Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:03, реферат
Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.
Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует активной мыслительной деятельности.
Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.
Введение.
Задача современного самообразования.
Формы самостоятельной работы студентов
Внеаудиторная деятельность.
Цели и задачи внеаудиторной деятельности.
Организация самостоятельной работы студентов.
Студенческое научное общество.
Мотивация студентов к самостоятельной работе.
Цели самостоятельной работы студентов.
10. Заключение.
11. Список используемой литературы.
Содержание:
10. Заключение.
11. Список используемой литературы.
1.Введение
Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.
Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует активной мыслительной деятельности.
Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.
Методически обеспечить самостоятельную работу студентов – значит составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи каждого из них, разработать инструкции или методические указания, подобрать учебную, справочную, методическую и научную литературу.
2. Задача современного самообразования.
Среди основных задач современного образования есть задача развития личности учащегося вуза, предполагающая формирование его способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, рефлексии собственной деятельности. Для этого в процессе обучения студента в вузе необходимо сформировать систему профессионально значимых качеств, включающих основные функциональные компоненты профессиональной деятельности: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Однако в силу ряда объективных причин - временных ограничений в рамках аудиторных занятий - эти качества не всегда могут быть сформированы.
Из проекта «Современная модель образования...» ...Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
Задача обеспечить формирование
базовых компетентностей
Новая структура стандарта
призвана обеспечить наряду с внедрением
компетентностного подхода
В целом самостоятельная и внеаудиторная работа развивает такие качества: умение работать со специальной литературой, справочниками, периодическими изданиями, с современными информационно-коммуникативными технологиями; организованность, дисциплинированность, инициатива, активность в решении поставленных задач.
3. Формы самостоятельной работы студентов.
Наиболее широко используются
следующие формы
Студенту желательно
предоставить право выбора темы и даже руководителя работы;
выполнение домашних заданий разнообразного
характера. Это - решение задач; перевод
и пересказ текстов; подбор и изучение
литературных источников; разработка
и составление различных схем; выполнение
графических работ; проведение расчетов
и др.; выполнение индивидуальных заданий,
направленных на развитие у студентов
самостоятельности и инициативы. Индивидуальное
задание может получать как каждый студент,
так и часть студентов группы; выполнение
курсовых проектов и работ;
подготовка к участию в научно-теоретических
конференциях, смотрах, олимпиадах и др.
4.Внеаудиторная деятельность.
К внеаудиторной деятельности мы относим любую деятельность студентов, осуществляемую в рамках учебного заведения вне учебного процесса, способствующую их личностному развитию, расширению и углублению профессиональных знаний и формированию профессионально значимых качеств.
Внеаудиторная деятельность организуется на добровольной основе для желающих студентов и не подлежит оценке со стороны преподавателя, который сам может в ней участвовать вместе со студентами, но учитывается на соответствующем факультете или кафедре для более адекватной оценки качеств учащихся. Виды внеаудиторной работы определяются достигнутым уровнем активности и самостоятельности студентов. Для студентов, занимающихся внеаудиторной деятельностью, могут быть организованы управляемые или регулируемые педагогом виды деятельности (студенческая студия, мастерская, студенческое конструкторское бюро, студенческое научное общество и т. д.).
Внеаудиторная деятельность, инициируемая педагогическим коллективом или творческой активностью самих студентов, осуществляется на основе современных технологий, активных методов обучения и является важным элементом их профессиональной подготовки.
5.Цели и задачи внеаудиторной деятельности.
Цели и задачи внеаудиторной работы организаторами (студентами и преподавателями кафедры) могут быть сформулированы следующим образом:
В процессе работы над выбранным проектом студенты получают разнообразные знания и навыки по поиску и обработке информации, созданию Internet-ресурсов, использованию офисных пакетов, общению в процессе выполнения работ и выработке навыков коммуникативной деятельности и т. д.
Таким образом, участвуя в проекте, студенты приобретают новые знания и навыки, необходимые для будущей профессиональной работы. Кроме того, они получают практические навыки предметного и межпредметного взаимодействия (с представителями других областей научного знания) в освоении средств ИТ.
В качестве результатов внеаудиторной деятельности студентов рассматривается реализация проектов, направленных, например, на разработку технологической базы для построения системы дистанционного обучения; программного обеспечения для компьютерной поддержки изучения различных дисциплин; сайтов СНО и кафедры; информационных систем управления учреждением (на примере вуза).
6.Организация самостоятельной работы стубентов.
Главное в стратегической
линии организации
Простейший путь - уменьшение числа аудиторных
занятий в пользу самостоятельной работы
- не решает проблемы повышения или даже
сохранения на прежнем уровне качества
образования, ибо снижение объемов аудиторной
работы совсем не обязательно сопровождается
реальным увеличением самостоятельной
работы, которая может быть реализована
в пассивном варианте.
В стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента - 27 часов в неделю в среднем за весь период обучения. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, так же включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время. В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов:
7. Студенческое научное общество.
Одним из важных видов развития и активизации внеаудиторной деятельности студентов является участие в работе Студенческого научного общества (СНО).
В рамках студенческого научного общества осуществляются научно-исследовательские работы студентов (НИРС), ориентированные на реализацию исследовательских проектов СНО, средством выполнения которых являются информационные технологии.
В качестве основных направлений деятельности СНО по освоению и использованию современных ИТ можно выделить следующие:
изучение существующих
программных продуктов
8. Мотивация студентов к самостоятельной работе.
Чтобы развить положительное
отношение студентов к
Аудиторная самостоятельная работа может
реализовываться при проведении практических
занятий, семинаров, выполнении лабораторного
практикума и во время чтения лекций.
При чтении лекционного
курса непосредственно в аудитории необходимо
контролировать усвоение материала основной
массой студентов путем проведения экспресс-опросов
по конкретным темам, тестового контроля
знаний, опроса студентов в форме игры
“Что? Где? Когда?” и т.д.
На практических и семинарских
занятиях различные виды СРС позволяют
сделать процесс обучения более интересным
и поднять активность значительной части
студентов в группе.
На практических занятиях
по естественно-научным и техничес
1. Вводное слово преподавателя
(цели занятия, основные
2. Беглый опрос.
3. Решение 1-2 типовых задач у доски.
4. Самостоятельное решение задач.
5. Разбор типовых ошибок
при решении (в конце текущего
занятия или в начале
Активность работы студентов на обычных практических занятиях может быть усилена введением новой формы СРС, сущность которой состоит в том, что на каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задачи преподаватель дает лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п. ). Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий
Информация о работе Организация самостоятельной деятельности студентов