Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:32, реферат
Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, то есть в зависимости от глубины требуемого анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых в ходе него задач, и различают основные виды социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
1)Виды социологического исследования.
2)Программа и этапы эмпирического исследования.
3)Выборочный метод в социологии.
4)Прогнозирование в социологических исследованиях.
Тема:»Организация и проведение социологического исследования в строительной сфере»
План:
1)Виды социологического исследования.
2)Программа и этапы эмпирического исследования.
3)Выборочный метод в социологии.
4)Прогнозирование в
1. Виды социологического исследования.
Конкретный вид
Разведывательное исследование (пилотажное или зондажное) – наиболее простой вид конкретно-социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии. Данное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований, либо сбором весьма «прикидочных»
сведений об объекте
исследования для общей ориентации.
Потребность в этом возникает, особенно
в тех случаях, когда предмет
социологического исследования относится
к числу мало или вообще не изученных
проблем. В частности, данный вид
исследования может успешно применяться
для получения дополнительной информации
о предмете и объекте, уточнения
и корректировки гипотез и
задач, инструментария и границ обследуемой
совокупности в углубленном, широкомасштабном
исследовании, а также для выявления
трудностей, которые могут встретиться
в ходе его проведения. Выполняя
названные вспомогательные
этом случае можно говорить о такой разновидности разведывательного исследования, как экспресс-опрос.
Оперативные опросы (экспресс-опросы) нацелены на отношения людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также на выявление степени эффективности только что проведенных мероприятий. Например, экспресс-опросы используют для определения степени удовлетворенности аудитории качеством прослушанной лекции, для выяснения мнений студентов о содержании и форме проведенного занятия. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов, различных общественно-политических кампаний.
Обычно в разведывательном
исследовании используется какой-либо
один из наиболее доступных методов
сбора первичной
Описательное исследование
– более сложный вид
Аналитическое исследование
– самый углубленный вид
Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования интересующего исследования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства.
Наряду с основным критерием различения видов социологического исследования могут использоваться и другие критерии, связанные с формой и характером проведения исследования. Например, в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике или в динамике, выделяются два вида социологического исследования – точечное (разовое) и повторное.
Точечное исследование дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такая информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» характеристик объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени, т.е. однократное снятие информации о каком-либо явлении позволяет охарактеризовать явление в статике, но непригодно для описания изменений этих явлений.
Повторное исследование – это исследование одного и того же или различных контингентов, проводимые несколько раз, через определенные промежутки времени, в одинаковых или различающихся социальных условиях. Повторные исследования делятся на:
1) трендовые исследования;
2) панельные исследования;
3) лонгитюдные исследования.
2.Программа и
этапы эмпирического
Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими
социологическими
журналов, научной литературы и т. д. Возможно, и сам бывает вовлечен в эти
исследования в качестве респондента, т. е. источника первичной информации
об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность того, что кому-
либо из нас придется организовывать такое исследование.
В эмпирическом
социологическом исследовании
этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1)
подготовительный (разработка программы исследования); 2) основной
(проведение эмпирического исследования); 3) завершающий (обработка и анализ
данных, формирование выводов и рекомендаций).
Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы.
Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или
обусловлена познавательным интересом. Мы будем ориентироваться на
прикладное социологическое исследование, которое может быть проведено в
какой-либо производственной организации. Поэтому мы будем исходить из тех
или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время перед
производственными организациями.
В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает четкое
выражение в виде формулировки проблемы. Причем эта формулировка может
значительно отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком.
На основе предварительного анализа разрабатывается программа
исследования данной проблемы. Программа является обязательным исходным
документом любого социологического исследования, независимо от того,
является ли это исследование теоретическим или прикладным. Программа
социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы: 1)
теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение
понятий); 2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора
данных, методы обработки и анализа данных; 3) организационный (план
исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и
финансовых ресурсов и т. д.).
Цели и задачи исследования. Этот раздел программы регулирует отношения
заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого
результата, а также определяет объем затрат, времени и финансовых ресурсов,
необходимых для получения результата.
Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована
проблема как недостаточно высокий уровень управления подразделениями
организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин
низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и
разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации. Задачи
исследования представляют собой содержательную, методическую и
организационную конкретизацию цели.
Предмет и объект исследования. Предмет исследования — это центральный
вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же
эмпирическом объекте могут выделяться различные его аспекты, которые
являются предметом исследования. Иначе говоря, когда социолог выбирает
предмет исследования, он в то же время формулирует и гипотезу о возможном
пути решения проблемы, а также методы и формы проведения социологического
исследования.
Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятия — необходимый этап в
разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные
задачи: 1) Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются
в данном исследовании. 2) Это дает возможность вести анализ практических
проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное
обоснование его результатов, выводов и рекомендаций. 3) Обеспечить
измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных,
статистических показателей.
Теоретическая интерпретация понятий осуществляется через ряд
последовательных этапов. На первом этапе осуществляется перевод проблемной
ситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах. На следующем
этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные
составляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом.
Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования,
необходимо провести их факторную интерпретацию, то есть определить систему
его связей с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.
Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий,
которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие
элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-
индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное
описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.
Формирование
гипотезы — заключительная
эмпирического социологического исследования. Гипотеза исследования — это
Информация о работе Организация и проведение социологического исследования в строительной сфере