторяемости (и здесь не важно как их определяют — существенными, значимыми — скорее всего для самого классификатора). В то время как социальная общность — форма реальной коллективной жизнедеятельности людей, которая представляет собой (объединение), основанное на объективно заданном способе взаимосвязи, при котором они проявляют солидарные действия как целерационально, осуществляя калькуляцию выгод «мы» перед «другими», так и стереотипно, аффективно и ценностно-рационально — рутинно, с чувствами и верой в это. Признаки схожести и различия выступают поэтому вторичными по отношению к ним.
Социальные общности могут классифицироваться
по различным основаниям — формирующиеся
в сфере общественного производства
(классы, профессиональные
Нередко неверная классификация социальных общностей оборачивается тем, что к последним относят тех, кто таковыми не является — социальные категории, практические группы и социальные совокупности как различные агрегатные состояния человеческого множества. Такие человеческие множества принято подразделять на мнимые (псевдо)общности, контактные (квази)общности (диффузные группы) и групповые общности (практические группы).
В классификации социальных общностей выделяются социально-поселенческие, территориальные, демографические, матримониальные (семейно-брачные), этнические, конфессиональные (религиозные), профессиональные, производственные, культурно-образовательные, досугово-коммуникативные, статусно-ролевые, социально-классовые и другие виды социальных общностей.
Тест
1 Социальная структура - «анатомический» скелет общества. ДА
2 Социальный статус играет главенствующую роль среди знакомых, а личный - среди незнакомых людей. НЕТ
3 Дети рабочих и крестьян чаще переходят в интеллигенты, нежели дети интеллигентов - в рабочие и крестьяне.
4 В семьях низших классов меньше детей, в семьях высших - больше. НЕТ
5 Чем выше образование, тем меньше шансов продвинуться наверх. НЕТ
6 Сословия являются исторически первой системой социальной стратификации. НЕТ
7 У одного человека может быть только один статус. НЕТ
8 В примитивных обществах много статусов, а в современных мало. ДА
9 Статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. ДА
10 Основные или главные институты, в свою очередь, состоят из множества неосновных, или частных, институтов. ДА
Понятия
Верификация (от позднелат. – подтверждение, доказательство) процедура оценки социологических гипотез, состоящая в сопоставлении их с фактами, положением дел в действительности. Результатом верификации может быть либо подтверждение, либо опровержение гипотезы. Подтверждение гипотезы укрепляет степень доверия к ней, повышает вероятность ее истинности, а опровержение доказывает ее ложность при условии обоснованности других составных частей исследования. Эмпирический метод обоснования гипотез в социальных науках имеет свою специфику. Наиболее эффективен он при изучении текущих общественных процессов, т.к. исследователь сам может определять, собирать или организовывать сбор необходимой информации для верификации интересующих его утверждений. В отношении прошлого приходится основываться на доступных историографических источниках, возникших, как правило, из других целей, и на косвенных данных. Это ограничивает возможности подтверждения гипотез. В отношении будущего задача верификации социологических прогнозов осложняется и тем, что само социальное познание (прогноз) является фактором общественного развития. Это расширяет объективные возможности управления и изменений хода социальных процессов. Особый характер повторяемости в истории, отличающейся от природных процессов, а также роль субъективного фактора в развитии общества обусловливают специфику взаимосвязи между социальной историей, социологией и социальной прогностикой, методы исследования в которых частично не совпадают, а процедура верификации имеет разную эффективность. Верификация в социологии осуществляется с помощью разнообразных статистических и других методов и критериев.