Основные элементы культуры в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:51, реферат

Описание работы

В социологическом понимании культура выступает прежде всего как ценностно-нормативная система социальной регуляции. Эта сложноорганизованная система состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. От развития структурных элементов культуры во многом зависит ее способность эффективно выполнять свою роль в обществе. В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяют, социальные ценности, социальные нормы и обычаи, традиции и обряды.
Социальные ценности – это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться.

Файлы: 1 файл

РАБОТА!!!.docx

— 291.96 Кб (Скачать файл)
  1. Основные элементы культуры в социологии.

В социологическом понимании  культура выступает прежде всего как ценностно-нормативная система социальной регуляции. Эта сложноорганизованная система состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. От развития структурных элементов культуры во многом зависит ее способность эффективно выполнять свою роль в обществе. В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяют, социальные ценности, социальные нормы и обычаи, традиции и обряды.

Социальные ценности – это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться.

В социологии ценности рассматриваются  как важнейший элемент социальной регуляции. Они определяют общую  направленность этого процесса, задают нравственную систему координат, в  которых существует и на которые  ориентируется человек. На основе общности социальных ценностей достигается  согласие (консенсус) как в малых  группах, так и в обществе в  целом.

Социальные ценности являются продуктом  взаимодействия людей, в ходе которого формируются их представления о  справедливости, добре и зле, смысле жизни и т. д. Каждая социальная группа выдвигает, утверждает и защищает свои ценности. В то же время могут быть и общечеловеческие ценности, к числу которых в демократическом обществе относят мир, свободу, равенство, честь и достоинство личности, солидарность, гражданский долг, духовное богатство, материальное благополучие и др.

Выделяют также индивидуальные ценности, для характеристики которых  социологи используют понятие ценностные ориентации. Это понятие отражает ориентацию индивида на определенные ценности (здоровье, карьеру, богатство, честность, порядочность и т. д.). Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах сознания личности.

На основе социальных ценностей  возникает другой важный элемент  системы регуляции жизнедеятельности  людей – социальные нормы, которые  определяют границы допустимого  поведения в обществе. 

Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Социальные нормы обеспечивают повторяемость, устойчивость и регулярность взаимодействий людей в обществе. Благодаря этому поведение индивидов  становится прогнозируемым, а развитие социальных отношений и связей приобретает предсказуемый характер, что способствует стабильности общества в целом.

Социальные нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно в отношении ценностно-нормативной  регуляции социальной жизни их разграничение  направовые и моральные. Первые проявляются в форме законов и содержат четкие установки, определяющие условия применения той или иной нормы. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, нравственного долга личности.

Социальные нормы также могут  опираться на обычаи, традиции и  обряды, совокупность которых образует еще один важный компонент культуры.

Обычаи, традиции и обряды – это воспринятые из прошлого формы социальной регуляции поведения людей.

Обычаи означают исторически сложившиеся массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Это своего рода неписаные правила поведения. К их нарушителям применяются неформальные санкции – замечания, неодобрение, порицания и т. д. Обычаи, имеющие моральное значение, образуют нравы. Это понятие характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они приобретают характер традиций.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени. Традиции являются объединяющим началом, способствуют консолидации социальной группы или общества в целом. В то же время слепое следование традициям порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Обряд – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе определенные нормы и ценности. Обряды сопровождают наиболее важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу, погребение, отпевание и т. д. Сила обрядов заключается в их эмоционально-психологическом воздействии на поведение людей.

С обрядами тесно связаны церемонии и ритуалы. Под церемонией понимается определенная последовательность символических действий, по поводу какого-либо торжественного события (коронации, награждения, посвящения в студенты и т. д.). В свою очередь ритуалы связаны с символическими действиями по отношению к священному или сверхъестественному. Это, как правило, стилизованный набор слов и жестов, цель которых – вызвать определенные коллективные эмоции и чувства.

Отмеченные выше элементы (в первую очередь язык, ценности, нормы) образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной  системы регуляции поведения  людей. Существуют и другие элементы культуры, выполняющие определенные функции в обществе. К ним относятся привычки (стереотипы поведения в тех или иных ситуациях), манеры(внешние формы поведения, подлежащие оценке окружающих), этикет (особые правила поведения, принятые в определенных социальных кругах), мода (как проявление индивидуальности и как стремление поддерживать свой социальный престиж) и др.1

Таким образом, культура, представляя  собой сложную систему функционально  взаимосвязанных элементов, выступает  как важный механизм человеческого  взаимодействия, определяющий социальное пространство деятельности людей, их образ  жизни и главные ориентиры  духовного развития.

 

    1.1. Праздник, традиция, семья

Что есть праздник и традиция? Безусловно, это светлые, радостные  и добрые понятия в жизни каждого  человека. С помощью них человек  живёт полноценной жизнью. В то же время, на мой взгляд, они призывают  сплотить общество, в частности семью, помочь ей быть настоящей и порядочной.   
Существует огромное количество семейных праздников и тем более семейных традиций. Для начала разберёмся с понятиями «праздник» и «традиция». Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. В том числе, день или ряд дней. Традиция - множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающим одним из регуляторов общественных отношений. Теперь мы знаем, что такое праздник и традиция. Эти понятия есть во всех странах мира, во всех городах, у всех национальностей и у каждого человека. Мы же будем рассматривать их в такой социальной структуре как семья. Семья, в свою очередь, законный социальный институт, находящийся под защитой государства. В российском семейном праве семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления. Если обобщить всё выше сказанное, то мы будем исследовать, рассуждать и понимать, что же такое семейные традиции, праздники и их роль в семье.  

   

 

1.2. Какие они семейные традиции?

Что такое семейные традиции? Даже немного подумав, трудно будет сформировать полный и правильный ответ на этот вопрос. Вот что говорят толковые словари по поводу семейных традиций: «Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». С большой долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания «семейные традиции» у большинства людей возникают ассоциации со словами «дом», «родственники», «родители», «дети». И действительно, если закрыть глаза и мысленно произнести слово «детство», так вместе с близкими и родными людьми и домашним уютом родительского дома в человеческом сознании возникают и другие ассоциации, что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать семейной традицией. Эти воспоминания находятся очень глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под понятием «семейные традиции» неоднократно повторялись с раннего детства. Если в семье не было устоявшихся традиций, в памяти вырисовываются другие воспоминания из детских лет — обычно яркие и красочные, но зачастую они не имеют отношения к семье. Интересна реакция многих родителей на вопрос о том, как они видят свою семью. Обычно они отвечают, что хотят столько-то деток, мечтают чтобы дети окончили ВУЗ, расскажут о том, какой дом их мечты. И обязательно в первой десятке предложений они, сами не замечая того, начнут описывать семейные традиции, которые хотят завести в своем доме. В большинстве случаев это копирование семейных традиций, сложившихся в семьях каждого из родителей, и очень редко — что-то новое.

    1. Традиции и обряды русского народа

 

Семейные традиции и обряды

Среди русского старожильческого населения (особенно среди казачества и крестьян, рано получивших землю  во владение, а затем и в собственность) обычным явлением в прошлом были большие (неразделенные) семьи. Вместе жили и совместно хозяйствовали  не только родители, дети и внуки, но и несколько братьев, тут же могли  быть сестра с мужем-примаком, осиротевшие  племянники и другие родственники. Нередко семья объединяла до 20 и  более человек. Во главе семейного  коллектива стоял отец или старший  брат (большак, старшой), Распорядительницей среди женщин и авторитетом среди мужчин была его жена. Внутрисемейная жизнь определялась патриархальными устоями. Сама церковь предписывала женщинам беспрекословное подчинение мужу. Снох ожидал в семейной жизни тяжелый повседневный труд, от них ждали покорности и повиновения. В то же время все члены семьи участвовали в выполнении хозяйственных дел, на мужчинах лежали наиболее тяжелые полевые, лесные, строительные работы. В семейные дела вовлекались и дети. После отмены крепостного права и получения земельных наделов появилась тенденция к распаду больших семей. Переселенцы последних десятилетий XIX в. редко решались на переезд большим составом. Вместе с тем проживание старшего сына с родителями повсюду оставалось семейной традицией. Семьи в 7-9 человек были распространенным явлением. В столыпинское время наряду с ними появлялись маленькие семьи - в 4-6 человек.

 

Календарные праздники  и обряды, фольклор

В повседневной жизни проявлялись  родственные отношения, объединявшие людей в крепкие многочисленные группы. Связь поддерживалась совместным проведением праздников (хождением  друг к другу в гости), а также  обычаями взаимопомощи и взаимовыручки. Одним из них, наиболее жизнестойким, был обычай помощи в труде (помочи, толока).

Он выступал в двух видах: в попеременном выполнении за довольно сжатый срок одних и тех же работ  в объединившихся хозяйствах; в выполнении срочных работ по приглашению  одного хозяина. Первый вид помочи касался  полевых работ (жатвы, перевозки  снопов, обмолота), реже сенокоса. Особенно часто он использовался осенью для  заготовки на зиму капусты, обработки (мытья) льна для прядения; в таком  случае он затрагивал только молодых  женщин и девушек. Одноразовая помочь собиралась для перевозки леса и  строительных материалов, установки  сруба, покрытия крыши и др. Хозяин кормил собравшихся завтраком, а  по окончании работ угощал хорошим  обедом с пивом и вином. Несмотря на усталость, присутствующие пели, плясали, веселились.

На большом подъеме, с  участием всех жителей, а иногда и  гостей из соседних деревень, проводились  народные праздники и гуляния.

Основные зимние праздники  приходились на январь. Две святочные  недели (святки) объединяли три больших  праздника: Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники  затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой ("чтобы был урожай"). Дети, девушки и парни под Рождество ходили по домам колядовать, Колядовали и в Новый год. Весь святочный период, особенно под Новый год и после него, девушки гадали, чтобы узнать свою судьбу.

Обязательным элементом  святок было ряжение. Молодежь наряжалась стариками и старухами, цыганами, гусарами; мазали лица сажей, надевали вывороченные наизнанку шубы и ходили по деревне, подшучивая над всеми, разыгрывая сценки, веселясь. Участвовала в основном молодежь, остальные были зрителями.

Любимым праздником была Масленица, она длилась целую неделю и  знаменовала проводы зимы и встречу  весны. Начиная с четверга масленичной  недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка. Считают, что празднование Масленицы осталось у русских с дохристианских времен. Церковь придала народным обычаям свою окраску.

После долгого изнурительного поста праздновали Пасху - церковный  праздник, охотно поддержанный народом, воспринимавшийся как расцвет весны, пробуждение жизни. На Пасху пекли  сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили  яйца, посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались). Молодежь собиралась отдельно, парни и девушки водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях. После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день - посещали кладбища, приносили еду к могилам умерших родственников, в том числе и пасхальную.

Завершали весенний цикл праздников Семик и Троица. Их праздновали  на седьмой неделе после Пасхи (Семик - в четверг, а Троицу - в воскресенье), В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали  венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти  замуж. До этого варили в складчину  пиво и веселились с парнями на берегу реки до поздней ночи. В Троицу было принято украшать внутреннюю часть  дома березовыми ветвями. Традиционной пищей были яйца, яичница и другие блюда из яиц.

В осенне-зимний период устраивались посиделки (супредки). Вечерами молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины приносили кудель и другую работу - пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили, развлекались.

Информация о работе Основные элементы культуры в социологии