Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:42, курсовая работа
Актуальность темы. Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. В последнее время привлекают пристальное внимание теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента РФ, порядком прекращения полномочий Президента.
Введение ……………………………………………………………………….. …3
Конституционно-правовой статус главы государства………………6
Условия избрания и порядок вступления в должность…...................6
Президент гарант Конституции: прав и свобод граждан………… 10
Конституционное основание досрочного прекращения полномочий Президента РФ………………………………………………………………………14
2.1. Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ……………………………………………………………………………………14
2.2. Гарантии Президента досрочно прекратившего свои полномочия..18
Заключение…………………………………………………………………….22
Библиографический список………………………………………………………24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
Конституционное право
ТЕМА : « Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ »
Курсовая работа
студентки 2 курса
заочной формы обучения 622 гр.
Дранниковой В.Н.
Научный руководитель :
к.с.н., доцент
Колюшкина Л.Ю.
Дата сдачи курсовой работы :
Дата защиты:
Оценка:
г.Гуково
2012г.
План
Введение ……………………………………………………………………….. …3
2.1. Основания досрочного прекращения
полномочий Президента РФ…………………………………………………………………………
2.2. Гарантии Президента досрочно прекратившего свои полномочия..18
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………24
Введение
Актуальность темы. Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. В последнее время привлекают пристальное внимание теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента РФ, порядком прекращения полномочий Президента.
Продолжительность деятельности главы государства, включающая основания досрочного прекращения исполнения полномочий, непосредственно характеризует его статус, отражает существующий в государстве конституционно-правовой режим, влияет на уровень развития государственной демократии.
Основания прекращения исполнения полномочий главы государства до истечения конституционного срока вызываются обстоятельствами, требующими отлаженного и надежного механизма обеспечения непрерывности президентского властвования.
Актуальность темы усиливается в виду конституционной реформы, связанной с увеличением продолжительности общей легислатуры Президента России, требующей научного осмысления.
Объектом исследования
являются конституционно-правовые отношения,
взятые в их системном единстве,
складывающиеся в процессе реализации
оснований прекращения
Предметом исследования являются нормы конституционного права, регулирующие основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента России.
Цель работы
заключается в системном и
развернутом анализе конституци
Глава государства осуществляет свои функции и полномочия в определенном временном пространстве, протяженность которого сказывается на вырабатываемой Президентом России государственной политике, интенсивности и динамике его деятельности. Увеличение срока полномочий Президента Российской Федерации до шести лет в ежегодном Послании главы государства Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 г, например, обосновывалось, прежде всего тем, что оно позволит Президенту не только определить направление дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности.
Продолжительность
деятельности главы государства, включающая
основания досрочного прекращения
исполнения полномочий, непосредственно
характеризует его статус, отражает
существующий в государстве конституционно-
Досрочное прекращение
исполнения полномочий Президента РФ
представляет собой отдельный и
особый институт конституционного права,
характеризующий природу
Основания прекращения исполнения полномочий главы государства до истечения конституционного срока вызываются обстоятельствами, требующими отлаженного и надежного механизма обеспечения непрерывности президентского властвования.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи исследования: определить институциональное значение досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России; определить содержание оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации в контексте законодательного регулирования и практики их реализации; обосновать научно-практические предложения по совершенствованию порядка прекращения полномочий Президента.
Структура данной работы – состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка. Работа изложена на 25 страницах.
1. Конституционно-правовой статус главы государства
1.1.Условия избрания и порядок вступления в должность
Конституционный статус Президента Российской Федерации. В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.
Конституционный статус реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т. е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т. д.)1.
В советский период в России фактически отсутствовал пост главы государства. Формально эту роль выполнял коллегиальный орган - Президиум Верховного Совета РСФСР во главе с его Председателем. Будучи наделенным по Конституции значительными формальными полномочиями, этот орган играл отнюдь не самостоятельную роль в жизни страны, оставаясь придатком партийного аппарата, Председатель и секретарь подписывали правовые акты без коллегиального рассмотрения.
По Конституции РФ 1993 г. Президент является главой государства2. В прежней Конституции его функция была определена через термины "высшее должностное лицо" и "глава исполнительной власти". Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его "отлучения" от исполнительной власти. Термин "глава государства" более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой, основной ветви власти. Когда тем не менее употребляют термин "президентская власть", то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном - с исполнительной властью.3
Характеризуя конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию "Президента всех россиян" независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т. е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т. е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик и глав администраций других субъектов РФ. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких - либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и "лобби" всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.
Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Четырехлетний срок является достаточно распространенным в мировой практике. Президент РФ может быть переизбран на второй четырехлетний срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается. Следовательно, избрание на третий и четвертый сроки возможно, но только после перерыва. Конституционный Суд РФ в определении от 5 ноября 1998 г. указал, что избрание первого Президента РФ в 1991 г. (т. е. до принятия Конституции РФ в 1993 г.) на срок до 1996 г. должно рассматриваться как первый срок президентства и по новой Конституции.
Право избирать Президента предоставляется гражданам, достигшим на день выборов 18 лет. Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос. Эти нормы обеспечивают подлинную всеобщность избирательного корпуса, не допуская в то же время принудительного голосования или, напротив, установления ограничительных цензов. От выборов отстраняются только недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда4.
Конституционных требований к Президенту РФ не так много. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет не означает, что кандидат в Президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковременные поездки, речь здесь идет только о непрерывном основном местожительстве и притом, как можно догадаться, непосредственно в годы перед избранием на пост Президента. Данное лицо должно быть гражданином РФ, и поскольку не сказано, что обязательно по рождению, то можно сделать вывод, что также по натурализации (в ведущих странах мира такое обычно не встречается) к выборам главы государства, они способствуют расширению круга лиц, из которого может быть избран Президент. В то нее время ясно, что главой государства должен становиться только гражданин, имеющий большой жизненный и политический опыт, тесно связанный с интересами народа и способный руководить нашим непростым государством5.
Право выдвижения кандидатов на пост Президента принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам.
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти комиссии создаются на уровне Федерации (Центральная избирательная комиссия), субъектов РФ, территорий (районов, городов и др.), участков. Каждый зарегистрированный кандидат в Президенты вправе назначить одного члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом совещательного голоса. Избирательные комиссии имеют большие права, их деятельность строго регламентирована и осуществляется гласно и открыто.
Избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центризбиркомом о результатах выборов. При вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ. Предусмотрено, что присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. С момента принесения присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей.6
Информация о работе Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ